СРЕДА ОБУЧЕНИЯ
Error get alias
Фантазия о музеях космонавтики, дань памяти исчезающим кинотеатрам и другие работы мастера Таисии Коротковой

Факультет современного искусства открывает набор в мастерскую Таисии Коротковой. Кратко рассказываем о нескольких проектах художницы — остановили выбор на тех, которые представлялись относительно недавно и которые можно наглядно показать в нескольких изображениях.

Таисия Короткова
Художница, исследующая в своих работах взаимоотношения человека и общества с современной наукой, индустрией и развивающимися технологиями. Работает в техниках темперной живописи на покрытой левкасом доске и офорта. Выпускница МСХШ, Института проблем современного искусства и МГАХИ им. В. И. Сурикова. Член Московского союза художников. Лауреат Премии Кандинского (2010). Участвует в российских и зарубежных выставках с 1996 года. Живет и работает в Москве и Милане.
Московские кинотеатры
2020
Серия работ, посвященная старым советским кинотеатрам, постепенно исчезающим с карты Москвы. Примечательно, что вокруг самих знакомых зданий не встречается других признаков современной городской цивилизации: «Авангард» стоит на острие ледника, «Высота» расположилась на снежной глади (как на горных шапках), а «Марс» раскинулся посреди оранжево-коричневой пустыни. Стилистически работы напоминают иллюстрации советских научно-фантастических романов, что только усиливает чувство щемящей ностальгии по тому, что еще совсем недавно было — а сейчас уже нет.
Музеи космонавтики
2013—2018
Авторское описание:

«На искусство ХХ века мощное влияние оказал научно-технический прогресс, в результате чего изменилось и само искусство, и его репрезентация в музее. Искусство сегодня уже не привязано к традиционным жанрам живописи, графики, скульптуры, оно стало многоликим, синтетически-сложным. Экспонаты художественных музеев порой отличаются от предметов повседневной жизни только тем, что были по-своему поняты и переосмыслены художником. И мне как художнику интересно работать с музейными объектами, не имеющими прямого отношения к искусству, но при этом обладающими своей художественной сущностью, эстетической энергией и силой. Помещая такие экспонаты в пространство живописи, я как бы признаю законность их пребывания на территории искусства.
Музеи космонавтики — серия о второй жизни предметов научно-технического быта. Для них это как бы жизнь после смерти. Некогда созданные для завоевания космического пространства, сейчас они "похоронены с почестями" в специально выстроенных для них зданиях, а иногда и просто в подходящих по назначению помещениях. Самые важные объекты, совсем как в древнеегипетских гробницах, окружены почитанием и помещены в соответствующую их статусу обстановку. На стендах выстраиваются макеты рабочих кабинетов ученых, космодромов, снежной тайги и открытого космоса. И что удивительно, во всей этой искусственно созданной, откровенно синтетической среде действительно появляется какая-то своя, хотя и очень странная жизнь. Экспонаты начинают взаимодействовать друг с другом, с отражениями, со стенами, с лепниной на потолках, с занавесками и с цветами на окнах, и с прочим множеством незапланированных, случайных деталей. И чем больше процент такой случайности в экспозиции, тем сложнее и во всех смыслах живее становится сама среда ее существования. Именно это присутствие странной, но явно ощутимой жизни я пытаюсь уловить и зафиксировать в своих картинах»

Разбор практических и теоретических аспектов, касающихся цвета, пространства, пластики живописного произведения, а также содержания и выразительности в живописи. Мастерская дает инструменты, помогающие вести работу от идеи до ее реализации.

Мастерская Коротковой

Закрытая Россия
2013–2015
Проект «Закрытая Россия» посвящен многочисленным засекреченным «зонам» Российской Федерации: брошенным границам бывшей советской империи, руинам военных объектов, зданиям НИИ и научных институтов, а также процессу производства, переработки и захоронении ядерного топлива.

«В работе над картиной для меня очень важно найти одно-два ключевых слова, — говорит художница, — которые будут как скелет держать все тело живописной серии. Собирая проект "Закрытая Россия" я сформулировала их как “романтические руины”, обращаясь, таким образом, к пейзажной живописи ХVII века. Мне было интересно перенести меланхолически-созерцательное настроение присущее картинам этого периода в изображения интерьеров НИИ экспериментальной физики»

Авторский текст о проекте →
Воспроизводство
2009–2012
Проект «Воспроизводство» посвящен высокотехнологичному процессу появления детей в современном мире — лабораторному оплодотворению. Оно, с одной стороны, дарит последний шанс для многих людей продолжить свой род, а с другой, служит причиной для размышления о стремлении человека планировать факт появления или непоявления, качества и пол ребенка, что становится возможным, скорее, в антиутопичной реальности. Художница обозначает свою позицию так: «Наука не знает добра и зла, это всего лишь инструмент в наших руках — и нам выбирать, как этим инструментом пользоваться».
Иллюстрации для Prime Russian Magazine
2013 (май)
Серия иллюстраций для майского номера 2013 года Prime Russian Magazine — глянцевого издания о культуре и искусстве, закрывшегося несколько лет назад. К сожалению, электронной версии выпуска не сохранилось.
Набор в художественную мастерскую Таисии Коротковой открыт. Узнать больше об обучении и оформить заявку на консультацию можно на странице Факультета.
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности