});
СРЕДА ОБУЧЕНИЯ
Error get alias

Как и зачем современные художники используют растения в своих работах

С помощью растений художники исследуют связь между человеком и природой, пытаются обозначить границу между человеком и растением, поднимают экологические и общественные проблемы. Мы попытались взглянуть на то, как художники используют растения в своих работах и дополнили материал несколькими примерами.
Предисловие: связь человека и растения
Что такое лес? Лес — это скопление растений; среда, из которой мы вышли, отстаивая свою человеческую субъективность, и, вместе с тем, необходимое подспорье для построения человеческой культуры. То, без чего человек не появится — не только как субъект, но и как организм.
Отношения человека с растениями сложны — человек не всегда придает значение растительной среде. Флора — «большой Другой» — нечто исключенное для того, чтобы возникла человеческая субъективность. Антропоцентричная западная культура в принципе не позволяет рассматривать в качестве разумных существ кого-то кроме людей, и растения, согласно этой идее, не совсем живые.

Есть и иной подход, выраженный, например, в любительском ботаническом сочинении Мориса Метерлинка «Разум цветов». Этот труд представляет собой внимательные записки о растениях, которые растут в саду писателя. Метерлинк восхищается тем, что растительная жизнь, вынужденная прорастать из хрупкого семени, дает человеку удивительный пример непокорности, мужества, неутомимости и находчивости.

Морис Метерлинк, «Разум цветов»
Анна Лёвенхаупт Цзин в книге «Гриб на краю света. О жизни на руинах капитализма» утверждает, что человек, как и любой другой организм, должен быть рассмотрен как результат межвидовых отношений. Рассуждая о том, как гриб мацутакэ выстраивает экономические связи на руинах капитализма, Цзин переосмысляет процессы одомашнивания человеком других видов. В ее книге есть интересное замечание о том, что это не люди одомашнили растения, а наоборот, злаковые культуры еще 10 тысяч лет назад запустили этот процесс. Когда люди начали выращивать пшеницу и ячмень, они стали привязываться к конкретным местам обитания, также злаки повлияли на возникновение института семьи, ведь лишние руки нужны для работы в поле. Так, растения повлияли на появление государственности и способствовали культурному обмену между племенами и общинами.
Кроме того, природа частично определила и то, чем стало само искусство — одним из первых это продемонстрировал в конце XIX века немецкий фотограф и скульптор Карл Блоссфельдт. Он фотографировал тысячи растений на самодельный фотоаппарат, помогавший добиться 30-кратного увеличения. Сейчас эти работы принято относить к искусству в той же степени, как и к ботанике. Дело в том, что растения при настолько близком рассмотрении демонстрируют ряд абстрактных форм — в том числе и форм, используемых художниками. Растительный мир в работах Блоссфельдта предстает архетипом человеческого искусства, человеческого понимания прекрасного.

Эти и другие идеи находят отражение в проектах художников — конкретные примеры мы разберем ниже.

Программа, направленная на получение системных знаний по теории современного искусства, критической теории и управлению художественными проектами.

Программа Современная теория

Предисловие: связь человека и растения
«Суккулентотерапия», Анастасия Кизилова
В 2016 году петербургская художница Анастасия Кизилова представила проект «Суккулентотерапия», в рамках которого зрители примеряли на себя одежду со встроенными в нее растениями-суккулентами и читали художественные и философские тексты. Когда человек говорит, он выделяет больше углекислого газа, питая тем самым суккуленты — превращая пищу для ума в пищу для растений.

Преподаватель курса «Искусство и эстетика постгуманизма» Екатерина Никитина пишет: «Проект художницы является попыткой создания внеантропоцентрической практики, во время которой растения и люди становятся компаньонами, вовлеченными в процесс взаимного питания. Задавшись вопросом о возможности межвидовой коммуникации, художница прописывает суккулентотерапию фаллогоцентрическому субъекту. В результате зелень становится спасительным грунтом для постчеловеческой субъективности, в то время как телесность художницы оказывается почвой для растений»

Проект просуществовал четыре года, после чего растения были пересажены в землю.
«Зелень внешняя», «Лаборатория городской фауны»
«Лаборатория городской фауны» задумывалась как коллективная платформа, но в итоге стала дуэтом художников Алексея Булдакова и преподавательницы нашего Факультета Анастасии Потёмкиной. Целью лаборатории было исследование межвидовых отношений в городской среде. Первым проектом стал необычный зоопарк Urban Fauna Zoo, в рамках которого «лаборанты» представили выставку, посвященную городской фауне — голубям, крысам, кошкам и воронам.

В 2014-м художники воплотили похожую идею, но с использованием растений. В павильоне ВДНХ «Зерно» были представлены разные виды городских сорняков: крапива, полынь, лопух, одуванчик и другие. Некоторые были пересажены в горшки как домашние растения. Проект, прославляющий вредоносные и паразитирующие «достижения народного хозяйства» получил название «Зелень внешняя».

«Лаборатория городской фауны» реабилитировала сорняки, продемонстрировала переворот между диким и окультуренным, производительным и паразитирующим. С какой-то стороны урожай сорняков на ВДНХ — насмешка над идеей доминирования человека в межвидовом сообществе и напоминание о том, чем обернулось наше желание подчинить растения, заставить их служить нашим целям. Ведь когда-то тот же борщевик (выращиваемый изначально как корм для скота) мог показываться в этом павильоне совсем не иронично — как настоящее достижение советских агробиологов.
«9 стадий разложения вождя», группа {родина}
В 2015 году группа {родина} провела домашнюю акцию, реализация которой заключалась в закреплении над горшком с пшеницей фотографии Владимира Путина.

В 2017-м работа была выпущена в виде постера. После ряда аукционов и смен владельцев этот постер оказался в руках у активистки Вари Михайловой, которая вышла с ним на первомайскую демонстрацию 2018 года. Ее задержали и приговорили к штрафу, сама работа по итогам судебного заседания подлежала уничтожению (участник {родины} Максим Евстропов говорит, что на его памяти это первое решение об уничтожении художественного произведения в современной российской судебной практике).

По замыслу авторов, с одной стороны, работа «9 стадий» говорит о неизбежном переломе политической ситуации снизу — посредством множества «малых дел». С другой стороны, отражает уныние и смертолюбие: надежда на изменения больше не связана с какими-то человеческими действиями, а единственное, что здесь все еще обнадеживает, так это естественные и «бесчеловечные» процессы старения, тления, рассеивания и распада.
flora.onion / flora.onion 2.0, Юлия Вергазова
Описание flora. onion 2.0 начинается со слов философа Стивена Шавиро: «В эпоху антропогенного глобального потепления и генетически модифицированных организмов — не говоря уже о „больших данных“ и охвативших весь мир вычислительных и коммуникационных сетях — нет смысла противопоставлять природу культуре или „естественное состояние“ человеческому обществу, природное — искусственному»

Этой идее и следует Юлия Вергазова, объединяя в своей работе разветвленные сети растений и системы коммуникаций, созданные человеком. Во вселенной flora. onion новые гибридные растения используют собственные проводные и беспроводные каналы передачи информации, образуют корневые data-центры, выращивают нейросети и знакомятся в приложении treender. Серия работ включает рисунки, вышивки, инсталляции, видео и сайт в даркнете.

Таким образом, Юлия Вергазова показала, что может случиться, если люди окончательно достанут растения — те создадут скрытые коммуникации и свой социум, который готов поглотить человеческий.
«Большое семейство чайного гриба Комбуча-Достоевский», Сергей Катран
История проекта началась в 2012-м, когда художник Сергей Катран приобрел первый чайный гриб. Уже вскоре гриб начал плодиться, явив семью Комбучи-Достоевского. Гриб-родоначальник был назван Фёдором Михайловичем.

Проект сопровождается ироничным концептуальным описанием, в котором рассказывается о наркотическом эффекте Комбучи-Достоевского; грибном гипнозе, повлекшем за собой распад Советского Союза, и противостоянии гипнозу с помощью просмотра Первого канала. Сами грибы продаются по цене от 30 000 рублей за штуку, Фёдора Михайловича можно купить за 150 000.

Кроме иронии, квазиконспирологии и визуально-эстетической составляющей «грибных» инсталляций, проект случайно или умышленно напоминает нам о неподвластности и неистребимости природной среды, а также о ее неизбежном влиянии на человеческую жизнь.
«Можно ли быть революционером и любить цветы?», Камиль Энро
Энро начала аранжировать икебаны после переезда и расставания с любимой библиотекой. Растениями она заменила произведения любимых писателей, ученых и философов. Художница снабдила каждое из растений своей табличкой с цитатой и именем одного из мыслителей, тем самым наделив вроде как неживой объект именем — оторвав его от исключительно природного мира, погрузив частично в мир человеческой культуры.

Из статьи в издании aroundart: «Энро создала сущность, которая является ни тем, ни другим, пространство инаковости, которое всегда уже не то, чем оно являлось; противоречивую сущность ни из культуры, ни из природы; скульптуру, которая не может ни задавать вопросов, ни быть революционером, но цветок, который делает и то, и другое»

Камиль Энро, «Можно ли быть революционером и любить цветы?»
«Птеридофилия», Жен Бо
По словам автора, «Птеридофилия» выполнена в жанре «экоквир» — жанре, повествующим о любви между людьми и растениями. Конкретно в этом случае — между тайваньскими юношами и папоротниками. Проект выполнен на территории посадки папоротника и включает, кроме растений, видеоизображения актов любви.

Из статьи Tatlin: «Семь молодых людей входят в лес на Тайване и вступают в тесный контакт с папоротниками. Они занимаются любовью с растениями, ощущают текстуры друг друга, ароматы и удовольствия. Они полагаются на органы, а не на язык, чтобы инициировать аффективные отношения. Папоротники обитают на Тайване. Они были обнаружены коренными племенами, но их игнорировали японские колонизаторы и иммигранты с материка. Только когда мы расширяем наше воображение, мы можем научиться ценить сложное существование всех живых существ. Только тогда мы научимся жить более разумно на этой планете»

Жен Бо, «Птеридофилия»

Источник
«Книга трав», Дмитрий Плавинский
«Книга трав» — многосоставная работа художника и представителя московского концептуализма Дмитрия Плавинского, включающая в себя большую серию рисунков и монотипий. Создана в 1963 году.

Художника увлекала мысль создания «азбуки» трав и сопоставления формы листьев со звуками. Плавинский в своей работе следует идее того, что задача художника — созерцать, считывать мироустройство, выражаемое растениями.

Из описания автора: «Работа над „Книгой Трав“ — личный опыт медитации. Я ходил по лесу босой, боясь наступить на гусеницу, муравья или цветок. Высшая сосредоточенность собрала и направила мою волю на устранение каких-либо посредников между природой и мной. Рисунки „Книги Трав“ абсолютно лишены искусственности искусства»

Дмитрий Плавинский, «Книга трав»
Источники: 1, 2
«В нашем дворе», Рашид Джонсон
Инсталляция нью-йоркского художника Рашида Джонсона, реализованная в атриуме Музея «Гараж», — это полный тропических растений, скульптур, видеизображений и предметов обихода лабиринт с уникальной живой экосистемой.
Инсталляция погружает зрителя в поэтический мир, объединяющий факты и вымысел, события и их толкование. Это первая работа Джонсона, реализованная им в России, и самый масштабный проект из всех когда-либо им созданных.
Источники:
  1. Лекция Екатерины Никитиной «Люди (и) растения» из курса «Искусство и эстетика постгуманизма»
  2. «Художественный журнал»: Е. Никитина. О постчеловеческой субъективности: становясь-с животными, растениями и машинами
  3. Ekaterina Nikitina: Hogweed vs. sunroot: Zoēmachy of soviet postanthropocentrism
  4. Сайт Анастасии Кизиловой
  5. Премия Кандинского: «Лаборатория Городской Фауны»
  6. «Батенька, да вы трансформер»: «Urban Fauna Lab: как крысы, голуби и борщевик попали в музей»
  7. Максим Евстропов на LiveJournal: «9 стадий разложения вождя»
  8. Сайт Юлии Вергазовой: flora.onion
  9. Сайт Юлии Вергазовой: flora.onion 2.0
  10. Сайт Сергея Катрана: Инсталляция «Большое семейство чайного гриба Комбуча-Достоевский»
  11. Сайт «Большого семейства чайного гриба "Комбуча-Достоевский"»
  12. aroundart: «Затопи искусство. Часть 2»
  13. Дмитрий Плавинский: «Книга трав»
  14. «Музеи России»: «"Книга Трав" Дмитрия Плавинского»
  15. Сайт Музея «Гараж»: «Инсталляция Рашида Джонсона "В нашем дворе"»
  16. Tatlin: «Тренды в современном искусстве»
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности