Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
ИСКУССТВО В СРЕДЕ
Оставьте заявку, и специалисты из приемной комиссии свяжутся с вами!
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»

12 акций московского акционизма

Ключевые действия столичных акционистов с начала 1990-х — от актов перформеров движения «Э.Т.И.» до молебна Pussy Riot и поджога двери ФСБ Петром Павленским.
18+
В этой статье присутствует мат. Будьте готовы.

«Э.Т.И. — текст», 1991

Кто перформер: художники движения «Э.Т.И.» Григорий Гусаров, Олег Мавроматти, Антон Николаев, Анатолий Осмоловский и Дмитрий Пименов и сочувствующие им активисты.

Что это было: группа людей выложила телами слово «хуй» на Красной площади.

Что это значило: акция была приурочена к «Закону о нравственности», вышедшему за три дня до перформанса — согласно ему, за употребление мата в общественных местах человека могли посадить на 15 суток.
«Первая перчатка», 1995
Кто перформер: Александр Бренер.

Что это было: художник Александр Бренер вышел на Лобное место на Красной площади в боксерских трусах и перчатках и вызвал Ельцина на поединок.

Что это значило: по словам художника, его акция — ответ на начатую президентом войну в Чечне. До этого акционисты не обращались напрямую к главе государства (и после тоже).
«Баррикада», 1998
Кто перформер: около трехсот художников, активистов и просто прохожих. Участвовали группы «Внеправительственная контрольная комиссия», «ДвУРАК», «заИБи», «ОсвоЧ», «Пионерия имени Килгора Траута», студенты парижской Национальной школы изящных искусств и Школы современного искусства Авдея Тер-Оганьяна.

Что это было: акционисты перекрыли Большую Никитскую улицу в Москве картонными блоками и строительными ограждениями. На «Баррикаде» демонстрировались картины и транспаранты с текстом, созвучным или цитирующим слоганы французской революции 1968 года. Милиция арестовала восемь художников, которые впоследствии были приговорены к штрафам от 250 до 417 рублей.

Что это значило: акция подразумевала провозглашение оторванных от реальности требований к властям (ежемесячной выплаты в сумме 1200 долларов, легализации наркотиков и права ездить по миру бесплатно). Но на деле художники ставили цель исследовать потенциал акционизма и нестандартных технологий политической борьбы.
«Юный безбожник», 1998
Кто перформер: Авдей Тер-Оганьян.

Что это было: разрубание освященных репродукций икон на выставке «Арт Манеж-98». Ценителям современного искусства за отдельную плату предлагалось приобрести одну из икон для последующего осквернения. Акцию прекратили охранники, вызванные возмущенными зрителями. По итогам на Тер-Оганьяна завели уголовное дело по статье о «возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды», после чего художнику пришлось получать статус политического беженца в Чехии. В 2010-м дело было закрыто из-за истечения срока давности.

Что это значило:
по словам куратора выставки Елены Романовой, художник собирался противопоставить свое видение мира ортодоксальному христианству.

Художник Павел Митенко в своей статье «13 акций, которые сделали московский акционизм» пишет: «Художник (Тер-Оганьян) пояснял, что своей акцией он исследовал, обеспечивает ли художественное пространство свободное обращение с образами или они еще остаются под контролем традиционных институтов даже в формально демократической и светской России. Травля по телевидению и заведение уголовного дела, комментарии патриарха и мэра Москвы, увольнение по его распоряжению куратора выставки и директора выставочного зала, а также отсутствие должной поддержки художественной среды дали ясный ответ на вопрос исследования».
«Против всех», 1999
Кто перформер: группа активистов «Внеправительственная Контрольная комиссия» во главе с Анатолием Осмоловским.

Что это было:
активисты натянули на Мавзолей Ленина транспарант с лозунгом «Против всех». После этой акции художники оказались под преследованием и давлением спецслужб.

Что это значило: акция была ничем иным, как агитацией за существовавшую в выборных бюллетенях графу «Против всех». Кроме того, Павел Митенко утверждает, что у агитации была более серьезная цель — большинство голосов, отданных за эту графу, означало бы невозможность выдвижения партий-участников на перевыборах. Это могло привести к значительным изменениям в составе парламента.
«Не верь глазам», 2000
Кто перформер: Олег Мавроматти.

Что это было: Мавроматти был распят на кресте в закрытом дворе Института Культурологии РАН — из него открывался вид на Храм Христа Спасителя. После акции и скандальных заметок в прессе на художника ополчились православные активисты, вследствие чего на Мавроматти завели уголовное дело по обвинению в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни.

Что это значило: по замыслу, перформанс не был публичным — его снимали для фильма художника «Слепое пятно» с участием массовки из знакомых Мавроматти. Акция сопровождалась текстом, в котором акционист говорил, что искусство утратило подлинность, — и он надеялся пробиться к ней через реальную боль.
«Памяти декабристов (ПэДэ)», 2008
Кто перформер: арт-группа «Война».

Что это было: в одном из магазинов «Ашан» к потолку были подвешены пять человек — трое трудовых мигрантов и двое представителей сексуальных меньшинств. Акция состоялась в рабочее время магазина — люди продолжали рассматривать витрины в окружении «висельников».

Что это значило: по мнению Павла Митенко, вопрос, поставленный акцией можно сформулировать следующим образом: «Можно ли с помощью определенной аранжировки и постановки изображения достигнуть в медиа такой же свободы обращения с образом, какая существует у западных художников в рамках маркированного художественного пространства?»
«Лобзай мусора», 2011
Кто перформер: арт-группа «Война».

Что это было: на протяжении нескольких недель участницы арт-группы целовали сотрудниц милиции в общественном транспорте. По словам активистов, сотрудниц больше возмущал не сам факт поцелуя, а то, что их целуют девушки.

Что это значило: перформанс не сопровождался концептуальным описанием, но утверждается, что акция была приурочена к 1 марта 2011 года — дате вступления в силу закона «О полиции».
«Богородица, Путина прогони!», 2012
Кто перформер: Pussy Riot.

Что это было: за полгода группа девушек в балаклавах совершила пять похожих акций с исполнением панк-молебна в общественных местах. Самой известной стала заключительная — перформанс в Храме Христа Спасителя. Участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алёхина были приговорены к двум годам лишения свободы по статье «Хулиганство» и освобождены в декабре 2013 года по амнистии.

Что это значило: как Pussy Riot заявили в интервью «Русскому репортеру» серия акций была вызвана реакцией на деятельность и высказывания патриарха Кирилла и, в общем смысле, на связь РПЦ с властью в России.
«Угроза», 2015
Кто перформер: Петр Павленский.

Что это было: художник поджег дверь главного здания ФСБ. Позже, находясь на слушании по делу, Павленский привлек в качестве свидетелей секс-работниц, превращая суд в театральную постановку.

Что это значило:
цитата Павла Митенко: «Сама акция стала наживкой, заглотив которую, служители репрессивного аппарата вынуждены выступать на территории смысла, где они не способны представить свои действия в связи с общим интересом. Ловя на слове, Павленский еще глубже засаживает крючок в глотку Левиафана, вытаскивая молчаливого монстра на свет. Силовики, внезапно "обнаруживая себя в свете прожекторов на арене", начинают разрушать "декорации общественного благополучия", обеспечивающие их власть»
«Не бойся», 2015
Кто перформер: Катрин Ненашева.

Что это было: Катрин Ненашева в течение тридцати дней ходила по Москве в тюремной робе и совершала обычные действия — пыталась устроиться на работу, посещала кафе, покупала продукты и фотографировалась. В финальный день на Красной площади ее соратница Анна Боклер обрила голову художницы налысо. Девушки не успели закончить перформанс, так как были задержаны и заключены под арест на трое суток.

Что это значило: акция стала реакцией на случай в жизни Ненашевой — находясь в составе комиссии благотворительной организации, художница оказалась в женской тюрьме. Одна из заключенных, увидев у нее фотоаппарат, просит сделать снимок, чтобы отправить родственникам. Ненашева с удовольствием соглашается, однако администрация в жесткой форме отказывает заключенной, что вызывает возмущение художницы. Ненашева продемонстрировала сложность реакции окружающих на девушку в робе и отличия, которые ее одежда вносит в ее взаимодействие с городом.
«Тихий пикет», 2016
Кто перформер: Дарья Серенко и ряд других активистов.

Что это было: Дарья Серенко начала бессрочную акцию, во время которой участники выходили в публичное пространство с плакатами, на которых были изображены рисунки, стихи, слоганы и статистические данные, затрагивающие темы феминизма, ЛГБТК-сообщества и дискриминации. Результаты взаимодействия с прохожими и пассажирами описывались в публикациях в социальных сетях с хештегом #тихийпикет.

Что это значило: с помощью демонстраций плакатов участники как озвучивали затронутые на изображениях проблемы, так и демонстрировали сложность реакции полицейских и случайных зрителей на озвучивание этих проблем.
Значительная часть подборки основана на статье преподавателя курса «С точки зрения московского акционизма» Павла Митенко. Также в материале неоднократно упомянута ключевая фигура московского акционизма 1990-х — художник Авдей Тер-Оганьян, ведущий мастерской на Факультете современного искусства Среды обучения.
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности