СРЕДА ОБУЧЕНИЯ
Error get alias

Как превратить урну в арт-объект — рассказывает выпускник Среды обучения,
художник Роман Коновалов

22 июля прошла домашняя выставка выпускника мастерской
Арсения Жиляева— художника Романа Коновалова.
Роман представил дипломный проект «Космические уры и критика натуры»,
включающий реди-мейд-объекты, гравюры и живопись. Роман рассказал
нам о своей работе, поиске себя как художника и обучении в мастерской.
«Космические уры и критика натуры»

Идея и жанр

Концепт моей художественной деятельности — это космо-футуризм на базе идей русских космистов.

Русский космизм включает в себя различные направления, связанные с освоением человечеством всего пространства вселенной, как в прямом смысле — распространение человеческой жизни в космосе, так и в смысле переносном — преодоление космической безграмотности, то есть развитие понимания о том, как устроен космос, и использование этого понимания на благо человеческой цивилизации.

Русский космизм работает со множеством подтем, которые касаются человека и его бессмертия — вопросами нравственности, социальной ответственности, урегулирования природы и другими.

Как создавался арт-объект

Сам объект в готовом виде не может называться реди-мейд-объектом — это, скорее, уже скульптура, просто сделанная из готового промышленного продукта и других не художественных деталей и элементов.
Реди-мейд — представление обычных объектов в неизменном виде в художественном контексте. Прием изобретен Марселем Дюшаном (использован, например, в работе «Велосипедное колесо»).
Основная форма — объект низкой культуры — это урна, которую я нашел случайно, когда занимался поиском вдохновения около космических объектов в Москве (дом Королёва, павильон «Космос» на ВДНХ, Музей Космонавтики). Я наткнулся на нее и узнал, что она называется «Космос». Это было для меня культурным недопониманием. Ироничность ситуации в том, что страна, первая запустившая человека в космос, могла бы более плодотворно работать с космическими технологиями, но почему-то мы урны космосом зовем! Формой урна действительно напоминает спутник, что также добавило импульса к созданию художественного биоморфного корабля будущего.
Другие элементы были найдены по принципу поиска реди-мейд-объекта, как его описывал Марсель Дюшан. Что-то я нашел в строительном магазине, например, жидкую резину, гудрон, холодную сварку, различные сетки и металлические элементы. Что-то в детском магазине — например, детали конструктора LEGO. Под слоем жидкой резины они выглядят вполне биоморфно, как чешуя или кожа какого-то существа. Я вдохновлялся живыми структурами — насекомыми, змеями, ящерицами.
Также, изучая живых существ, я наткнулся на такое животное, как тихоходка. Она может выживать в космосе — это уже признак того, что в будущем, как я представляю, ученые смогут извлечь ее ДНК и создать организм большего размера, соединить его с техникой. Получится живой организм, который будет вырабатывать топливо, улавливать свет и лететь сквозь пространство к звездам.

Willow Gabriel, Goldstein Lab / CC BY-SA

Студенты используют сценарии возможного будущего и то, какое место в нем займет художественное творчество. Мастер предлагает экспереминтрировать с формами субъективности, изучая возможности производства искусства на новых уровнях организационного развития.

Мастерская Жиляева

«Космические уры и критика натуры» — ключ к прочтению арт-объекта

Наверное, художник должен представлять, как будут считывать его объект и что будут думать о его работе зрители, но эта вещь, на мой взгляд, неуловима. Мне бы хотелось, чтобы зритель, увидев космический корабль будущего, начал фантазировать и представил нечто большее, чем просто корабль. Возможно, чтобы он подумал о социальных отношениях того будущего или том, куда в первую очередь полетит этот корабль. А еще мне хотелось бы, чтобы люди на некоторое время оторвались от реальности и проблем, которые их окружают, дали свободу полету фантазии и ментально — через физическое восприятие — оказались там, в будущем. Тут речь не о прочтении смысла, а об ощущениях и чувствах, которые мог бы испытать зритель.

Посмотреть презентацию проекта «Космические уры и критика натуры» →

Как другие художники работают с темой космоса — пример Orbital Reflector

То, что сделал я, — попытка освоить лишь малую часть большой темы русского космизма. Хотелось бы, чтобы эта подтема — космо-футуризм — обрела некую свою силу и стала местом, опорной точкой для художников, желающих работать с темой космоса и будущего. Пока я работал над проектом, понял, что мало художников использует эти темы, а мне хотелось бы, чтобы жанр развивался.

Тревор Паглен — Orbital Reflector

Без вторичности в нашем мире так или иначе сложно. Даже в современном искусстве художнки находят тупиковые моменты художников прошлого и прорабатывают уже их — синтезируя чужие идеи с новыми вопросами, методами и идеями. Новые коррективы, вносимые в том числе и современными космическими открытиями, могут привести к интересным результатам. Например, художник Тревор Паглен, работая с темой космоса, исследовал также тему социально-политическую, поднимая вопрос тотальной слежки спецслужб. В рамках его работы Orbital Reflector в космос был запущен первый арт-объект — нефункциональный спутник, отражающий солнечный свет. Проект ставит ряд вопросов. Кто этим владеет? Кто вообще решает, что отправить в космос? Точно ли мы знаем, как это используется?

База русского космизма — работы, книги и другие источники для саморазвития

В первую очередь, стоит ознакомиться с работами Марины Симаковой, Антона Видокле, Арсения Жиляева. Можно подписаться на Telegram-канал Арсения «Чернозём и Звёзды». Много интересных материалов есть на сайте библиотеки имени Н. Ф. Фёдорова. Также можно прочитать книгу С. Г. Семёнова и А. Г. Гачева «Русский космизм: Антология философской мысли», «Русский Космизм» Бориса Гройса. Для старта этого достаточно.

Начало пути художника и работы до дипломного проекта

До того, как стать художником, я был фотографом (и сейчас им остаюсь). Впервые я участвовал в выставке в 2004 году в рамках конкурса «Серебряная камера» Московского дома фотографии (сейчас Московский Мультимедиа Арт Музей). Я периодически возвращался к искусству в том или ином его проявлении, и если бы я не делал большие перерывы, то в 2018-м меня можно было бы уже назвать состоявшимся художником. Я шел к цели короткими шагами, периодически погружаясь в сферу современного искусства. В какой-то момент я переключился на живопись, и все пришлось начинать почти сначала.
До того, как представить «Космические уры и критика натуры», я работал в разных жанрах. Расскажу о своей работе «Харон возносящий» — абстракции размером почти два на два метра. У меня была идея с поиском найденных пятен, и увидев одно из таких пятен, я пришел к образу, который и решил воссоздать на холсте. Харон — это мифологический персонаж, перевозящий души умерших через реку в подземное царство мертвых. Герой взят из уже не актуального прошлого, поэтому я представил, какие бы цели у Харона могли бы быть сейчас. Если мы представляем, что есть рай как инстанция наверху, теперь задача Харона могла бы заключаться не в перевозе умерших через реку, а в вознесении их наверх.

Источник: artknvlgallery.com

«Космические уры и критика натуры»

Зачем искусству вообще нужно учиться

Когда учишься искусству самостоятельно, всегда повторяешь что-то, что уже было, в этом действительно сложно разобраться — нужна посторонняя помощь, нужно обучение. Я живу в Москве — городе, где можно учиться и офлайн, но я выбрал онлайн-формат, потому что так можно не тратить часы на дорогу, можно спокойно решать рабочие и семейные вопросы.

Как проходит работа в мастерской Арсения Жиляева

В мастерской Арсения Жиляева мы что-то делаем, показываем, обсуждаем, получаем советы, меняем вектор работы или наоборот, отстаиваем свою позицию. Арсений взаимодействует очень продуктивно и педагогично: разбирает пример искусства, созданного учеником-художником, очень четко и по многим параметрам, начиная с отсылок и заканчивая списком того, что нужно посмотреть и почитать.

Полтора году обучения в мастерской я пытался отстаивать один проект, но за последние полгода все резко поменялось — я наконец-то нашел себя. Я понимаю, что без тех полутора лет я бы не открыл для себя космо-футуризм как основное направление художественной деятельности. Меня к этому не подталкивали — хоть Арсений Жиляев и является представителем русского космизма, он не навязывает эту линию своим ученикам.

Какую программу выбрать — теорию или практику

Я проходил в Среде и теоретическую, и практическую программу. Если вы уже знакомы с современным искусством или уже где-то ему учились, можно пойти только в мастерскую к художнику, чьи работы и опыт вам близки. А если вы недостаточно хорошо ориентируетесь в том, чем собираетесь заниматься, теория необходима.

Хаос и вдохновение — неделя в летней офлайн-резиденции Ивана Горшкова

Офлайн-присутствие — это замечательно и очень полезно, поэтому для этого Среда обучения устроила нам летнюю арт-резиденцию. Такие офлайн-встречи вдохновляют и помогают знакомиться с художниками. Это была резиденция Ивана Горшкова, она длилась около недели. Сначала мы работали с красками — Иван построил схему так, что мы циркулировали от своего холста к чужому, и каждый вносил какой-то свой элемент в работу. Действо почти переходило в хаос, это очень интересная встряска. Потом мы создавали скульптуры и работали над театральными постановками. Это сильно будоражит, вдохновляет и придает уверенности. Вспоминается одна из важных донесенных нам мыслей: когда художник стоит перед холстом, он должен совершать жест продуманно и уверенно. Вот эту уверенность Иван в нас и заложил, за что ему большая благодарность.

Что дало мне обучение в Среде

В Среде я очень глубоко погрузился в современное искусство и получил много знаний, которые использую в своей практике. Научился работать с текстами, анализировать выставки и произведения искусства, писать art statement. Определять, к чему относится мое собственное искусство — опираясь на опыт прошлого, создал свое поле деятельности и научился его обосновывать, рассказывать, на чем я стою и что делаю. Обучаясь в одной мастерской, ты имеешь доступ к записям других и всегда можешь подсмотреть, чему учит художников другой мастер — это тоже может быть полезно.

Обучение помогает налаживать связи — если ты приходишь на выставку и видишь там преподавателя (художника или куратора), ты вступаешь с ним в контакт. Те ученики, которые участвовали в выставках во время обучения, смогли наладить связи и вне круга деятелей, сотрудничающих со Средой обучения.

Если у художника есть, что показать, не надо бояться и можно смело вступать в контакт. Кураторов и галеристов нужно заинтересовать тем, что ты делаешь, поэтому сначала надо делать, а связи — дело второстепенное. Если ты делаешь что-то правильно, это будет востребованно пространством и космосом, Вселенная сама выведет тебя туда, куда надо. Но бездействовать тоже нельзя, и в Среде это понимают — нам объяснили устройство работы арт-менеджеров и кураторов. Поэтому я знаю, что делать дальше, и моя домашняя выставка — это небольшой, но немаловажный шаг.

Подробнее об обучении →

Погружение в современное искусство — советы для начинающих

Если вы хотите больше узнать о современном искусстве, посещайте выставки, знакомьтесь с художниками, изучайте их работы и биографии, подписывайтесь на них в социальных сетях. Прочитайте книгу «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм», выпущенную издательством «Гараж» — это достаточно большая книга, с которой хорошо начинать погружение в современное искусство. Недавно вышла книга Бориса Гройса «Частные случаи» — там тоже есть интересные статьи.

Сайт Романа Коновалова →
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности