СРЕДА ОБУЧЕНИЯ




Искусство создания социальной ситуации: Саша Певак о «неизвестном» искусстве и главной задаче куратора
Искусство создания социальной ситуации: Саша Певак о «неизвестном» искусстве и главной задаче куратора

Поговорили с ведущим кураторской мастерской, работником искусства Сашей Певаком. Саша рассказал, что считает самым важным в своей практике, что сближает современное искусство и Netflix и как кураторы и художники поддерживают друг друга в условиях пандемии.

Саша Певак
Взаимозависимый работник искусства и куратор. Сотрудничал с Национальным институтом истории искусства, «Монументой» и Гран Пале, Национальной высшей школой искусства, Региональным фондом современного искусства, Galerie Poggi и ярмаркой FIAC в Париже; Высшей школой искусства и Manifesta 13 в Марселе; HISK в Генте; Музеем современного искусства «Гараж» и ЦСИ «Фабрика». Преподает современное искусство в Университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна, Высшей школе искусств (IESA) в Париже и Высшей национальной школе искусства Буржа.
О себе
О себе
Я рос между Россией и Украиной. Второе образование получил в Париже, в Университете Париж 4 Сорбонна — сначала по истории искусства, затем по кураторству. Сейчас я работаю как взаимозависимый работник искусства — куратор, критик, художник, писатель, исследователь. Пишу докторскую диссертацию по искусству в Университете Париж 8. Несмотря на небольшой опыт работы в России, профессионально я и моя практика сформировались именно в Западной Европе.
Тарек Лакрисси и Эден Тинто Коллинз, Mes pensées, exactement («Мои мысли точно»), 2019. Перформанс в рамках резиденции INHALab, Национальный институт истории искусства, Париж. Кураторы: Marcovaldo (Анна Баттистон, Саша Певак, Наталья Приходько)
Курировать проекты я начал около семи лет назад. За это время никогда не прикреплялся к конкретной институции на постоянной основе: мне важно ощущение свободы и постоянного движения, и сегодня я с трудом представляю свою кураторскую и художественную практику как дело, ограниченное, например, графиком работы или выставочной политикой той или иной площадки.
О «кураторской горячей линии»
О «кураторской горячей линии»
Во время первого локдауна, вызванного пандемией, искусство было официально признано «деятельностью непервостепенной важности» (non-essential activity). Видимая работа институций искусства резко замедлилась или остановилась вовсе; то же самое коснулось и системы грантов, резиденций, направленных на «поддержку» работников искусства.

Как и многие коллеги, я искал способы поддержать тех, чья ситуация была тяжелее моей, проявить солидарность. Что может сделать в этой ситуации куратор — человек с определенным опытом, знаниями и некоторым количеством освободившегося времени? Я начал предлагать художникам и художницам онлайн-встречи, во время которых мы могли бы обсудить их работы, интересующие их вопросы или просто поговорить, отвлечься от плохих новостей. Я публиковал свободное время в фейсбуке и инстаграме, человек кликал и резервировал слот. Коллегам понравилась эта идея, многие тоже захотели поучаствовать — так появилась инициатива curatorial hotline — «кураторская горячая линия», которой недавно исполнился год.
Изображение с сайта curatorialhotline.art
Сейчас команда curatorial hotline — это восемь человек, базирующихся в Париже, Москве, Дохе, Лиссабоне, Вене, Йоханнесбурге. Мы решили продолжить эту инициативу, потому что на такие встречи есть запрос не только в условиях пандемии. Например, после выпуска из школ искусства художники и художницы часто пребывают в вакууме — они не знают, с кем можно встретиться и поговорить, а к профессионалам на этом этапе может быть сложно подступиться. Мы решили перевернуть эту ситуацию, поэтому мы не только полностью доступны для людей с разным опытом, но и не выбираем, с кем нам общаться. Наши биографии висят на сайте curatorial hotline, и люди сами решают, с кем им интереснее и комфортнее встретиться.

Безусловно, мы не обещаем, что возьмем того или иного художника на выставку. Это инициатива скорее не о продвижении в искусстве, а о том, как мы можем друг друга поддержать. Мы и сами много от этого получаем: знакомимся с художниками и художницами, начинаем лучше понимать их проблемы, развиваем социальные навыки.
Об «универсальности» искусства
Об «универсальности» искусства
Если говорить про подходы к искусству, я вижу две очень условные категории людей. Одни верят, что искусство — это вечные формы, которые преодолеют все границы и будут одинаково понятны как в Австралии, так и в США, России или Узбекистане. Другие убеждены, что искусство, как и восприятие этого искусства — это конструкция из множества параметров. Она зависит от контекста, в котором искусство показывается, от того, кто смотрит на него, кто его создает и какие для этого использует инструменты. Конечно, это очень условное разделение, при этом я скорее ближе ко второму лагерю — для меня нет вечных и всем понятных форм. И тут встает вопрос: как быть людям, находящимся вне доминирующей системы искусства?
Саша Певак, Une grande responsabilité est la suite inséparable d'un grand pouvoir («Большая власть влечет за собой большую ответственность»), 2020. Перформативная видеолекция. При поддержке École supérieure d'art & de design Marseille-Méditerranée, в рамках Manifesta 13, Марсель.
Мой курс называется «Курировать искренне...». В нем я точно не буду рассказывать студентам, как использовать чужую культурную повестку, чтобы преуспеть в западном искусстве. Чему я действительно хотел бы научить, так это использовать свой опыт, память и знания, чтобы основываясь на них, выстроить личные или коллективные практики. И второе — я хотел бы рассказать, какие механизмы помогут сделать то, что мы производим как кураторы или художники, доступным и понятным.
Об алгоритмах, «новом» и «неизвестном»
Об алгоритмах, «новом» и «неизвестном»
Различные исследователи характеризуют состояние, пересекающее нашу современность, как ситуацию бесконечного повтора или «антероградной амнезии» (Марк Фишер), когда мы не можем создавать новые воспоминания. Другие говорят о постоянном апгрейде, где «новое» становится улучшенной версией «старого» — основываясь на проверенных версиях «прошлого», «новое» должно быть более эффективным, популярным, продаваемым. И в этом состоянии у нас остается меньше места для маневра и случайности, революции форм и идей (Джеймс Брайдл). Netflix предложит вам фильмы, которые вы уже любите. Amazon посоветует книгу, выбор которой основан на ваших предпочтениях, а не ту, что вы могли бы случайно заприметить в книжном магазине.
Саша Певак, Kit Kap (A Kit for Surviving Kapitalism), Merch n°2 («Кит Кап» («Набор для выживания при капитализме»), Мерч n°2), 2021. В рамках фестиваля Moneyfesta21, Вена.
Как ни странно, у меня есть схожее впечатление от образовательной системы в искусстве. Типичный путь для западноевропейского художника или художницы — пять лет учиться в одной из множества школ искусств, а затем, возможно, еще три года писать «пиэйчди». Работает система передачи знаний, есть экзамены и оценки. Ежедневное упражнение для художника или художницы — найти референсы, то есть определить, на что опираться и кто уже сделал подобное ранее. Это впечатление натолкнуло меня на много мыслей о том, как работает образовательная система, и что художник, как и куратор, может стремиться к созданию другого, «неизвестного» искусства. Где находится «неизвестное»? Этот вопрос станет центральной темой мастерской.
О миссии куратора
О миссии куратора
Не уверен, что у куратора есть какая-то миссия, но моя задача, мне кажется, заключается в создании социальной ситуации. Это не отменяет важности самой выставки и представленных на ней произведений, это тоже важный аспект кураторской работы. Но самое интересное для меня происходит в момент встречи со зрителем, поэтому я стремлюсь создавать наибольшее количество социальных ситуаций в различных форматах — дискуссиях, исследовательских группах, перформансах.
Запуск передвижной научной группы Beyond the post-soviet («За пределами постсоветского»), 19 июня 2021 года. Инициаторы: Саша Певак и Юлия Фиш. La maison de l’ours, Париж. Фото: Паоло Коделуппи
Социальные контакты также важны для меня и в самом процессе кураторской работы. Мне кажется, что коллективная деятельность имеет и символическое, и практическое значение, потому что она обогащает всех участников процесса. Работая в коллективе, мы отвечаем на глобальные вопросы: как воссоздать социальные связи? Как снова быть вместе? Как мы можем приходить к компромиссам и решать конфликтные ситуации? Сегодня, когда из-за пандемии, развития технологий, атомизации общества в условиях неолиберального капитализма и под действием других факторов дистанция между людьми увеличивается, работать коллективно мне кажется особенно важным.
Набор в мастерскую открыт
Набор в мастерскую открыт
В мастерской Саши Певака «Курировать искренне — от нового к неизвестному» студенты будут формировать рефлексивный подход к институту кураторства и системам современного искусства в целом, обсуждать связи и различия между российским, «постсоветскими» и западным контекстами искусства, а также экспериментировать с коллективными формами работы. В конце обучения каждый участник представит подробно разработанное кураторское исследование и концепцию выставки.

А 10 августа состоится открытая встреча с Сашей Певаком — куратор расскажет о программе курса и ответит на вопросы зрителей.
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Обложка: выставка to Thomas («Томе»), 2020-2021. Художники: Джимми Бокен, Бади Даллул, Джесси Дарлинг, Марийке Де Роовер, Ганна Зубкова, Кандис Лин, Адриан Мабило Эбрахими Тажадод, Симон Мартан, Дала Нассер, Жозефа Нтжам, Бассам Саад, Оливия Хернаиз, Илья Федотов-Федоров. Кураторы: Лука Моран и Саша Певак. Центр современного искусства Ygrec, Обервилье-Париж. Фото: objets pointus