Получить консультацию
Специалисты приемной комиссии расскажут про акции и ответят на ваши вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и получение сообщений от Среды обучения.
Старт обучения в марте 2022
Теория, практика и работа в мастерских художественных критиков и редакторов изданий в сфере современного искусства. В конце — портфолио и диплом.
Практики современного искусства ←
Практики современного искусства →

Практики современного искусства: обучение для художественных критиков

арт-критик →
арт-критик →
арт-критик →
арт-критик →
Время решиться: скидка 20% до конца ноября
Скидка действует при разовой оплате от семестра обучения и не суммируется с другими акциями
Мастерские
Мастерская художественной критики Бориса Клюшникова
Изучение истории критики в контексте парижской, российской и немецкой критической сцены XIX века и практика современного письма об искусстве.
Набор закрыт
Набор закрыт
Мастерская главного редактора «Диалога искусств» с акцентом на постоянной практике и написании текстов.
Мастерская художественной критики Александры Рудык
«Ключи к новому настоящему» — мастерская Егора Софронова и Ивана Стрельцова
Мастерская художественной критики — теория в блоках-«ключах», работа с архивами журнала «Настоящее» и практика по ведению собственной редакции.
Кому подойдет программа
Программа подходит начинающим и практикующим художественным критикам, а также тем, кто только собирается научиться работать с текстами о современном искусстве.
Программа
6 месяцев
длительность обучения
Первый модуль. История и теория
Погружение в историю становления современного искусства — от предтечей явления в XIX веке до актуальных тенденций. Внимание уделяется не только самим работам и трансформации медиумов, но и истории кураторства и коллекционерского дела.
Смотреть предметы
Предыстория современного искусства: XIX и XX века
Обзор ключевых вех и персоналий, которые ознаменовали поворотные моменты в развитии искусства и способствовали появлению того, что мы называем современным искусством сегодня.
История современного искусства с 1945 года до наших дней
Знакомство с направлениями искусства XX – начала XXI веков, развитие навыков анализа и интерпретации работ художников и взгляд на современное искусство как форму критического мышления.
История российского современного искусства
Обзор художественной сцены России с 2000 года по сегодняшний день и ее актуальных тенденциях. Особое внимание посвящено децентрализации искусства и региональным сценам на примере конкретных художников и институций.
История медиумов и постмедиальное состояние искусства
Исследование различных средств выражения искусства, их истории и трансформации. Особое место занимает вопрос о междисциплинарности в современном искусстве, а также изучение момента, когда начали стираться границы между изобразительным искусством и наукой, философией, театром, музыкой, кино.
История выставок и кураторства
Ретроспектива развития института кураторства и выставок. В основе курса лежит архивный подход, позволяющий осмыслить наиболее значимые выставки XX и XXI веков.
Коллекционирование: от животного мира до NFT
Знакомство с этапами истории коллекционирования в XVI–XX веках, особенностями экспонирования коллекций в странах Европы, Америки и России, основными научными методами в изучении коллекционирования и рынка искусства.
Факультатив. Ридинг-группа: теория авангарда
Чтение и обсуждение ключевых текстов, связанных с художественным авангардом XX века.
Факультатив. Ридинг-группа: Критическая теория
Чтение и понимание теоретических текстов XX века для дальнейшего применения в художественной практике.
Факультатив. Введение в гендерные исследования
Изучение классических текстов по гендерным исследованиям и феминистской теории в их связи с искусством.
Факультатив. Эстетика космизма
История философской и научной мысли второй половины XIX — начала XX века и рассмотрение ее влияния на искусство.
6 месяцев
длительность обучения
Второй модуль. медиумы
Изучение средств выражения, которыми пользуется художник. В фокусе модуля новейшие медиа, включающие работу со звуком, видео и медиатехнологиями.
Смотреть предметы
Грамматики художественного произведения
Комбинаторика, цвет, свет, ассамбляж — изучение и практика основ поэтики произведения искусства.
Концептуализм и постконцептуализм в искусстве
Общие принципы и главные представители концептуального искусства, работа с объектами.
Видеоарт как дискурсивная практика
Обзор истории видеоарта от однокадровых видео до виртуальной реальности.
Искусство медиаарта
История и практика новых медиа в искусстве.
Искусство Art & Science
Специфика технологического искусства на примере важнейших представителей, работ и фестивалей.
Художественное исследование
Обзор этапов работы над исследованием, инструментов поиска и упорядочивания информации, технология создания концептов.
Основы Sound Art
Современные методы работы с аудио в искусстве: от саунд-дизайна до экспериментального звука.
Гейм-дизайн в современном искусстве
Теория, эстетика и поэтика игрового искусства и их применение в современных художественных практиках.
Факультатив. Ридинг-группа: антиномии истории искусства
«Медленное чтение» и обсуждение текстов Алоиза Ригля, Генриха Вельфлина, Эрвина Панофского, Мейера Шапиро, Ролана Барта, Джонатана Крэри, Джеймса Элкинса.
Факультатив. Искусство и эстетика постгуманизма
Проблематизация неантропоцентрической эстетики современного искусства.
Факультатив. Зачем (искусству) философия?
Разбор базового функционала философской практики и история взаимодействий художников и философов.
6 месяцев
длительность обучения
Третий модуль. пространство
Продолжение погружения в актуальные медиумы, курсы по арт-менеджменту и организации выставок. После этого модуля студенты всех трех блоков защищают итоговую работу, включающую эссе, портфолио и заявку на опен колл, и получают дипломы.
Смотреть предметы
Теории пространства и планетарности
Обсуждение вопросов антропоцена, устойчивости, Земли, геологии и искусства.
Опыты (пространственного) поэтического письма
Работа с «пограничными» и экспериментальными текстуальными и пространственными практиками, изучение актуальных способов взаимодействия литературы и современного искусства.
Перформативные практики и танец
От истории и теории перформанса до пространственной телесности.
Искусство инсталляции
Пространственные экспозиции, реди-мейды и другие объекты современного искусства.
Выставка своими (и не только) руками
Практическое пособие, которое поможет организовать свою выставку.
Постколониальность и искусство
Современное искусство в контексте постколониальной теории, образности и идентичности.
Становление художественных институций и музеев
Рассмотрение музея как социального и культурного явления, история музейного дела в России и за рубежом, а также прогнозирование будущего галерейного и музейного дела.
Факультатив. Организационные теории и арт-менеджмент
Менеджмент проекта в современном искусстве — от объекта искусства до выставки.
Факультатив. Культурная дипломатия и этикет в арт-среде
Особенности коммуникации и переговоров в российской и зарубежной творческой среде.
Защита итогового проекта
Защита исследовательского эссе и портфолио, наработанного за время обучения в мастерской.
6 месяцев
длительность обучения
Выставочный семестр. Границы искусства
Дополнительный модуль: набор краткосрочных курсов и работа над выставочным проектом. На семестр будут зачислены студенты всех направлений: художники, кураторы и художественные критики, успешно освоившие полуторагодовую программу обучения.
Смотреть предметы
Портфолио-ревю
Серия публичных портфолио-ревю студентов.
Менеджмент и продюсирование проектов
Курс рассказывает, как планировать работу над проектом, искать финансирование, участвовать в коллаборациях, ярмарках и резиденциях, подавать заявки на гранты и опен коллы, а также оценивать успех проекта и эффективность его продвижения.
PR в сфере современного искусства
Рассмотрение аспектов продвижения собственного проекта в современном искусстве.
Институциональная критика и институциональный конструктивизм
Имманентный взгляд на художественные процессы в искусстве и возможности выхода за границы институциональности.
Искусство взаимодействия
Искусство на местности, в коллективе и художественных центрах. Особенности взаимодействия со зрителем и направления комьюнити-арта.
Авангардная музеология
Рассмотрение возможности выхода музея за собственные границы, его трансформации и предельных состояниях музеефикации объектов.
Социология искусства
Как искусство функционирует в обществе — какую социальную роль выполняет зритель и деятель искусства.
Мировые вызовы
Цикл встреч, посвященных актуальным проблемам современности: глобализации, автоматизации и труду, работе искусства и искусству работы, цифровому тоталитаризму, капиталоцену и посткапитализму, вопросам экологии, искусственному интеллекту и проблеме творчества.
Юридические аспекты современного искусства
Практическое руководство для профессионалов арт-индустрии: авторское право, налогообложение, транспортировка культурных ценностей.
итог программы ←
итог программы ←
итог программы ←
Выставка
Работы выпускников будут представлены на известной российской арт-площадке
Выставка «Среда обитания» (ЦСИ «Винзавод», 2021). Фото: hiddengarden.art
мастера и преподаватели ←
мастера и преподаватели ←
Влад Софронов
Кандидат философских наук, независимый исследователь.
Александра Старусева-Паршеева
Кандидат искусствоведения, кинорежиссер, видеохудожник.
Дмитрий Булатов
Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал).
Саша Талавер
Докторантка факультета гендерных исследований Центрально-Европейского университета (Будапешт / Вена).
Больше преподавателей
Ольга Чучадеева
Независимый PR-консультант, продюсер, музыкальный менеджер.
Мария Домрачева
Ассистент куратора и генеральный координатор основного проекта IV и V Уральской биеннале.
Юлия Фиш
Искусствовед, куратор, продюсер, сотрудник отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Анастасия Гачева
Филолог, историк русской литературы и философии, исследователь наследия философов-космистов.
Янина Пруденко
Кандидат философских наук, доцент культурологии. Куратор Открытого архива украинского медиаарта, преподаватель Школы Родченко. Экоактивистка и экоблогер, соавтор манифеста Art Footprint Manifesto и соорганизатор Art Footprint Conference.
Дарья Юрийчук
Художница и исследовательница визуальной культуры. Соавторка спектаклей Locker Room Talk и «Кариес капитализма» (Центр имени Мейерхольда). Соосновательница медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое».
Группировка Дины Жук и Николая Спесивцева
С 2013 года работает с эмоциональными эффектами новых режимов экономики, материальностью чувств, аффектами креативных индустрий, трениями между пользовательскими интерфейсами и протоколами.
Евгений Кучинов
Философ, историк, исследователь странных анархизмов, языков космического общения и неопознанных технических объектов.
Екатерина Никитина
Ph.D. по литературоведению (Силезский университет), участница открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель Международной магистерской программы по Art&Science в университете ИТМО.
Артём Бондаревский
Юрист фонда V-A-C.
Георгий Мамедов
Левый и ЛГБТ-активист, куратор и исследователь.
Алиса Багдонайте
Куратор, преподаватель, галерист.
Андрей Ковалев
Художественный критик, писатель, преподаватель факультета истории искусства МГУ.
Валерия Олейник
Основатель студии Spasibo Studio, занимающейся поддержкой и продвижением российских художников.
Кирилл Костеев
Архитектор с опытом создания и реализации скульптур и паблик-арт-объектов.
Максим Мирошниченко
Кандидат философских наук, исследователь культуры, сотрудник Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ ВШЭ.
Дмитрий Булатов
Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал).
Александра Старусева-Паршеева
Кандидат искусствоведения, кинорежиссер, видеохудожник.
Арсений Жиляев
Художник, куратор, теоретик современного искусства.
Влад Софронов
Кандидат философских наук, независимый исследователь.
Николай Алексеев
Художник, куратор, соучредитель Воронежского центра современного искусства.
Группировка Дины Жук и Николая Спесивцева.
С 2013 года работает с эмоциональными эффектами новых режимов экономики, материальностью чувств, аффектами креативных индустрий, трениями между пользовательскими интерфейсами и протоколами.
Янина Пруденко
Кандидат философских наук, доцент культурологии. Куратор Открытого архива украинского медиаарта, преподаватель Школы Родченко. Экоактивистка и экоблогер, соавтор манифеста Art Footprint Manifesto и соорганизатор Art Footprint Conference.
Саша Талавер
Докторантка факультета гендерных исследований Центрально-Европейского университета (Будапешт / Вена).
Марина Бобылева
Шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф».
Николай Смирнов
Географ, художник, куратор проектов «Метагеография».
Егор Софронов
Художественный критик, редактор «Художественного журнала».
Наталья Серкова
Философ, теоретик искусства, соосновательница проекта TZVETNIK.
Евгений Кучинов
Философ, историк, исследователь странных анархизмов, языков космического общения и неопознанных технических объектов.
Дарья Юрийчук
Художница и исследовательница визуальной культуры. Соавторка спектаклей Locker Room Talk и «Кариес капитализма» (Центр имени Мейерхольда). Соосновательница медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое».
Екатерина Лазарева
Кандидат искусствоведения, художник, куратор Музея современного искусства «Гараж». Доцент кафедры Теории и истории искусства РГГУ.
Юлия Фиш
Искусствовед, куратор, продюсер, сотрудник отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Артём Бондаревский
Юрист фонда V-A-C.
Александра Цибуля
Поэт, художественный и литературный критик, постоянный автор Официальной газеты Эрмитажа.
Мария Домрачева
Ассистент куратора и генеральный координатор основного проекта IV и V Уральской биеннале.
Георгий Мамедов
Левый и ЛГБТ-активист, куратор и исследователь.
Вита Шахнович
Графический дизайнер, медиахудожница.
Анастасия Гачева
Филолог, историк русской литературы и философии, исследователь наследия философов-космистов.
Андрей Ковалев
Художественный критик, писатель, преподаватель факультета истории искусства МГУ.
Мария Молокова
Художник, композитор, преподаватель. Выпускница Университета искусств в Белграде и Школы им. Родченко.
Екатерина Никитина
Ph.D. по литературоведению (Силезский университет), участница открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель Международной магистерской программы по Art&Science в университете ИТМО.
Анна Буали
Куратор отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина, арт-директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб».
Ольга Чучадеева
Независимый PR-консультант, продюсер, музыкальный менеджер.
Павел Митенко
Художник-акционист, участник трансдисциплинарной перформативной группы «Союз выздоравливающих», куратор, исследователь.
Алиса Багдонайте
Куратор, преподаватель, галерист.
Иоэль Регев
Философ, доктор наук (PhD) (Еврейский университет в Иерусалиме), доцент Европейского университета (Санкт-Петербург). Подробнее
Михаил Куртов
Кандидат философских наук, исследователь медиа и метамедиа, специалист по технотеологии. Подробнее
Валерия Олейник
Основатель студии Spasibo Studio, занимающейся поддержкой и продвижением российских художников.
Кирилл Костеев
Архитектор с опытом создания и реализации скульптур и паблик-арт-объектов.
Максим Мирошниченко
Кандидат философских наук, исследователь культуры, сотрудник Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ ВШЭ.
Екатерина Крылова
Независимый куратор, исследователь, историк искусства. Сотрудничала с Еврейским музеем и центром толерантности, Музеем «Гараж» и другими институциями. Подробнее
Галина Рымбу
Поэтесса, критикесса, переводчица, кураторка литературных проектов. Подробнее
Вводный модуль
подготовка к обучению
До начала обучения мы предлагаем пройти бесплатный вводный модуль. Он также содержит лекции и воркшопы, но обучение на нем не так интенсивно — щадящие темпы помогают подготовиться к прохождению основного курса.
Слушатели модуля учатся организовывать процесс обучения, начинают погружаться в историю и актуальное состояние современного искусства, намечают траекторию развития и проходят первые мастер-классы от ведущих художников, критиков, кураторов и арт-менеджеров.
При поступлении до конца ноября — скидка 20%
Скидка действует при разовой оплате от семестра обучения и не суммируется с другими акциями
стоимость
70 000 рублей
один модуль
80 000 рублей
модуль и мастерская
60 000 рублей
семестр в мастерской
идет набор
Вы можете вернуть 13% через налоговый вычет. Спросите об этом специалиста приемной комиссии.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение сообщений от Среды обучения.
-20%
до конца ноября
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРОГРАММУ →
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРОГРАММУ →
Среда обучения сотрудничает с программами рассрочки российских банков. Выбрать подходящие условия поможет специалист приемной комиссии.
Показать банки