Получить консультацию
Специалисты приемной комиссии расскажут про акции и ответят на ваши вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и получение сообщений от Среды обучения.
Идет набор
Теория, практика и работа в мастерских художественных критиков и редакторов изданий в сфере современного искусства. В конце — портфолио и диплом.
Практики современного искусства ←
Практики современного искусства →

Практики современного искусства: обучение для художественных критиков

арт-критик →
арт-критик →
арт-критик →
арт-критик →
Мастерские
Мастерская художественной критики Ивана Стрельцова
Мастерская редактор, художественного критика и сооснователя вебзина о современном искусстве Spectate.
Мастерская художественной критики Бориса Клюшникова
Изучение истории критики в контексте парижской, российской и немецкой критической сцены XIX века и практика современного письма об искусстве.
Набор закрыт
Мастерская художественной критики Александры Рудык
Мастерская главного редактора «Диалога искусств» с акцентом на постоянной практике и написании текстов.
Набор закрыт
«Ключи к новому настоящему» — мастерская Егора Софронова и Ивана Стрельцова
Мастерская художественной критики — теория в блоках-«ключах», работа с архивами журнала «Настоящее» и практика по ведению собственной редакции.
Набор закрыт
Кому подойдет программа
Программа подходит начинающим и практикующим художественным критикам, а также тем, кто только собирается научиться работать с текстами о современном искусстве.
Программа
6 месяцев
длительность обучения
Первый модуль. История и теория
Погружение в историю становления современного искусства — от предтечей явления в XIX веке до актуальных тенденций. Внимание уделяется не только самим работам и трансформации медиумов, но и истории кураторства и коллекционерского дела.
Смотреть предметы
Актуальное в классике. Новаторские предчувствия в искусстве XIV-XIX вв.
Преподаватель: Ольга Холмогорова

Сформировать целостную картину развития мирового искусства как единого ментального и языкового процесса. Вырабатывание навыков самостоятельного видения и интерпретации известных имен и произведений; нетрадиционный взгляд на «классические» эпохи и отдельных их представителей с точки зрения их сегодняшней актуальности.
История современного искусства с 1945 года до наших дней
Преподаватель: Екатерина Лазарева

Знакомство с направлениями искусства XX – начала XXI веков, развитие навыков анализа и интерпретации работ художников и взгляд на современное искусство как форму критического мышления.
История российского современного искусства с 2000-х годов до наших дней
Преподаватель: Николай Алексеев

Обзор художественной сцены России с 2000 года по сегодняшний день и ее актуальных тенденциях. Особое внимание посвящено децентрализации искусства и региональным сценам на примере конкретных художников и институций.
История медиумов и постмедиальное состояние искусства
Преподаватель: Борис Клюшников

Исследование различных средств выражения искусства, их истории и трансформации. Особое место занимает вопрос о междисциплинарности в современном искусстве, а также изучение момента, когда начали стираться границы между изобразительным искусством и наукой, философией, театром, музыкой, кино.
За пределами «белого куба»

Преподаватель: Николя Одюро


Цель курса: Рассмотреть концептуальные и эстетические границы и пределы выставки.

(Пред)история современного искусства в СССР/России (конец 1940-х – начало 2000-х): проблемы и тенденции

Преподаватель: Георгий Соколов


Обзор ключевых событий и тенденций на протяжении полувека истории современного искусства в России: выставки, возникновения объединений и движений, политические события, влиявшие на культуру или непосредственно связанные с ней.

Факультатив. Ридинг-группа: теория авангарда
Преподаватель: Екатерина Лазарева

Чтение и обсуждение ключевых текстов, связанных с художественным авангардом XX века.
Факультатив. Ридинг-группа: Критическая теория
Преподаватель: Владислав Софронов

Чтение и понимание теоретических текстов XX века для дальнейшего применения в художественной практике.
Факультатив. Введение в гендерные исследования
Преподаватель: Марина Винник

Изучение классических текстов по гендерным исследованиям и феминистской теории в их связи с искусством.
6 месяцев
длительность обучения
Второй модуль. медиумы
Изучение средств выражения, которыми пользуется художник. В фокусе модуля новейшие медиа, включающие работу со звуком, видео и медиатехнологиями.
Смотреть предметы
Грамматики художественного произведения
Преподаватель: Наталья Смолянская

Комбинаторика, цвет, свет, ассамбляж — изучение и практика основ поэтики произведения искусства.
Концептуализм и постконцептуализм в искусстве
Преподаватель: Арсений Жиляев

Общие принципы и главные представители концептуального искусства, работа с объектами.
Видеоарт как дискурсивная практика
Преподаватель: Александра Старусева-Першеева

Обзор истории видеоарта от однокадровых видео до виртуальной реальности.

Эстетика искусства новых медиа

Преподаватель: Янина Пруденко

Изучение истории технологичного искусства. Рассмотрение основных теорий, концепций и подходов в изучении и интерпритации медиа арта.
Дать представление о генеалогии взаимодействия искусства и технологий
Рассмотреть основные имена и работы медиаискусства ХХ-ХХI вв.
Рассмотреть некоторые подходы в изучении и интерпритации искусства новых медиа, его видов, тем, функций в обществе.
Представить обзор истории советского медиаискусства: основные имена, институции, жанры.
Art&Science: методология кураторского исследования
Преподаватель: Дмитрий Булатов

Осмысление целей, задач и результатов кураторской практики в области Art & Science. Разбор вопросов становления художника и куратора в условиях развития технологий — робототехники, IT и биомедицины.
Исследовательские методологии в искусстве и критической теории
Преподаватель: Мария Чехонадских

Данный курс лекций анализирует основополагающие группы категорий и подходов, которые определили фундаментальные позиции и проблемы в гуманитарных науках и современном искусстве. Курс ознакомит студентов с различными школах мысли, методологиями и концепциям. Каждая лекция будет сопровождаться анализом применения этих методологий в искусстве, экспериментальном кино, кураторстве и теории.
Основы Sound Art
Преподаватель: Мария Молокова

Современные методы работы с аудио в искусстве: от саунд-дизайна до экспериментального звука.
Гейм-дизайн в современном искусстве
Преподаватели: Дарья Насонова и Ася Володина

Теория, эстетика и поэтика игрового искусства и их применение в современных художественных практиках.
Факультатив. Ридинг-группа: антиномии истории искусства
Преподаватель: Владислав Софронов

«Медленное чтение» и обсуждение текстов Алоиза Ригля, Генриха Вельфлина, Эрвина Панофского, Мейера Шапиро, Ролана Барта, Джонатана Крэри, Джеймса Элкинса.
Факультатив. Искусство и эстетика постгуманизма
Преподаватель: Екатерина Никитина

Проблематизация неантропоцентрической эстетики современного искусства.
Факультатив. Зачем (искусству) философия?
Преподаватель: Никита Сазонов

Разбор базового функционала философской практики и история взаимодействий художников и философов.
6 месяцев
длительность обучения
Третий модуль. пространство
Продолжение погружения в актуальные медиумы, курсы по арт-менеджменту и организации выставок. После этого модуля студенты всех трех блоков защищают итоговую работу, включающую эссе, портфолио и заявку на опен колл, и получают дипломы.
Смотреть предметы
Пространство в искусстве: образы, идеологии, практики
Преподаватель: Николай Смирнов

Критическое письмо

Преподаватель: Павел Арсеньев

В теории: будем снимать институциональные травмы и культурные неврозы, учиться действовать в культуре, будучи осведомленными о правилах ее функционирования, но не забывая о том, что они существуют для их нарушения.

На практике: будем выполнять практическое задание (писать тексты, функционирующие как культурные объекты - предисловия, рецензии, манифесты).
Перформативные практики и танец
Преподаватель: Дарья Юрийчук

От истории и теории перформанса до пространственной телесности.
Искусство инсталляции
Преподаватель: Александра Цибуля

Пространственные экспозиции, реди-мейды и другие объекты современного искусства.
Выставка своими (и не только) руками
Преподаватели: Ирина Гулякина и Елена Шмакова

Практическое пособие, которое поможет организовать свою выставку.
(Пост)колониальность и искусство
Преподаватель: Георгий Мамедов

Современное искусство в контексте постколониальной теории, образности и идентичности.
Музейный опыт
Преподаватель: Юлия Фиш

Рассмотрение музея как социального и культурного явления, история музейного дела в России и за рубежом, а также прогнозирование будущего галерейного и музейного дела.
Факультатив. Организационные теории и арт-менеджмент
Менеджмент проекта в современном искусстве — от объекта искусства до выставки.
Факультатив. Культурная дипломатия и этикет в арт-среде
Преподаватель: Мария Домрачева
Особенности коммуникации и переговоров в российской и зарубежной творческой среде.
Факультатив. Эстетика космизма
преподаватель: Анастасия Гачева

История философской и научной мысли второй половины XIX — начала XX века и рассмотрение ее влияния на искусство.
Защита итогового проекта
Защита исследовательского эссе и портфолио, наработанного за время обучения в мастерской.
6 месяцев
длительность обучения
Выставочный семестр. Границы искусства
Дополнительный модуль: набор краткосрочных курсов и работа над выставочным проектом. На семестр будут зачислены студенты всех направлений: художники, кураторы и художественные критики, успешно освоившие полуторагодовую программу обучения.
Смотреть предметы
Портфолио-ревю
Серия публичных портфолио-ревю студентов.
Менеджмент и продюсирование проектов
Курс рассказывает, как планировать работу над проектом, искать финансирование, участвовать в коллаборациях, ярмарках и резиденциях, подавать заявки на гранты и опен коллы, а также оценивать успех проекта и эффективность его продвижения.
PR в сфере современного искусства
Преподаватель: Ольга Чучадеева

Рассмотрение аспектов продвижения собственного проекта в современном искусстве.
Формы совместности: институциональная критика, перпендекулярные институции и вести с полей
Преподаватели: eeefff: Дина Жук и Николай Спесивцев

Имманентный взгляд на художественные процессы в искусстве и возможности выхода за границы институциональности.
Искусство взаимодействия
Искусство на местности, в коллективе и художественных центрах. Особенности взаимодействия со зрителем и направления комьюнити-арта.
Авангардная музеология
Преподаватель: Арсений Жиляев

Рассмотрение возможности выхода музея за собственные границы, его трансформации и предельных состояниях музеефикации объектов.
Социология искусства
Как искусство функционирует в обществе — какую социальную роль выполняет зритель и деятель искусства.
Мировые вызовы
Цикл встреч, посвященных актуальным проблемам современности: глобализации, автоматизации и труду, работе искусства и искусству работы, цифровому тоталитаризму, капиталоцену и посткапитализму, вопросам экологии, искусственному интеллекту и проблеме творчества.
Юридические аспекты современного искусства
Преподаватель: Юлия Осадчая

Практическое руководство для профессионалов арт-индустрии: авторское право, налогообложение, транспортировка культурных ценностей.
итог программы ←
итог программы ←
итог программы ←
Выставка
Работы выпускников будут представлены на известной российской арт-площадке
Выставка «Среда обитания» (ЦСИ «Винзавод», 2021). Фото: hiddengarden.art
мастера и преподаватели ←
мастера и преподаватели ←
Влад Софронов
Кандидат философских наук, независимый исследователь.
Александра Старусева-Паршеева
Кандидат искусствоведения, кинорежиссер, видеохудожник.
Дмитрий Булатов
Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал).
Саша Талавер
Докторантка факультета гендерных исследований Центрально-Европейского университета (Будапешт / Вена).
Больше преподавателей
Ольга Чучадеева
Независимый PR-консультант, продюсер, музыкальный менеджер.
Мария Домрачева
Ассистент куратора и генеральный координатор основного проекта IV и V Уральской биеннале.
Юлия Фиш
Искусствовед, куратор, продюсер, сотрудник отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Анастасия Гачева
Филолог, историк русской литературы и философии, исследователь наследия философов-космистов.
Янина Пруденко
Кандидат философских наук, доцент культурологии. Куратор Открытого архива украинского медиаарта, преподаватель Школы Родченко. Экоактивистка и экоблогер, соавтор манифеста Art Footprint Manifesto и соорганизатор Art Footprint Conference.
Дарья Юрийчук
Художница и исследовательница визуальной культуры. Соавторка спектаклей Locker Room Talk и «Кариес капитализма» (Центр имени Мейерхольда). Соосновательница медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое».
Группировка Дины Жук и Николая Спесивцева
С 2013 года работает с эмоциональными эффектами новых режимов экономики, материальностью чувств, аффектами креативных индустрий, трениями между пользовательскими интерфейсами и протоколами.
Евгений Кучинов
Философ, историк, исследователь странных анархизмов, языков космического общения и неопознанных технических объектов.
Екатерина Никитина
Ph.D. по литературоведению (Силезский университет), участница открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель Международной магистерской программы по Art&Science в университете ИТМО.
Артём Бондаревский
Юрист фонда V-A-C.
Георгий Мамедов
Левый и ЛГБТ-активист, куратор и исследователь.
Алиса Багдонайте
Куратор, преподаватель, галерист.
Андрей Ковалев
Художественный критик, писатель, преподаватель факультета истории искусства МГУ.
Валерия Олейник
Основатель студии Spasibo Studio, занимающейся поддержкой и продвижением российских художников.
Кирилл Костеев
Архитектор с опытом создания и реализации скульптур и паблик-арт-объектов.
Максим Мирошниченко
Кандидат философских наук, исследователь культуры, сотрудник Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ ВШЭ.
Дмитрий Булатов
Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал).
Александра Старусева-Паршеева
Кандидат искусствоведения, кинорежиссер, видеохудожник.
Арсений Жиляев
Художник, куратор, теоретик современного искусства.
Влад Софронов
Кандидат философских наук, независимый исследователь.
Николай Алексеев
Художник, куратор, соучредитель Воронежского центра современного искусства.
Группировка Дины Жук и Николая Спесивцева.
С 2013 года работает с эмоциональными эффектами новых режимов экономики, материальностью чувств, аффектами креативных индустрий, трениями между пользовательскими интерфейсами и протоколами.
Янина Пруденко
Кандидат философских наук, доцент культурологии. Куратор Открытого архива украинского медиаарта, преподаватель Школы Родченко. Экоактивистка и экоблогер, соавтор манифеста Art Footprint Manifesto и соорганизатор Art Footprint Conference.
Саша Талавер
Докторантка факультета гендерных исследований Центрально-Европейского университета (Будапешт / Вена).
Марина Бобылева
Шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф».
Николай Смирнов
Географ, художник, куратор проектов «Метагеография».
Егор Софронов
Художественный критик, редактор «Художественного журнала».
Наталья Серкова
Философ, теоретик искусства, соосновательница проекта TZVETNIK.
Евгений Кучинов
Философ, историк, исследователь странных анархизмов, языков космического общения и неопознанных технических объектов.
Дарья Юрийчук
Художница и исследовательница визуальной культуры. Соавторка спектаклей Locker Room Talk и «Кариес капитализма» (Центр имени Мейерхольда). Соосновательница медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое».
Екатерина Лазарева
Кандидат искусствоведения, художник, куратор Музея современного искусства «Гараж». Доцент кафедры Теории и истории искусства РГГУ.
Юлия Фиш
Искусствовед, куратор, продюсер, сотрудник отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Артём Бондаревский
Юрист фонда V-A-C.
Александра Цибуля
Поэт, художественный и литературный критик, постоянный автор Официальной газеты Эрмитажа.
Мария Домрачева
Ассистент куратора и генеральный координатор основного проекта IV и V Уральской биеннале.
Георгий Мамедов
Левый и ЛГБТ-активист, куратор и исследователь.
Вита Шахнович
Графический дизайнер, медиахудожница.
Анастасия Гачева
Филолог, историк русской литературы и философии, исследователь наследия философов-космистов.
Андрей Ковалев
Художественный критик, писатель, преподаватель факультета истории искусства МГУ.
Мария Молокова
Художник, композитор, преподаватель. Выпускница Университета искусств в Белграде и Школы им. Родченко.
Екатерина Никитина
Ph.D. по литературоведению (Силезский университет), участница открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель Международной магистерской программы по Art&Science в университете ИТМО.
Анна Буали
Куратор отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина, арт-директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб».
Ольга Чучадеева
Независимый PR-консультант, продюсер, музыкальный менеджер.
Павел Митенко
Художник-акционист, участник трансдисциплинарной перформативной группы «Союз выздоравливающих», куратор, исследователь.
Алиса Багдонайте
Куратор, преподаватель, галерист.
Иоэль Регев
Философ, доктор наук (PhD) (Еврейский университет в Иерусалиме), доцент Европейского университета (Санкт-Петербург). Подробнее
Михаил Куртов
Кандидат философских наук, исследователь медиа и метамедиа, специалист по технотеологии. Подробнее
Валерия Олейник
Основатель студии Spasibo Studio, занимающейся поддержкой и продвижением российских художников.
Кирилл Костеев
Архитектор с опытом создания и реализации скульптур и паблик-арт-объектов.
Максим Мирошниченко
Кандидат философских наук, исследователь культуры, сотрудник Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ ВШЭ.
Екатерина Крылова
Независимый куратор, исследователь, историк искусства. Сотрудничала с Еврейским музеем и центром толерантности, Музеем «Гараж» и другими институциями. Подробнее
Галина Рымбу
Поэтесса, критикесса, переводчица, кураторка литературных проектов. Подробнее
Вводный модуль
подготовка к обучению
До начала обучения мы предлагаем пройти бесплатный вводный модуль. Он также содержит лекции и воркшопы, но обучение на нем не так интенсивно — щадящие темпы помогают подготовиться к прохождению основного курса.
Слушатели модуля учатся организовывать процесс обучения, начинают погружаться в историю и актуальное состояние современного искусства, намечают траекторию развития и проходят первые мастер-классы от ведущих художников, критиков, кураторов и арт-менеджеров.
стоимость
70 000 рублей
один модуль
80 000 рублей
модуль и мастерская
60 000 рублей
семестр в мастерской
идет набор
Вы можете вернуть 13% через налоговый вычет. Спросите об этом специалиста приемной комиссии.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение сообщений от Среды обучения.
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРОГРАММУ →
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРОГРАММУ →
Среда обучения сотрудничает с программами рассрочки российских банков. Выбрать подходящие условия поможет специалист приемной комиссии.
Показать банки