});
СРЕДА ОБУЧЕНИЯ
Error get alias
Об обучении, мастерах и защите:
интервью с критиком и куратором Анастасией Сенозацкой
Об обучении, мастерах и защите:
интервью с критиком и куратором
Анастасией Сенозацкой


Выпускница Факультета (причем сразу двух специальностей — «Арт-критика» и «Кураторство») Анастасия Сенозацкая рассказала о том, как проходило обучение; о мастерах, которые делились опытом; и о том, почему искусство так часто объясняет себя сложным языком.

Об обучении на двух специальностях
Честно говоря, я планировала учиться по направлению арт-критика, но в первом семестре так и не смогла сделать выбор среди мастеров. Мастерскую по кураторству тогда вел Валентин Дьяконов, и я решила начать заниматься у него. Со второго семестра все-таки выбрала мастерскую по критике, но и мастерскую Валентина бросать очень не хотелось.
«Арт-критика и кураторство хорошо дополняют друг друга — навыки, полученные в одной мастерской, не раз пригодились мне в другой»
«Арт-критика и кураторство хорошо дополняют друг друга — навыки, полученные в одной мастерской, не раз пригодились мне в другой»
Учеба занимала довольно много времени. К счастью, я работаю удаленно, и у меня нет четкого рабочего графика. В какой-то момент я стала отказываться от новых проектов по текущей работе в пользу учебы, так как понимала, что учиться вполсилы или только в свободное время не получится. Можно, конечно, прослушать курсы «для галочки» и так же сдавать задания, но я это делала прежде всего для себя. Ощущение того, что ты что-то сделал плохо, не доработал или не вложился, очень неприятное — я старалась избегать таких случаев, хотя, нужно признаться честно, это не всегда получалось.
О мастерах
Сложно выделить кого-то из мастеров — у всех свои подходы и каждый интересен по-своему. В мастерской у Валентина Дьяконова мы делали первые проекты выставок, там была приятная дружеская атмосфера, которая, как мне кажется, во многом повлияла на наш проект «Скрытый сад. Мерцание (не)возможного». Мы делали его в кураторской мастерской Екатерины Лазаревой с Кристиной Сырчиковой и Ксенией Каско, с которыми мы учились с первого курса — нам было легко и приятно работать вместе. Екатерина Лазарева сделала очень важный для нас шаг, предложив сделать реальный проект и оказывая нам свою поддержку, делясь опытом и направляя.
В мастерской арт-критика — на курсе у Егора Софронова — я готовила первое в своей жизни интервью. Егор разбирал наши тексты, и мы приводили их в тот вид, в котором они могли бы быть опубликованы. А уже в следующем семестре Наталья Серкова давала очень интересные и неожиданные задания, которые часто могли поставить в тупик — их выполнение кажется мне очень ценным опытом.

Интервью Анастасии Сенозацкой с группой «МишМаш» →
Думаю, что учиться у одного мастера, это тоже неплохо, при условии, что между студентом и преподавателем существует полное взаимопонимание. А вот сложится ли такое взаимопонимание, можно понять только в процессе обучения. Мне всегда было жаль переходить к новому преподавателю, но каждый из мастеров открывал свой предмет с новой стороны: кто-то давал больше теории, у кого-то было больше практики.
О выставке
«Скрытый сад. Мерцание (не)возможного»
Нам хотелось показать нереализуемые проекты, утопические. На период изоляции таковыми стали почти все работы — полноценно реализовать проект было невозможно хотя-бы из-за того, что не работали выставочные площадки. Но если проект нереализуем или сложно реализуем в принципе, то влияние самоизоляции на его представлении сказывается минимально. Изначально прослеживалась некая параллель с бумажной архитектурой — с теми образами, которые были знакомы нам только по эскизам.

«Скрытый сад», работы Ани Лялиной

Мы организовали open call и получили много интересных работ, часть из которых не могла быть воплощена именно из-за пандемии. Онлайн-формат для них не совсем подходит — например, некоторые из них требовали вовлечения зрителя в процесс. Я надеюсь, что художники смогут реализовать эти проекты в реальности. Может быть с кем-то нам удастся поработать совместно уже в реальной жизни, а не удаленно.
О языке критика
Мне приятно читать ту литературу и тех авторов, которых читать легко. К тому же, такой язык я использую и в общении.
«Мне кажется странным пытаться писать не тем языком, которым ты обычно изъясняешься, создавать что-то искусственное, пытаться представить себя тем, кем ты на самом деле не являешься»
«Мне кажется странным пытаться писать не тем языком, которым ты обычно изъясняешься, создавать что-то искусственное, пытаться представить себя тем, кем ты на самом деле не являешься»
При этом для кого-то использование сложных оборотов и профессиональной терминологии может быть вполне органичным — это происходит в том случае, если автор с самого начала строит свою мысль таким образом, а не пытается насытить свой текст терминами потому что «так принято». На первом занятии Наталья Серкова попросила нас прислать статьи тех авторов, которые нам действительно нравятся и которые служат для нас ориентиром — тогда я выбрала материал Натальи Тамручи об Александре Бренере. Ее тексты написаны достаточно простым и понятным языком, при этом они эмоциональны и очень хорошо раскрывают мысль автора — они могут быть одинаково интересны как искусствоведам, так и тем, кто просто интересуется искусством время от времени.
О защите
Пока я защищалась только по арт-критике, но не думаю, что наличие или отсутствие диплома в данном случае важно. Основной задачей было сделать хорошую работу, в моем случае — разобраться в теме акционизма. Если учесть, что дипломы мы готовили параллельно с текущими занятиями, то сроки были очень сжатые, и подготовить два диплома по разным направлениям было бы сложно.

Вообще, в теме акционизма можно найти очень много разногласий. Хотя я пыталась дать в работе различные точки зрения искусствоведов и художников, очень боялась, что на защите может возникнуть множество вопросов, и было очень приятно, что обсуждение отдельных моментов моего диплома представляло собой именно обмен мнениями и дискуссию с преподавателями.
О будущем
Сейчас самое время задуматься на эту тему. Конечно, я в первую очередь хочу писать тексты — за два года обучения это уже стало потребностью, но писать для себя, что называется «в стол», очень сложно, поэтому я буду искать издания и площадки, чтобы это стало моим основным занятием. Если говорить о кураторстве, то мы Кристиной и Ксенией планируем развивать наш проект «Скрытый сад» и не останавливаться на одной выставке — вот сейчас немного отойдем от наших защит и сразу возьмемся за дело.

«Скрытый сад», работы Алины Бровиной

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности