Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
ИСКУССТВО В СРЕДЕ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»

Искусство и эстетика постгуманизма: становление, расцветание и прочие метаморфозы

Эксперт курса: Екатерина Никитина
О ней: Ph. D. по литературоведению (Силезский университет); куратор Posthuman Studies Lab; преподаватель Международной магистерской программы по Art&Science в университете ИТМО (Санкт-Петербург), ведущий спикер трека о постгуманизме.
Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Продолжительность курса: 7 занятий
Стоимость: 5'000 рублей
Количество домашних заданий: 7

Курс сфокусирован на проблематизации неантропоцентрической эстетики биоарта, animal art, plant art и современного искусства вообще, которое имеет дело с жизнью в ее различных формах, таких как человеческие и нечеловеческие организмы и агенты, ткани, клетки, молекулярные, элементальные уровни. Поэтика метаморфоз, становлений, роений, ассамбляжей и аффектов станет центром исследовательской части курса. Мы рассмотрим различные изменения (биотрансфигурации), происходящие как на уровне непосредственного вмешательства в материю (деятельность ученых, биоинженеров и художников), так и на уровне индивидуальных и социальных практик (animal studies, post human studies, plant studies и другое), которые влекут за собой пересмотр этических установок, понятия субъекта и тела. Метаморфозы, с которыми мы будем работать, в значительной степени бросают вызов антропоцентризму и способствуют формированию так называемой zoe-эстетики (Моника Бакке), в ее особенностях нам предстоит разобраться.
Программа курса
1. Человек в нечеловеческом теле: субъект постгуманизма и его границы
Вводная лекция очерчивает теоретическое поле, в котором будет вестись работа в течение курса. Дается представление о проблематике становлений и вопросе власти как динамической сети взаимосвязей или гибридных загрязнений, а также о концепции природокультуры. Вводится понятие постгуманистического субъекта и его новой этики, основанной на идее мультивидового симпойезиса.
2. Становления — животным: жизнь за пределами вида и прочие метаморфозы
Занятие посвящено вопросу становления животным в контексте теорий Д. Харауэй и К. Вулфа. В фокусе обсуждения намечены следующие вопросы: люди и виды-компаньоны, или животные как соучастники экономических, политических и исторических процессов; конец природы, или новые границы между животным и человеком; проблема сосуществования: межвидовая забота и альтруизм. Анализируя художественные работы, мы попробуем вырвать человека из онтического одиночества и показать, что он всегда был погружен в сети разнообразных отношений с нечеловеческим.
3. Люди (и) растения
Занятие сфокусировано на вопросе о растительной субъективности, сексуальности и мышлении растений в контексте так называемого растительного поворота в искусстве и гуманитарном знании. В ходе работы мы рассмотрим феномен искусства растений как отдельного направления, которое развивается в сторону экспериментальных практик по созданию дигитальных объектов, спекулятивных нарративов об агрессивной растительности в контексте anthropocene fiction, а также изучения странных экосистем, которые возникают на руинах капиталистического производства («растения-вещи», «растения-мусор», обретающие особую темпоральность).
4. Становление Землей
Занятие выстроено вокруг рассуждения о том, как бы мог выглядеть геоцентрический субъект и его отношения с «человеческими» и «нечеловеческими» акторами, населяющими Землю в новую геологическую эпоху, именуемую Антропоценом/Плантациоценом/Капиталоценом и т. д. Антропоцен воплощает собой переплетение двух темпоральностей: геологического времени Земли и истории человечества. Это сцепление может послужить точкой отсчета внеантропоцентрического мышления, которое требует от нас выработки новой этики, новой чувствительности и пересмотра наших взаимоотношений с другими существами. Мы поговорим о том, что значит в условиях Антропоцена становиться «земным» и «диким» и какие возможные симпойезисные сценарии предлагают нам исследователи.
5. Киборги и другие гибриды: становление машиной
Занятие посвящено проблеме того, что в сегодняшнем разговоре о нас и окружающей среде на первый план выходят новые «человеко-нечеловеческие» связи, которые включают в себя сложные медиатехнологические интерфейсы биологического и небиологического характера. Двойное био- и инфо-технологическое посредничество имеет решающее значение для вопроса о постчеловеке. Оно требует пересмотра границ, которые существуют между такими онтологическими категориями, как органическое и неорганическое, рожденное и искусственно выведенное. Машина сегодня — это не антропоцентрическое устройство/инструмент, которое имитирует различные человеческие способности. Сегодняшняя машина — аффективна, она — результат сложной политэкономии, тесно связывающей тела и машины посредством их взаимных симуляций и модификаций.
6. Заключение: дети компоста
Заключительный семинар подведет итог проблематике постчеловеческого субъекта как того, кто способен к метаморфозам, рекомпозициям, разложениям (compost-ability) и различным «расцветаниям-с». Анализируя «Истории Камилл», созданные Д. Харауэй и находящие свое отражение в современном искусстве, мы подведем итог пониманию постантропоцентризма, монструозности и zoe-эстетики.
7. Обсуждение эссе
Последняя рабочая встреча курса посвящена обсуждению эссе, написанных участниками на заданные темы.
Книжная полка

Rosi Braidotti, The Posthuman

Rosi Braidotti, Metamorphoses

Cary Wolfe, What Is Posthumanism?

Donna Haraway, Companion Species Manifesto

Donna Haraway, Staying with the Trouble

Karen Barad, Meeting the Universe Halfway

►Рози Брайдотти, Критическая постгуманитаристика; Карен Барад, Агентный реализм; Донна Харауэй, Тентакулярное мышление; Анна Цин, Непослушные края // Опыты нечеловеческого гостеприимства. Антология. Ред. М. Крамар, К. Саркисов. М.: V-A-C press, 2018.