действующим художникам, кураторам, арт-критикам и арт-менеджерам;
всем, кто хочет познакомиться со смыслами, контекстами и практиками современного искусства.
Первый модуль. История и теория
Погружение в историю становления современного искусства — от предтечей явления в XIX веке до актуальных тенденций. Внимание уделяется не только самим работам и трансформации медиумов, но и истории кураторства и коллекционерского дела.
6 месяцев
длительность обучения
Предыстория современного искусства: XIX и XX века
Обзор ключевых вех и персоналий, которые ознаменовали поворотные моменты в развитии искусства и способствовали появлению того, что мы называем современным искусством сегодня.
История современного искусства с 1945 года до наших дней
Знакомство с направлениями искусства XX – начала XXI веков, развитие навыков анализа и интерпретации работ художников и взгляд на современное искусство как форму критического мышления.
История российского современного искусства
Обзор художественной сцены России с 2000 года по сегодняшний день и ее актуальных тенденциях. Особое внимание посвящено децентрализации искусства и региональным сценам на примере конкретных художников и институций.
История медиумов и постмедиальное состояние искусства
Исследование различных средств выражения искусства, их истории и трансформации. Особое место занимает вопрос о междисциплинарности в современном искусстве, а также изучение момента, когда начали стираться границы между изобразительным искусством и наукой, философией, театром, музыкой, кино.
История выставок и кураторства
Ретроспектива развития института кураторства и выставок. В основе курса лежит архивный подход, позволяющий осмыслить наиболее значимые выставки XX и XXI веков.
Коллекционирование: от животного мира до NFT
Знакомство с этапами истории коллекционирования в XVI–XX веках, особенностями экспонирования коллекций в странах Европы, Америки и России, основными научными методами в изучении коллекционирования и рынка искусства.
Факультатив. Ридинг-группа: теория авангарда
Чтение и обсуждение ключевых текстов, связанных с художественным авангардом XX века.
Факультатив. Ридинг-группа: Критическая теория
Чтение и понимание теоретических текстов XX века для дальнейшего применения в художественной практике.
Факультатив. Введение в гендерные исследования
Изучение классических текстов по гендерным исследованиям и феминистской теории в их связи с искусством.
Факультатив. Эстетика космизма
История философской и научной мысли второй половины XIX — начала XX века и рассмотрение ее влияния на искусство.
Второй модуль. Медиумы
Изучение средств выражения, которыми пользуется художник. В фокусе модуля новейшие медиа, включающие работу со звуком, видео и медиатехнологиями.
6 месяцев
длительность обучения
Грамматики художественного произведения
Комбинаторика, цвет, свет, ассамбляж — изучение и практика основ поэтики произведения искусства.
Концептуализм и постконцептуализм в искусстве
Общие принципы и главные представители концептуального искусства, работа с объектами.
Видеоарт как дискурсивная практика
Обзор истории видеоарта от однокадровых видео до виртуальной реальности.
Искусство медиаарта
История и практика новых медиа в искусстве.
Искусство Art & Science
Специфика технологического искусства на примере важнейших представителей, работ и фестивалей.
Художественное исследование
Обзор этапов работы над исследованием, инструментов поиска и упорядочивания информации, технология создания концептов.
Основы Sound Art
Современные методы работы с аудио в искусстве: от саунд-дизайна до экспериментального звука.
Гейм-дизайн в современном искусстве
Теория, эстетика и поэтика игрового искусства и их применение в современных художественных практиках.
Факультатив. Ридинг-группа: антиномии истории искусства
«Медленное чтение» и обсуждение текстов Алоиза Ригля, Генриха Вельфлина, Эрвина Панофского, Мейера Шапиро, Ролана Барта, Джонатана Крэри, Джеймса Элкинса.
Факультатив. Искусство и эстетика постгуманизма
Проблематизация неантропоцентрической эстетики современного искусства.
Факультатив. Зачем (искусству) философия?
Разбор базового функционала философской практики и история взаимодействий художников и философов.
Третий модуль. Пространство
Продолжение погружения в актуальные медиумы, курсы по арт-менеджменту и организации выставок.
6 месяцев
длительность обучения
Теории пространства и планетарности
Обсуждение вопросов антропоцена, устойчивости, Земли, геологии и искусства.
Опыты (пространственного) поэтического письма
Работа с «пограничными» и экспериментальными текстуальными и пространственными практиками, изучение актуальных способов взаимодействия литературы и современного искусства.
