СРЕДА ОБУЧЕНИЯ
Специалисты приемной комиссии расскажут про акции и ответят на ваши вопросы
Промокод
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение сообщений от Среды обучения
Вы получите:

— при оплате половины двухлетней программы — скидку 10%;

— при единоразовой оплате любой из программ — скидку 20%.

Практики современного искусства: обучение для кураторов

ОНЛАЙН–ОБРАЗОВАНИЕ
Теория, практика и работа в мастерских кураторов российских арт-институций. В конце — диплом и участие в выставке на известной российской арт-площадке.
Современное искусство
Кому подойдет программа
Программа подходит начинающим и практикующим кураторам.
Первый модуль. История и теория
Погружение в историю становления современного искусства — от предтечей явления в XIX веке до актуальных тенденций. Внимание уделяется не только самим работам и трансформации медиумов, но и истории кураторства и коллекционерского дела.
6 месяцев
длительность обучения
Смотреть предметы
Предыстория современного искусства: XIX и XX века
Обзор ключевых вех и персоналий, которые ознаменовали поворотные моменты в развитии искусства и способствовали появлению того, что мы называем современным искусством сегодня.
История современного искусства с 1945 года до наших дней
Знакомство с направлениями искусства XX – начала XXI веков, развитие навыков анализа и интерпретации работ художников и взгляд на современное искусство как форму критического мышления.
История российского современного искусства
Обзор художественной сцены России с 2000 года по сегодняшний день и ее актуальных тенденциях. Особое внимание посвящено децентрализации искусства и региональным сценам на примере конкретных художников и институций.
История медиумов и постмедиальное состояние искусства
Исследование различных средств выражения искусства, их истории и трансформации. Особое место занимает вопрос о междисциплинарности в современном искусстве, а также изучение момента, когда начали стираться границы между изобразительным искусством и наукой, философией, театром, музыкой, кино.
История выставок и кураторства
Ретроспектива развития института кураторства и выставок. В основе курса лежит архивный подход, позволяющий осмыслить наиболее значимые выставки XX и XXI веков.
Коллекционирование: от животного мира до NFT
Знакомство с этапами истории коллекционирования в XVI–XX веках, особенностями экспонирования коллекций в странах Европы, Америки и России, основными научными методами в изучении коллекционирования и рынка искусства.
Факультатив. Ридинг-группа: теория авангарда
Чтение и обсуждение ключевых текстов, связанных с художественным авангардом XX века.
Факультатив. Ридинг-группа: Критическая теория
Чтение и понимание теоретических текстов XX века для дальнейшего применения в художественной практике.
Факультатив. Введение в гендерные исследования
Изучение классических текстов по гендерным исследованиям и феминистской теории в их связи с искусством.
Факультатив. Эстетика космизма
История философской и научной мысли второй половины XIX — начала XX века и рассмотрение ее влияния на искусство.
Второй модуль. Медиумы
Изучение средств выражения, которыми пользуется художник. В фокусе модуля новейшие медиа, включающие работу со звуком, видео и медиатехнологиями.
6 месяцев
длительность обучения
Смотреть предметы
Грамматики художественного произведения
Комбинаторика, цвет, свет, ассамбляж — изучение и практика основ поэтики произведения искусства.
Концептуализм и постконцептуализм в искусстве
Общие принципы и главные представители концептуального искусства, работа с объектами.
Видеоарт как дискурсивная практика
Обзор истории видеоарта от однокадровых видео до виртуальной реальности.
Искусство медиаарта
История и практика новых медиа в искусстве.
Искусство Art & Science
Специфика технологического искусства на примере важнейших представителей, работ и фестивалей.
Художественное исследование
Обзор этапов работы над исследованием, инструментов поиска и упорядочивания информации, технология создания концептов.
Основы Sound Art
Современные методы работы с аудио в искусстве: от саунд-дизайна до экспериментального звука.
Гейм-дизайн в современном искусстве
Теория, эстетика и поэтика игрового искусства и их применение в современных художественных практиках.
Факультатив. Ридинг-группа: антиномии истории искусства
«Медленное чтение» и обсуждение текстов Алоиза Ригля, Генриха Вельфлина, Эрвина Панофского, Мейера Шапиро, Ролана Барта, Джонатана Крэри, Джеймса Элкинса.
Факультатив. Искусство и эстетика постгуманизма
Проблематизация неантропоцентрической эстетики современного искусства.
Факультатив. Зачем (искусству) философия?
Разбор базового функционала философской практики и история взаимодействий художников и философов.
Третий модуль. Пространство
Продолжение погружения в актуальные медиумы, курсы по арт-менеджменту и организации выставок. После этого модуля студенты всех трех блоков защищают итоговую работу, включающую эссе, портфолио и заявку на опен колл, и получают дипломы.
6 месяцев
длительность обучения
Смотреть предметы
Теории пространства и планетарности
Обсуждение вопросов антропоцена, устойчивости, Земли, геологии и искусства.
Опыты (пространственного) поэтического письма
Работа с «пограничными» и экспериментальными текстуальными и пространственными практиками, изучение актуальных способов взаимодействия литературы и современного искусства.
Перформативные практики и танец
От истории и теории перформанса до пространственной телесности.
Выставка своими (и не только) руками
Практическое пособие, которое поможет организовать свою выставку.
Постколониальность и искусство
Современное искусство в контексте постколониальной теории, образности и идентичности.
Становление художественных институций и музеев
Рассмотрение музея как социального и культурного явления, история музейного дела в России и за рубежом, а также прогнозирование будущего галерейного и музейного дела.
Факультатив. Организационные теории и арт-менеджмент
Менеджмент проекта в современном искусстве — от объекта искусства до выставки.
Факультатив. Культурная дипломатия и этикет в арт-среде
Особенности коммуникации и переговоров в российской и зарубежной творческой среде.
Защита итогового проекта
Защита исследовательского эссе и портфолио, наработанного за время обучения в мастерской.
Выставочный семестр. Границы искусства
Дополнительный семестр, включающий набор краткосрочных курсов и работу над выставочным проектом. В выставке будут задействованы студенты всех направлений: художники, кураторы и художественные критики.
6 месяцев
длительность обучения
Смотреть предметы
Портфолио-ревю
Серия публичных портфолио-ревю студентов.
Менеджмент и продюсирование проектов
Курс рассказывает, как планировать работу над проектом, искать финансирование, участвовать в коллаборациях, ярмарках и резиденциях, подавать заявки на гранты и опен коллы, а также оценивать успех проекта и эффективность его продвижения.
PR в сфере современного искусства
Рассмотрение аспектов продвижения собственного проекта в современном искусстве.
Институциональная критика и институциональный конструктивизм
Имманентный взгляд на художественные процессы в искусстве и возможности выхода за границы институциональности.
Искусство взаимодействия
Искусство на местности, в коллективе и художественных центрах. Особенности взаимодействия со зрителем и направления комьюнити-арта.
Авангардная музеология
Рассмотрение возможности выхода музея за собственные границы, его трансформации и предельных состояниях музеефикации объектов.
Социология искусства
Как искусство функционирует в обществе — какую социальную роль выполняет зритель и деятель искусства.
Мировые вызовы
Цикл встреч, посвященных актуальным проблемам современности: глобализации, автоматизации и труду, работе искусства и искусству работы, цифровому тоталитаризму, капиталоцену и посткапитализму, вопросам экологии, искусственному интеллекту и проблеме творчества.
Юридические аспекты современного искусства
Практическое руководство для профессионалов арт-индустрии: авторское право, налогообложение, транспортировка культурных ценностей.
Итог программы:
курирование выпускной выставки, которая будет организована Факультетом и пройдет на известной российской арт-площадке.
Мастерские
Авторский курс действующего куратора. Включает теорию, обсуждения в небольшой группе и разработку кураторского проекта.
Мастерская современной живописи
Таисии Коротковой
Занятия в мастерской сочетают в себе разбор практических и теоретических аспектов, касающихся цвета, пространства, пластики живописного произведения, а также содержания и выразительности в живописи. Мастерская дает инструменты, помогающие вести работу от идеи до ее реализации. В процессе практической работы обычно возникают вопросы, связанные с технологией живописи, поэтому, по необходимости, мастером проводятся мастер-классы основных живописных техник и рисунка.
Художественная мастерская
Александра Плюснина
В мастерской будет вестись обсуждение роли терминов, одержимости пространством и территорией — постепенно фокус с теории перейдет на практику. Если архитектура мастерской — это гетеротопия, то деятельность студента в рамках выбранного медиума может быть направлена на разработку собственной стратегии в формате экспериментальной выставки или конструирования выставочного пространства или инфраструктуры.
Мастерская перформанса
Алины Гуткиной
В ходе совместной работы в мастерской обсуждаются телесные практики и терапевтические аспекты перформанса, разбираются принципы работы в группе и важные аспекты при создании коллектива. Перформанс рассматривается через соприкосновение с современным театром и танцем. Особое внимание уделяется процессуальности художественного действия и гендерный подход к перфоративным практикам.
Тьюторская мастерская Арсения Жиляева
«Пусть расцветают сто цветов»
Студенты исследуют сценарии возможного будущего и то, какое место займет в нем художественное творчество. Автор мастерской предлагает экспериментировать с формами субъективности, изучая возможности производства искусства на новых уровнях организационного развития.
Мастерская
Марины Бобылевой
В рамках курса шеф-куратор галереи «Триумф» Марина Бобылева расскажет о роли куратора как продюсера и агента, применимости кураторских практик в галерейной сфере, возможных направлениях развития молодого художника и стратегиях выставочных пространств разного формата. Также студенты обсудят, какие шаги необходимо сделать, чтобы предложить свой проект и с чего начать работу в выставочном пространстве. Курс демонстрирует процесс взаимодействия куратора и художника с обеих сторон.
Мастерская
Бориса Клюшникова
Мастерская посвящена сравнительному анализу парижской, российской и немецкой художественной критики XIX века в контексте этапов становления искусства того времени. Целью является исследование противоречий и развитие методик критического рассмотрения художественных произведений.

Количество занятий: 15
Мастерская
Ивана Стрельцова
Участники мастерской научатся анализировать выставки и писать рецензии на них. Также каждый из слушателей сможет определиться с направлением развития собственных критических позиций и исследовательских интересов.
Мастерская
Алекснандры Воробьевой
Мастерская посвящена анализу способов писать об искусстве и культуре. Материалом для анализа станут самые разные тексты — от критических эссе и нон-фикшна до автобиографической прозы художников и статей из контркультурных зинов. Мы попробуем критически осмыслить эти тексты и контексты, в которых они существуют: например, биографию автора, языковые традиции, хронологию создания и распространения текста.

Мастера и преподаватели

Дистанционное обучение современному искусству: Дмитрий Булатов
Дмитрий Булатов
Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал). Подробнее
Дистанционное обучение современному искусству: Александра Старусева-Паршеева
Александра Старусева-Паршеева
Кандидат искусствоведения, кинорежиссер, видеохудожник.
Дистанционное обучение современному искусству: Арсений Жиляев
Арсений Жиляев
Художник, куратор, теоретик современного искусства.
Подробнее
Дистанционное обучение современному искусству: Егор Софронов
Влад Софронов
Кандидат философских наук, независимый исследователь.
Дистанционное обучение современному искусству: Николай Алексеев
Николай Алексеев
Художник, куратор, соучредитель Воронежского центра современного искусства. Подробнее
Дистанционное обучение современному искусству: Саша Талавер​
Саша Талавер
Докторантка факультета гендерных исследований Центрально-Европейского университета (Будапешт / Вена).
Дистанционное обучение современному искусству: Марина Бобылева
Марина Бобылева
Шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф». Подробнее
Дистанционное обучение современному искусству: Николай Смирнов
Николай Смирнов
Географ, художник, куратор проектов «Метагеография». Подробнее
+ Показать больше
Дистанционное обучение современному искусству: Марина Бобылёва
Егор Софронов
Художественный критик, редактор «Художественного журнала». Подробнее
Дистанционное обучение современному искусству: Наталья Серкова
Наталья Серкова
Философ, теоретик искусства, соосновательница проекта TZVETNIK. Подробнее
Дистанционное обучение современному искусству: Евгений Кучинов
Евгений Кучинов
Философ, историк, исследователь странных анархизмов, языков космического общения и неопознанных технических объектов.
Дистанционное обучение современному искусству: Андре Ковалев
Дарья Юрийчук
Художница и исследовательница визуальной культуры. Соавторка спектаклей Locker Room Talk и «Кариес капитализма» (Центр имени Мейерхольда). Соосновательница медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое».
Дистанционное обучение современному искусству: Андре Ковалев
Екатерина Лазарева
Кандидат искусствоведения, художник, куратор Музея современного искусства «Гараж». Доцент кафедры Теории и истории искусства РГГУ. Подробнее
Дистанционное обучение современному искусству: Юлия Фиш (Грачикова)
Юлия Фиш
Искусствовед, куратор, продюсер, сотрудник отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Дистанционное обучение современному искусству: Артём Бондаревский
Артём Бондаревский
Юрист фонда V-A-C.
Дистанционное обучение современному искусству: Александра Цибуля
Александра Цибуля
Поэт, художественный и литературный критик, постоянный автор Официальной газеты Эрмитажа. Подробнее
Дистанционное обучение современному искусству: Александра Цибуля
Мария Домрачева
Ассистент куратора и генеральный координатор основного проекта IV и V Уральской биеннале.
Дистанционное обучение современному искусству: Александра Цибуля
Георгий Мамедов
Левый и ЛГБТ-активист, куратор и исследователь.
Дистанционное обучение современному искусству: Александра Цибуля
Вита Шахнович
Графический дизайнер, медиахудожница.
Дистанционное обучение современному искусству: Анастасия Гачева
Анастасия Гачева
Филолог, историк русской литературы и философии, исследователь наследия философов-космистов.
Дистанционное обучение современному искусству: Андре Ковалев
Андрей Ковалев
Художественный критик, писатель, преподаватель факультета истории искусства МГУ.
Дистанционное обучение современному искусству: Мария Молокова
Мария Молокова
Художник, композитор, преподаватель. Выпускница Университета искусств в Белграде и Школы им. Родченко. Подробнее
Дистанционное обучение современному искусству: Екатерина Никитина
Екатерина Никитина
Ph.D. по литературоведению (Силезский университет), участница открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель Международной магистерской программы по Art&Science в университете ИТМО.
Дистанционное обучение современному искусству: Иоэль Регев
Анна Буали
Куратор отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина, арт-директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб». Подробнее
Дистанционное обучение современному искусству: Ольга Чучадеева
Ольга Чучадеева
Независимый PR-консультант, продюсер, музыкальный менеджер.
Дистанционное обучение современному искусству: Павел Митенко
Павел Митенко
Художник-акционист, участник трансдисциплинарной перформативной группы «Союз выздоравливающих», куратор, исследователь. Подробнее
Дистанционное обучение современному искусству: Павел Митенко
Алиса Багдонайте
Куратор, преподаватель, галерист.
Дистанционное обучение современному искусству: Иоэль Регев
Йоэль Регев
Философ, доктор наук (PhD) (Еврейский университет в Иерусалиме), доцент Европейского университета (Санкт-Петербург). Подробнее
Дистанционное обучение современному искусству: Михаил Куртов
Михаил Куртов
Кандидат философских наук, исследователь медиа и метамедиа, специалист по технотеологии. Подробнее
Дистанционное обучение современному искусству: Николай Смирнов
Валерия Олейник
Основатель студии Spasibo Studio, занимающейся поддержкой и продвижением российских художников.
Дистанционное обучение современному искусству: Кирилл Костеев
Кирилл Костеев
Архитектор с опытом создания и реализации скульптур и паблик-арт-объектов.
Дистанционное обучение современному искусству: Александра Цибуля
Максим Мирошниченко
Кандидат философских наук, исследователь культуры, сотрудник Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ ВШЭ.
Дистанционное обучение современному искусству: Александра Цибуля
Екатерина Крылова
Независимый куратор, исследователь, историк искусства. Сотрудничала с Еврейским музеем и центром толерантности, Музеем «Гараж» и другими институциями. Подробнее
Галина Рымбу
Поэтесса, критикесса, переводчица, кураторка литературных проектов. Подробнее
Мастера и преподаватели
Дмитрий Булатов
Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал). Подробнее
Александра Старусева-Паршеева
Кандидат искусствоведения, кинорежиссер, видеохудожник.
Арсений Жиляев
Художник, куратор, теоретик современного искусства. Подробнее
Влад Софронов
Кандидат философских наук, независимый исследователь.
Николай Алексеев
Художник, куратор, соучредитель Воронежского центра современного искусства. Подробнее
Саша Талавер
Докторантка факультета гендерных исследований Центрально-Европейского университета (Будапешт / Вена).
Марина Бобылева
Шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф». Подробнее
Николай Смирнов
Географ, художник, куратор проектов «Метагеография». Подробнее
Егор Софронов
Художественный критик, редактор «Художественного журнала». Подробнее
Наталья Серкова
Философ, теоретик искусства, соосновательница проекта TZVETNIK. Подробнее
Евгений Кучинов
Философ, историк, исследователь странных анархизмов, языков космического общения и неопознанных технических объектов.
Дарья Юрийчук
Художница и исследовательница визуальной культуры. Соавторка спектаклей Locker Room Talk и «Кариес капитализма» (Центр имени Мейерхольда). Соосновательница медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое».
Екатерина Лазарева
Кандидат искусствоведения, художник, куратор Музея современного искусства «Гараж». Доцент кафедры Теории и истории искусства РГГУ. Подробнее
Юлия Фиш
Искусствовед, куратор, продюсер, сотрудник отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Артём Бондаревский
Юрист фонда V-A-C.
Александра Цибуля
Поэт, художественный и литературный критик, постоянный автор Официальной газеты Эрмитажа. Подробнее
Мария Домрачева
Ассистент куратора и генеральный координатор основного проекта IV и V Уральской биеннале.
Георгий Мамедов
Левый и ЛГБТ-активист, куратор и исследователь.
Вита Шахнович
Графический дизайнер, медиахудожница.
Анастасия Гачева
Филолог, историк русской литературы и философии, исследователь наследия философов-космистов.
Андрей Ковалев
Художественный критик, писатель, преподаватель факультета истории искусства МГУ.
Мария Молокова
Художник, композитор, преподаватель. Выпускница Университета искусств в Белграде и Школы им. Родченко. Подробнее
Екатерина Никитина
Ph.D. по литературоведению (Силезский университет), участница открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель Международной магистерской программы по Art&Science в университете ИТМО.
Анна Буали
Куратор отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина, арт-директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб». Подробнее
Ольга Чучадеева
Независимый PR-консультант, продюсер, музыкальный менеджер.
Павел Митенко
Художник-акционист, участник трансдисциплинарной перформативной группы «Союз выздоравливающих», куратор, исследователь. Подробнее
Алиса Багдонайте
Куратор, преподаватель, галерист.
Иоэль Регев
Философ, доктор наук (PhD) (Еврейский университет в Иерусалиме), доцент Европейского университета (Санкт-Петербург). Подробнее
Михаил Куртов
Кандидат философских наук, исследователь медиа и метамедиа, специалист по технотеологии. Подробнее
Валерия Олейник
Основатель студии Spasibo Studio, занимающейся поддержкой и продвижением российских художников.
Кирилл Костеев
Архитектор с опытом создания и реализации скульптур и паблик-арт-объектов.
Максим Мирошниченко
Кандидат философских наук, исследователь культуры, сотрудник Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ ВШЭ.
Екатерина Крылова
Независимый куратор, исследователь, историк искусства. Сотрудничала с Еврейским музеем и центром толерантности, Музеем «Гараж» и другими институциями. Подробнее
Галина Рымбу
Поэтесса, критикесса, переводчица, кураторка литературных проектов. Подробнее
Мастерские
Мастерские художников
Студенты учатся анализировать и интерпретировать реальность в образных формах, понимать и самостоятельно развивать художественные языки и контексты, ориентироваться в принципах работы системы современного искусства. Подробнее →

Мастерские арт-критиков
Студенты системно изучают историю и теорию искусства, погружаются в актуальное состояние художественной среды, учатся понимать и анализировать художественные языки и актуальные контексты. Подробнее →

Мастерские кураторов

Студенты учатся производить и представлять идеи художественных проектов, ориентироваться в принципах работы системы современного искусства со стороны художников, медиа и площадок. Подробнее →

Мастерская арт-менеджеров
Студенты учатся управлять художественными процессами на примерах реальных мировых кейсов, формировать концепции и планы развития, моделировать команду и бюджет, писать заявки и выбирать каналы продвижения. Подробнее →
Вводный модуль — подготовка к обучению
До начала обучения мы предлагаем пройти бесплатный вводный модуль. Он также содержит лекции и воркшопы, но обучение на нем не так интенсивно — щадящие темпы помогают подготовиться к прохождению основного курса.

Слушатели модуля учатся организовывать процесс обучения, начинают погружаться в историю и актуальное состояние современного искусства, намечают траекторию развития и проходят первые мастер-классы от ведущих художников, критиков, кураторов и арт-менеджеров.

Подробнее
Стоимость обучения
Один модуль
(6 месяцев)
70 000 рублей
Семестр в мастерской
(6 месяцев)
60 000 рублей
Модуль и мастерская
(6 месяцев)
80 000 рублей

Получите консультацию или запишитесь на программу

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и получение сообщений от Среды обучения.
Вы можете вернуть 13% через налоговый вычет. Спросите об этом специалиста приемной комиссии
Сэкономьте еще 13%
Идет набор
при оплате двух лет
-15%
Среда обучения сотрудничает с программами рассрочки российских банков. Выбрать подходящие условия поможет специалист приемной комиссии.
+ Показать банки