Перформативные практики и танец
От истории и теории перформанса до пространственной телесности.
Искусство инсталляции
Пространственные экспозиции, реди-мейды и другие объекты современного искусства.
Выставка своими (и не только) руками
Практическое пособие, которое поможет организовать свою выставку.
Постколониальность и искусство
Современное искусство в контексте постколониальной теории, образности и идентичности.
Становление художественных институций и музеев
Рассмотрение музея как социального и культурного явления, история музейного дела в России и за рубежом, а также прогнозирование будущего галерейного и музейного дела.
Факультатив. Организационные теории и арт-менеджмент
Менеджмент проекта в современном искусстве — от объекта искусства до выставки.
Факультатив. Культурная дипломатия и этикет в арт-среде
Особенности коммуникации и переговоров в российской и зарубежной творческой среде.
Защита итогового проекта
Защита исследовательского эссе и портфолио, наработанного за время обучения в мастерской.
Итог программы: защита итоговой работы, включающей эссе, портфолио и заявку на опен-колл, и получение диплома установленного образца.
Мастерская современной живописи Таисии Коротковой
Занятия в мастерской сочетают в себе разбор практических и теоретических аспектов, касающихся цвета, пространства, пластики живописного произведения, а также содержания и выразительности в живописи. Мастерская дает инструменты, помогающие вести работу от идеи до ее реализации. В процессе практической работы обычно возникают вопросы, связанные с технологией живописи, поэтому, по необходимости, мастером проводятся мастер-классы основных живописных техник и рисунка.
О мастерской
Все мастерские художников
Художественная мастерская Александра Плюснина
В мастерской будет вестись обсуждение роли терминов, одержимости пространством и территорией — постепенно фокус с теории перейдет на практику. Если архитектура мастерской — это гетеротопия, то деятельность студента в рамках выбранного медиума может быть направлена на разработку собственной стратегии в формате экспериментальной выставки или конструирования выставочного пространства или инфраструктуры.
О мастерской
Все мастерские художников
Мастерская перформанса Алины Гуткиной
В ходе совместной работы в мастерской обсуждаются телесные практики и терапевтические аспекты перформанса, разбираются принципы работы в группе и важные аспекты при создании коллектива. Перформанс рассматривается через соприкосновение с современным театром и танцем. Особое внимание уделяется процессуальности художественного действия и гендерный подход к перфоративным практикам.
О мастерской
Все мастерские художников
Тьюторская мастерская Арсения Жиляева «Пусть расцветают сто цветов»
Студенты исследуют сценарии возможного будущего и то, какое место займет в нем художественное творчество. Автор мастерской предлагает экспериментировать с формами субъективности, изучая возможности производства искусства на новых уровнях организационного развития.
О мастерской
Все мастерские художников
Мастерская Марины Бобылевой
В рамках курса шеф-куратор галереи «Триумф» Марина Бобылева расскажет о роли куратора как продюсера и агента, применимости кураторских практик в галерейной сфере, возможных направлениях развития молодого художника и стратегиях выставочных пространств разного формата. Также студенты обсудят, какие шаги необходимо сделать, чтобы предложить свой проект и с чего начать работу в выставочном пространстве. Курс демонстрирует процесс взаимодействия куратора и художника с обеих сторон.
О мастерской
Все мастерские кураторов
Мастерская Бориса Клюшникова
Мастерская посвящена сравнительному анализу парижской, российской и немецкой художественной критики XIX века в контексте этапов становления искусства того времени. Целью является исследование противоречий и развитие методик критического рассмотрения художественных произведений.
Количество занятий: 15
О мастерской
Все мастерские арт-критиков
Мастерская Ивана Стрельцова
Участники мастерской научатся анализировать выставки и писать рецензии на них. Также каждый из слушателей сможет определиться с направлением развития собственных критических позиций и исследовательских интересов.
О мастерской
Все мастерские арт-критиков
Мастерская Алекснандры Воробьевой
Мастерская посвящена анализу способов писать об искусстве и культуре. Материалом для анализа станут самые разные тексты — от критических эссе и нон-фикшна до автобиографической прозы художников и статей из контркультурных зинов. Мы попробуем критически осмыслить эти тексты и контексты, в которых они существуют: например, биографию автора, языковые традиции, хронологию создания и распространения текста.
О мастерской
Все мастерские арт-критиков
Преподаватели
Дмитрий Булатов
Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал). Подробнее
Александра Старусева-Паршеева
Кандидат искусствоведения, кинорежиссер, видеохудожник.
Арсений Жиляев
Художник, куратор, теоретик современного искусства. Подробнее
Влад Софронов
Кандидат философских наук, независимый исследователь.
Николай Алексеев
Художник, куратор, соучредитель Воронежского центра современного искусства.Подробнее
Саша Талавер
Докторантка факультета гендерных исследований Центрально-Европейского университета (Будапешт / Вена).
Марина Бобылева
Шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф». Подробнее
Николай Смирнов
Географ, художник, куратор проектов «Метагеография». Подробнее
Егор Софронов
Художественный критик, редактор «Художественного журнала». Подробнее
Наталья Серкова
Философ, теоретик искусства, соосновательница проекта TZVETNIK. Подробнее
Евгений Кучинов
Философ, историк, исследователь странных анархизмов, языков космического общения и неопознанных технических объектов.
Дарья Юрийчук
Художница и исследовательница визуальной культуры. Соавторка спектаклей Locker Room Talk и «Кариес капитализма» (Центр имени Мейерхольда). Соосновательница медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое».
Екатерина Лазарева
Кандидат искусствоведения, художник, куратор Музея современного искусства «Гараж». Доцент кафедры Теории и истории искусства РГГУ. Подробнее
Юлия Фиш
Искусствовед, куратор, продюсер, сотрудник отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Артём Бондаревский
Юрист фонда V-A-C.
Александра Цибуля
Поэт, художественный и литературный критик, постоянный автор Официальной газеты Эрмитажа. Подробнее
Мария Домрачева
Ассистент куратора и генеральный координатор основного проекта IV и V Уральской биеннале.
Георгий Мамедов
Левый и ЛГБТ-активист, куратор и исследователь.
Вита Шахнович
Графический дизайнер, медиахудожница.
Анастасия Гачева
Филолог, историк русской литературы и философии, исследователь наследия философов-космистов.
Андрей Ковалев
Художественный критик, писатель, преподаватель факультета истории искусства МГУ.
Мария Молокова
Художник, композитор, преподаватель. Выпускница Университета искусств в Белграде и Школы им. Родченко. Подробнее
Екатерина Никитина
Ph.D. по литературоведению (Силезский университет), участница открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель Международной магистерской программы по Art&Science в университете ИТМО.
Анна Буали
Куратор отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина, арт-директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб». Подробнее
Ольга Чучадеева
Независимый PR-консультант, продюсер, музыкальный менеджер.
Павел Митенко
Художник-акционист, участник трансдисциплинарной перформативной группы «Союз выздоравливающих», куратор, исследователь. Подробнее
Алиса Багдонайте
Куратор, преподаватель, галерист.
Йоэль Регев
Философ, доктор наук (PhD) (Еврейский университет в Иерусалиме), доцент Европейского университета (Санкт-Петербург). Подробнее
Михаил Куртов
Кандидат философских наук, исследователь медиа и метамедиа, специалист по технотеологии. Подробнее
Валерия Олейник
Основатель студии Spasibo Studio, занимающейся поддержкой и продвижением российских художников.
Кирилл Костеев
Архитектор с опытом создания и реализации скульптур и паблик-арт-объектов.
Максим Мирошниченко
Кандидат философских наук, исследователь культуры, сотрудник Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ ВШЭ.
Екатерина Крылова
Независимый куратор, исследователь, историк искусства. Сотрудничала с Еврейским музеем и центром толерантности, Музеем «Гараж» и другими институциями. Подробнее
Галина Рымбу
Поэтесса, критикесса, переводчица, кураторка литературных проектов. Подробнее
Преподаватели
Дмитрий Булатов
Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал). Подробнее
Александра Старусева-Паршеева
Кандидат искусствоведения, кинорежиссер, видеохудожник.
Арсений Жиляев
Художник, куратор, теоретик современного искусства. Подробнее
Влад Софронов
Кандидат философских наук, независимый исследователь.
Николай Алексеев
Художник, куратор, соучредитель Воронежского центра современного искусства. Подробнее
Саша Талавер
Докторантка факультета гендерных исследований Центрально-Европейского университета (Будапешт / Вена).
Марина Бобылева
Шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф». Подробнее
Николай Смирнов
Географ, художник, куратор проектов «Метагеография». Подробнее
Егор Софронов
Художественный критик, редактор «Художественного журнала». Подробнее
Наталья Серкова
Философ, теоретик искусства, соосновательница проекта TZVETNIK. Подробнее
Евгений Кучинов
Философ, историк, исследователь странных анархизмов, языков космического общения и неопознанных технических объектов.
Дарья Юрийчук
Художница и исследовательница визуальной культуры. Соавторка спектаклей Locker Room Talk и «Кариес капитализма» (Центр имени Мейерхольда). Соосновательница медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое».
Екатерина Лазарева
Кандидат искусствоведения, художник, куратор Музея современного искусства «Гараж». Доцент кафедры Теории и истории искусства РГГУ. Подробнее
Юлия Фиш
Искусствовед, куратор, продюсер, сотрудник отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Артём Бондаревский
Юрист фонда V-A-C.
Александра Цибуля
Поэт, художественный и литературный критик, постоянный автор Официальной газеты Эрмитажа. Подробнее
Мария Домрачева
Ассистент куратора и генеральный координатор основного проекта IV и V Уральской биеннале.
Георгий Мамедов
Левый и ЛГБТ-активист, куратор и исследователь.
Вита Шахнович
Графический дизайнер, медиахудожница.
Анастасия Гачева
Филолог, историк русской литературы и философии, исследователь наследия философов-космистов.
Андрей Ковалев
Художественный критик, писатель, преподаватель факультета истории искусства МГУ.
Мария Молокова
Художник, композитор, преподаватель. Выпускница Университета искусств в Белграде и Школы им. Родченко. Подробнее
Екатерина Никитина
Ph.D. по литературоведению (Силезский университет), участница открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель Международной магистерской программы по Art&Science в университете ИТМО.
Анна Буали
Куратор отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина, арт-директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб». Подробнее
Ольга Чучадеева
Независимый PR-консультант, продюсер, музыкальный менеджер.
Павел Митенко
Художник-акционист, участник трансдисциплинарной перформативной группы «Союз выздоравливающих», куратор, исследователь. Подробнее
Алиса Багдонайте
Куратор, преподаватель, галерист.
Иоэль Регев
Философ, доктор наук (PhD) (Еврейский университет в Иерусалиме), доцент Европейского университета (Санкт-Петербург). Подробнее
Михаил Куртов
Кандидат философских наук, исследователь медиа и метамедиа, специалист по технотеологии. Подробнее
Валерия Олейник
Основатель студии Spasibo Studio, занимающейся поддержкой и продвижением российских художников.
Кирилл Костеев
Архитектор с опытом создания и реализации скульптур и паблик-арт-объектов.
Максим Мирошниченко
Кандидат философских наук, исследователь культуры, сотрудник Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ ВШЭ.
Екатерина Крылова
Независимый куратор, исследователь, историк искусства. Сотрудничала с Еврейским музеем и центром толерантности, Музеем «Гараж» и другими институциями. Подробнее
Галина Рымбу
Поэтесса, критикесса, переводчица, кураторка литературных проектов. Подробнее
Мастерские
Мастерские художников Студенты учатся анализировать и интерпретировать реальность в образных формах, понимать и самостоятельно развивать художественные языки и контексты, ориентироваться в принципах работы системы современного искусства. Подробнее →
Мастерские арт-критиков Студенты системно изучают историю и теорию искусства, погружаются в актуальное состояние художественной среды, учатся понимать и анализировать художественные языки и актуальные контексты. Подробнее → Мастерские кураторов Студенты учатся производить и представлять идеи художественных проектов, ориентироваться в принципах работы системы современного искусства со стороны художников, медиа и площадок.Подробнее →
Мастерская арт-менеджеров Студенты учатся управлять художественными процессами на примерах реальных мировых кейсов, формировать концепции и планы развития, моделировать команду и бюджет, писать заявки и выбирать каналы продвижения. Подробнее →
Получить консультацию
До начала обучения мы предлагаем пройти бесплатный вводный модуль. Он также содержит лекции и воркшопы, но обучение на нем не так интенсивно — щадящие темпы помогают подготовиться к прохождению основного курса.
Слушатели модуля учатся организовывать процесс обучения, начинают погружаться в историю и актуальное состояние современного искусства, намечают траекторию развития и проходят первые мастер-классы от ведущих художников, критиков, кураторов и арт-менеджеров.