Годовая программа с теорией и работой в мастерской
Программа «Современные художественные практики» направлена на погружение в теорию современного искусства, получение первого опыта по выбранному направлению и практику в мастерской.
Эта программа — еще один шаг Среды обучения к децентрализации онлайн-образования. Вы не будете привязаны к московскому времени: вебинары, требующие личного присутствия, запланированы так, чтобы студентам было удобно посещать их и в Екатеринбурге, и в Новосибирске, и во Владивостоке.
10 курсов из 11 даются в записи,
их можно изучать, когда удобно
Техническая поддержка кураторов
на протяжении всего обучения
Встречи с мастером в реальном времени,
которые будут проходить в выходные дни
Индивидуальный проект
по итогам обучения
Помощь тьютора,
который станет вашим личным наставником
Причастность к сообществу творческих людей,
занятых в сфере современного искусства
Программа «Современные художественные практики» направлена на погружение в теорию современного искусства, получение первого опыта по выбранному направлению и практику в мастерской. Эта программа — еще один шаг Среды обучения к децентрализации онлайн-образования. Вы не будете привязаны к московскому времени: вебинары, требующие личного присутствия, запланированы так, чтобы студентам было удобно посещать их и в Екатеринбурге, и в Новосибирске, и во Владивостоке.
10 курсов из 11 даются в записи,
их можно изучать, когда удобно
Встречи с мастером в реальном времени,
которые будут проходить в выходные дни
Помощь тьютора,
который станет вашим личным наставником
Индивидуальный проект
по итогам обучения
Техническая поддержка кураторов
на протяжении всего обучения
Причастность к сообществу творческих людей,
занятых в сфере современного искусства
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КУРСЫ
Теоретическая часть включает 11 курсов: семь базовых и четыре предмета по выбору.
История искусства это не только совокупность произведений, но и комплекс идей, теорий, мировоззрений, сопровождающих практику искусства и сложным образом взаимодействующих с данной практикой. Опираясь на некоторые идеи современного американского теоретика искусства Хэла Фостера, участники группы попытаются прочитать и обсудить историю антиномии «автономия искусства / социальная обусловленность искусства» (а также связанных с ней антиномий текст / контекст, рама / объект, внешнее / внутреннее) в ее формировании и изменениях с конца XIX до начала XXI века: художественная воля, символическая форма, способ видения, зритель как социальный конструкт, «визуальная культура», семиотика искусства, «электронный внемузейный архив» и т. д.
Курс основан на «медленном чтении» и обсуждении текстов таких авторов, как Алоиз Ригль, Генрих Вёльфлин, Эрвин Панофский, Мейер Шапиро, Ролан Барт, Джонатан Крэри, Джеймс Элкинс. Преподаватель
Влад Софронов Кандидат философских наук, независимый исследователь, автор книги «Л. Коммунизм чувственности. Читая Кьеркегора, Пруста, Кафку, Маркса», переводчик книг С. Жижека «Возвышенный объект идеологии» и А. Лавджоя «Великая цепь бытия». Публиковался и входил в состав редакции журналов «Логос», «Художественный журнал» и др.
Курс рассказывает последовательную историю искусства от пещеры Шове до «Салона отверженных». Описывает связь исторических процессов с искусством и ту оптику, с которой сегодня можно рассматривать искусство прошлого.
Преподаватель Николай Алексеев Художник, куратор, председатель воронежского Центра современного искусства, художественный руководитель «Школы для художников».
Программа
Зарождение искусства: древнейшие известные произведения и основные виды искусства, методология их изучения
Искусство Древнего Востока: Месопотамия, Египет, Крит
Искусство Древней Греции: геометрика, архаика, классика, эллинизм. Мимезис и аристотелевская логика
Искусство Древнего Рима: эпоха республики, эпоха империи, зарождение христианства
Искусство средних веков: дороманский стиль, романское искусство, готика
Искусство Возрождения: Филиппо Брунеллески, линейная перспектива, обзор эпохи
Искусство Возрождения: Высокое возрождение, переход от маньеризма к барокко
Древнерусское искусство
Искусство Нового времени
Бодлер и «Салон отверженных»
История современного искусства
Курс предлагает проследить историю искусства последних 130 лет с точки зрения присутствующих в ней объектов. При таком взгляде картины, скульптуры, тексты и даже перформансы предстанут как самостоятельные, громко заявляющие о своей материальности единицы, чье присутствие не ограничивается интерпретациями или пространствами показа. Между модернисткой живописью, реди-мейдами Дюшана, акциями «Коллективных действий» и новейшими примерами искусства окажется намного больше общего, чем это может представляться на первый взгляд.
Преподавательница
Наталья Серкова Философ, теоретик искусства. Совместно с художником Виталием Безпаловым основала проект TZVETNIK, нацеленный на показ и исследование новейших течений в современном искусстве. Автор книг «Лифт», «То, что может быть дано», написанных в жанре theory fiction. Автор «Художественного журнала», e-flux journal, RevistaArta, isthisit?, OFluxo. Читает авторский курс по современному искусству в РГГУ.
Программа
1. Объект и живопись 2. Объект и смысл 3. Объект и смысл (продолжение) 4. Объект и текст 5. Объект и время 6. Объект и сети
Новейшая история искусства
Курс рассматривает художественную сцену России с 2000 года по сегодняшний день. В рамках курса мы рассмотрим общие тенденции развития искусства в России в XXI веке, особое внимание уделим децентрализации искусства и региональным сценам на примере конкретных художников и институций. Преподаватель
Николай Алексеев Художник, куратор, председатель воронежского Центра современного искусства, художественный руководитель «Школы для художников».
Программа
Воронеж — колыбель современного искусства: история региональной художественный сцены
Воронеж — колыбель современного искусства (продолжение)
Новейшее искусство Юга России: от ростовских художников 80-х до институционального строительства 2010-х
Необъектное искусство в России: от акций Анатолия Осмоловского 90-х до исследований «Центра экспериментальной музеологии»
Воскрешение живописи: становление рынка искусства в России и его специфика, влияние Лейпцигской школы и Новой румынской живописи
Назад к вещам. Объектность и вещественность в работах Александра Повзнера, Арсения Жиляева, «Новых скучных» и других художников
Витальные художественные практики: взаимоотношения искусства и жизни на примере российского видеоарта и перформанса
Способы взаимодействия с современным искусством: как не растеряться в многообразии художественных практик и как молодому художнику научиться использовать инструментарий искусства
Искусство первой половины ХХ века в 10 портретах
Исследование творчества 10 великих художников, творчество которых наиболее полно представляет историю искусства ХХ века. Каждая лекция сопровождается большим количеством иллюстраций, посвященных не только этапам творчества этих художников, но и отечественному и мировому искусству этого времени. Преподаватель
Андрей Ковалёв Художественный критик, писатель, преподаватель факультета истории искусства МГУ.
Программа
1. Василий Кандинский. Обустройство живописной Вселенной 2. Пабло Пикассо. Что он сделал с «Авиньонскими девицами»? 3. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Открывать новое и новейшее 4. Курт Швиттерс. Апология Мусора 5. Казимир Малевич. Вперед, в супрематический Космос 6. Владимир Татлин. Бригадир коммунистического пространства 7. Марсель Дюшан. Все — в «Фонтане» 8. Александр Родченко. Ракурсы нового мира 9. Ман Рэй. Фотография — взгляд изнутри 10. Сальвадор Дали. Значение усов в истории искусства ХХ века
С точки зрения московского акционизма
Курс дает представление о явлении московского акционизма в его сходствах и отличиях с искусством перформанса, политическим активизмом и с практиками, развивающимися в русле эстетики отношений. Мы рассмотрим основные акции, задающие парадигму московского акционизма, познакомимся с его основными представителями и узнаем о формах самоорганизации, свойственных акционистам, наконец, о идеях, которые они провозглашали в своих манифестах и теоретических текстах. Также мы увидим, что акционизм привносит в метод художественной критики. Преподаватель
Павел Митенко Художник-акционист, участник трансдисциплинарной перформативной группы «Союз выздоравливающих», куратор, исследователь.
Программа
Что такое московский акционизм: обсуждение основных акций, подходы к определению акционизма
Акционизм как точка зрения на искусство и художественную критику
Манифесты акционизма: тексты Анатолия Осмоловского, Александра Бренера, Дмитрия Пименова, Петра Павленского
Московский акционизм и эстетико-политическая мысль: кантианская эстетика в интерпретации Ханны Арендт и ее идеи о «выдающемся деянии»
Московский акционизм и эстетика отношений: идеи философии сообщества и отличие направления от акционизма и реляционного искусства
Три волны московского акционизма: сходства и различия
Ведение проекта: право, PR и арт-менеджмент
Сборный курс, состоящий из погружения в правовые аспекты художественной деятельности, основы пиара и арт-менеджмента собственного проекта.
Преподаватели
Артем Бондаревский Юрист фонда V-A-C.
Ольга Чучадеева Независимый продюсер, PR-консультант, музыкальный менеджер. Анна Буали Искусствовед, куратор отдела новых медиа ГМИИ имени А. С. Пушкина и направления «Пушкинский XXI».
Часть 1. Право Курс о том, как быть художником и не погрязнуть в юридической волоките. Вы узнаете все об авторском праве, налогообложении в области культуры и искусства, а также нюансы транспортировки культурных ценностей и объектов искусства.
Часть 2. PR Вы познакомитесь с особенностями PR в культурных институциях и современном искусстве, культурой маркетинга и маркетингом культуры, коммуникационными и PR-кампаниями. Узнаете, где искать финансирование культурных проектов, и разберете этапы их планирования.
Часть 3. Арт-менеджмент Курс знакомит студентов с устройством мировой арт-системы, вводит слушателей в основы управления частной и государственной арт-институцией. В ходе занятий студенты получают навыки создания культурного продукта от первой идеи до запуска. Лекционные занятия будут завершаться разбором практических кейсов — проектов, реализованных в России и за рубежом.
Курс рассказывает последовательную историю искусства от пещеры Шове до «Салона отверженных». Описывает связь исторических процессов с искусством и ту оптику, с которой сегодня можно рассматривать искусство прошлого.
Преподаватель Николай Алексеев Художник, куратор, председатель воронежского Центра современного искусства, художественный руководитель «Школы для художников».
Программа
Зарождение искусства: древнейшие известные произведения и основные виды искусства, методология их изучения
Искусство Древнего Востока: Месопотамия, Египет, Крит
Искусство Древней Греции: геометрика, архаика, классика, эллинизм. Мимезис и аристотелевская логика
Искусство Древнего Рима: эпоха республики, эпоха империи, зарождение христианства
Искусство средних веков: дороманский стиль, романское искусство, готика
Искусство Возрождения: Филиппо Брунеллески, линейная перспектива, обзор эпохи
Искусство Возрождения: Высокое возрождение, переход от маньеризма к барокко
Древнерусское искусство
Искусство Нового времени
Бодлер и «Салон отверженных»
История современного искусства
Курс предлагает проследить историю искусства последних 130 лет с точки зрения присутствующих в ней объектов. При таком взгляде картины, скульптуры, тексты и даже перформансы предстанут как самостоятельные, громко заявляющие о своей материальности единицы, чье присутствие не ограничивается интерпретациями или пространствами показа. Между модернисткой живописью, реди-мейдами Дюшана, акциями «Коллективных действий» и новейшими примерами искусства окажется намного больше общего, чем это может представляться на первый взгляд.
Преподавательница
Наталья Серкова Философ, теоретик искусства. Совместно с художником Виталием Безпаловым основала проект TZVETNIK, нацеленный на показ и исследование новейших течений в современном искусстве. Автор книг «Лифт», «То, что может быть дано», написанных в жанре theory fiction. Автор «Художественного журнала», e-flux journal, RevistaArta, isthisit?, OFluxo. Читает авторский курс по современному искусству в РГГУ.
Программа
1. Объект и живопись 2. Объект и смысл 3. Объект и смысл (продолжение) 4. Объект и текст 5. Объект и время 6. Объект и сети
Новейшая история искусства
Курс рассматривает художественную сцену России с 2000 года по сегодняшний день. В рамках курса мы рассмотрим общие тенденции развития искусства в России в XXI веке, особое внимание уделим децентрализации искусства и региональным сценам на примере конкретных художников и институций. Преподаватель
Николай Алексеев Художник, куратор, председатель воронежского Центра современного искусства, художественный руководитель «Школы для художников».
Программа
Воронеж — колыбель современного искусства: история региональной художественный сцены
Воронеж — колыбель современного искусства (продолжение)
Новейшее искусство Юга России: от ростовских художников 80-х до институционального строительства 2010-х
Необъектное искусство в России: от акций Анатолия Осмоловского 90-х до исследований «Центра экспериментальной музеологии»
Воскрешение живописи: становление рынка искусства в России и его специфика, влияние Лейпцигской школы и Новой румынской живописи
Назад к вещам. Объектность и вещественность в работах Александра Повзнера, Арсения Жиляева, «Новых скучных» и других художников
Витальные художественные практики: взаимоотношения искусства и жизни на примере российского видеоарта и перформанса
Способы взаимодействия с современным искусством: как не растеряться в многообразии художественных практик и как молодому художнику научиться использовать инструментарий искусства
Искусство первой половины ХХ века в 10 портретах
Исследование творчества 10 великих художников, творчество которых наиболее полно представляет историю искусства ХХ века. Каждая лекция сопровождается большим количеством иллюстраций, посвященных не только этапам творчества этих художников, но и отечественному и мировому искусству этого времени. Преподаватель
Андрей Ковалёв Художественный критик, писатель, преподаватель факультета истории искусства МГУ.
Программа
1. Василий Кандинский. Обустройство живописной Вселенной 2. Пабло Пикассо. Что он сделал с «Авиньонскими девицами»? 3. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Открывать новое и новейшее 4. Курт Швиттерс. Апология Мусора 5. Казимир Малевич. Вперед, в супрематический Космос 6. Владимир Татлин. Бригадир коммунистического пространства 7. Марсель Дюшан. Все — в «Фонтане» 8. Александр Родченко. Ракурсы нового мира 9. Ман Рэй. Фотография — взгляд изнутри 10. Сальвадор Дали. Значение усов в истории искусства ХХ века
С точки зрения московского акционизма
Курс дает представление о явлении московского акционизма в его сходствах и отличиях с искусством перформанса, политическим активизмом и с практиками, развивающимися в русле эстетики отношений. Мы рассмотрим основные акции, задающие парадигму московского акционизма, познакомимся с его основными представителями и узнаем о формах самоорганизации, свойственных акционистам, наконец, о идеях, которые они провозглашали в своих манифестах и теоретических текстах. Также мы увидим, что акционизм привносит в метод художественной критики. Преподаватель
Павел Митенко Художник-акционист, участник трансдисциплинарной перформативной группы «Союз выздоравливающих», куратор, исследователь.
Программа
Что такое московский акционизм: обсуждение основных акций, подходы к определению акционизма
Акционизм как точка зрения на искусство и художественную критику
Манифесты акционизма: тексты Анатолия Осмоловского, Александра Бренера, Дмитрия Пименова, Петра Павленского
Московский акционизм и эстетико-политическая мысль: кантианская эстетика в интерпретации Ханны Арендт и ее идеи о «выдающемся деянии»
Московский акционизм и эстетика отношений: идеи философии сообщества и отличие направления от акционизма и реляционного искусства
Три волны московского акционизма: сходства и различия
Ведение проекта: право, PR и арт-менеджмент
Сборный курс, состоящий из погружения в правовые аспекты художественной деятельности, основы пиара и арт-менеджмента собственного проекта.
Преподаватели
Артем Бондаревский Юрист фонда V-A-C.
Ольга Чучадеева Независимый продюсер, PR-консультант, музыкальный менеджер. Анна Буали Искусствовед, куратор отдела новых медиа ГМИИ имени А. С. Пушкина и направления «Пушкинский XXI».
Часть 1. Право Курс о том, как быть художником и не погрязнуть в юридической волоките. Вы узнаете все об авторском праве, налогообложении в области культуры и искусства, а также нюансы транспортировки культурных ценностей и объектов искусства.
Часть 2. PR Вы познакомитесь с особенностями PR в культурных институциях и современном искусстве, культурой маркетинга и маркетингом культуры, коммуникационными и PR-кампаниями. Узнаете, где искать финансирование культурных проектов, и разберете этапы их планирования.
Часть 3. Арт-менеджмент Курс знакомит студентов с устройством мировой арт-системы, вводит слушателей в основы управления частной и государственной арт-институцией. В ходе занятий студенты получают навыки создания культурного продукта от первой идеи до запуска. Лекционные занятия будут завершаться разбором практических кейсов — проектов, реализованных в России и за рубежом.
Курс рассматривает современный художественный музей как механизм, в котором кураторская мысль и зрительский опыт существуют вместе с коллекцией, историей, пространством постоянной экспозиции, хранителями и музейными правилами.
Курс рассмотрит как кураторские подходы, так и внутримузейные методы расширения аудитории, взаимодействия с художниками, а также тонкости организации подобных проектов внутри музея. В рамках курса будут рассмотрены различные подходы художественных музеев к коллекции, к экспозиции, к созданию цельного высказывания. Курс будет построен как на анализе современного российского опыта, так и на примерах зарубежных музеев. Преподавательница
Юлия Фиш (Грачикова) Искусствовед, куратор, продюсер, сотрудник отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Программа
1. Музей-кунсткамера. Музей как пространство соединения предметов с разнообразным происхождением и провенансом 2. Музей-переживания. Музей и его новые эксперименты соединения коллекции и актуальных художественных практик 3. Музей-хранилище. Преодоления музея собственной статичности 4. Музей-пространство. Трансформация представления о музейных стенах
Футуризм
Курс посвящен теории и практике футуризма — одного из наиболее ярких и интересных движений исторического авангарда, чье влияние распространилось далеко за пределы родной Италии и охватило беспрецедентно различные области художественного творчества, культуры и общественной жизни.
На лекциях рассматриваются ключевые идеи и практики итальянского и русского футуризмов в период до Первой мировой войны, а также в период войны и установления фашизма в Италии и революционный и послереволюционный период в России. Изучаемый материал включает произведения литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, моды, театрально-декорационного искусства, а также протоперформанса и политического активизма.
Рассказ об истории футуризма дополняется обсуждением связанной с ним идеологической полемики и ее эволюции, а также творческого диалога с наследием футуризма в современной литературной и художественной практике. Утопические импульсы и футурологии современности, а также современные версии футуризма завершают программу курса. Преподавательница
Екатерина Лазарева Кандидат искусствоведения, художник, куратор, исследователь русского и зарубежного искусства ХХ–XXI веков. Куратор Музея современного искусства «Гараж». Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Доцент кафедры Теории и истории искусства РГГУ. Главный редактор сайта Futurism.ru.
Программа
Ранний итальянский футуризм (1909–1914): от «Первого манифеста футуризма» Маринетти до художественной практики довоенного итальянского футуризма
Границы искусства. Итальянский футуризм, война и политика (1914−1922): трансформации футуризма, связанные с началом и течением Первой мировой войны, политический проект итальянского футуризма и кратковременный альянс с фашизмом, положение футуризма между правой и левой политикой
Второй итальянский футуризм (1920-е – 1930-е): футуризм в период между двумя мировыми войнами, «механическая эстетика» 1920-х и «аэростетика» 1930-х, конфликт авангардного искусства с тоталитарным режимом и проблема сотрудничества искусства с властью.
Русский футуризм до 1914 года: футуризм в контексте других течений русского авангарда, ведущие представители направления в литературе и живописи, манифесты и декларации
Русский футуризм после 1914 года: реакция русских футуристов на приезд Маринетти, кризис футуризма и появление новых художественных направлений, трансформация футуризма во время войны и революции, судьбы футуристов, полемика с итальянским футуризмом и продолжение проекта в деятельности лефовцев
Наследие футуризма и вопросы преемственности: отношение к футуризму после Второй мировой войны, творческий диалог с наследием футуризма в современной практике
Современные футуризмы: утопические импульсы и футурологии современности
Выставочный дизайн
В процессе создания выставки и предметов искусства задействовано большое количество ресурсов, а монтаж часто проходит в очень сжатые сроки, поэтому необходимо подготовить макет, в котором будет отображена вся необходимая информация о расположении объекта, его габаритах и материалах.
В этом курсе вы узнаете какие инструменты помогут эффективно и быстро решать такие задачи, и как ими пользоваться.
Преподаватель
Кирилл Костеев Практикующий архитектор. Окончил Институт современного Искусства, кафедра «Дизайн архитектурной среды». Имеет опыт в создании и реализации скульптур и паблик-арт объектов.
Программа
1. Дигитальное искусство. Инструменты создания. Художники, работающие в этом направлении 2. Знакомство с программой SketchUp. Создание выставочного пространства 3. Способы создания объектов выставки. 3D-моделирование 4. Ресурсы с доступными текстурами и 3D-моделями. Использование текстур в SketchUp 5. Создание плана разверток экспозиции. Размеры и описание 6. Создание фотореалистичных материалов с помощью 3ds Max и Corona Renderer
Искусство инсталляции
Курс знакомит студентов с искусством инсталляции: пространственными экспозициями, реди-мейдами и другими объектами современного искусства.
Преподавательница Александра Цибуля Поэт, лауреат Премии Драгомощенко. Художественный и литературный критик. Сотрудник Эрмитажа, приглашенный лектор Русского музея. Публиковалась на сайте Эрмитажа, в журналах «Сеанс», Colta, Art1, Masters Journal, «Воздух», «Октябрь». Программа
Илья Кабаков: «Человек, улетевший в космос из своей комнаты»
Дмитрий Александрович Пригов: эскизы инсталляций
Ансельм Кифер: тема исторической и культурной памяти
Марсель Бротарс: книга и музей
Ян Фабр: эротические отношения с материалом
Art & Science: от Стеларка до Дмитрия Морозова
Кураторство в галерее современного искусства
Курс поможет узнать, чем занимается куратор в галерее и каких кураторских стратегий в работе он может придерживаться.
Преподавательница
Марина Бобылёва Шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф». Программа
Принципы работы куратора. Применимость кураторских практик в галерее
Стратегии развития художника. Куратор как агент и продюсер
Выставки, циклы, лекции: как выстроить программу галереи
Архитектура и экспозиция выставки в галерее
Будущее галерей: гибридные форматы и новые сценарии
Как писать об искусстве
«Между стремлением к ясности и критической точности, с одной стороны, специализированным и доступным лишь для посвященных языком, с другой, письмо об искусстве может отвечать на меньшее число вопросов, чем попутно оставлять вновь заданных. Условный перечень, начинающий вокабуляр критического жаргона — отнюдь не стремящийся его усугубить без пересмотра политик доступности — будет размечать столпы, избранные основные методологические традиции художественного рассуждения. Теоретические и исторические маршруты информированы текущими озабоченностями в мире искусства», — ведущий курса Егор Софронов.
Преподаватель
Егор Софронов
Художественный критик. Выпускающий редактор «Художественного журнала». Преподаватель Института «База». Cооснователь и соведущий Лаборатории художественной критики ЦСИ Винзавод. В 2015–2017 гг. научный сотрудник программы «Полевые исследования» выставочного отдела Музея современного искусства «Гараж».
Программа
Вводное занятие. Вокабуляр критики. Как делается журнал об искусстве?
Гадание по Словарю по психоанализу Лапланша и Понталиса
Фетишизм: сексуальность и критика идеологии. Психоанализ, искусство и чтение
Институция: критика и самокритика. Фланер и перформативность: Бодлер и Беньямин, Батлер и политика вкуса
Маркс: люмпен, критическая теория и понятие praxis'а. Роман Осминкин и петербургский текст
Англофония: концептуальное искусство пресс-релиза
Арватов, Родченко, Дёготь: потребительная стоимость письма
Метафизика искусства: Кант, Хайдеггер, Деррида. «Исток художественного творения» и деконструкция смысла бытия
Сегодняшняя англоязычная мозаика: ведущие и возникающие медиа
Ситуации. От авангарда до арт-активизма. Феминистский подход
Курс исследования культуры ХХ–ХХI веков построен по методологии нового материализма и феминистской эпистемологии. Феминистсткий подход предполагает не столько исключительно историю женщин и возвращение их в культурный канон. Это подход построения другой карты культурной истории, в которой маргинальное может приобретать значимость, а канонические, большие фигуры пересматриваются через анализ канона и политических иерархий. Любой культурный период имеет сложную причинность, противоречивую повседневность, свои форматы телесности. Например, история авангарда это также история революции, построение нового быта и история нового формирования тел (сексуальная революция). А современное искусство — это также и философия технологии, полемика с научными исследованиями в сайнс-арте, активизме, исследование микрополитики сообществ, альтернативных выставочных инициатив и прочего.
Методологически курс читается из философской позиции нового материализма: произведения искусства ХХ и ХХI веков рассматриваются в пересечениях культурных, социальных, гендерных причинных связей. Акцент будет сделан на феминистском искусстве и женском политическом и эпистемологическом вкладе. Преподавательница
Программа 1. Почему важна гендерная история авангарда и революции 1917 года? Как политика гендерного равенства изменила символическую структуру мира и его повседневность? Как феминистская теория рассматривает проблему разделения существования и знания? 2. Женщины в авангарде: заумницы, футуристки, конструктивистки, производственницы Елена Гуро, Ольга Розанова, Любовь Попова, Варвара Степанова и другие 3. Период антифеминистской реакции 30−60-х годов 4. 60−70-е годы — феминистский психоанализ, политики пола 5. Феминистская эпистемология и критика эпистемологического дуализма (природа/культура), Манифест киборга, философия техники и неоматериализм, квир, кибер, интерсекциональность, неорационализм. Феминистское медиаискусство 6. Феминистское искусство и движения в России
Новейшие медиа
Что такое новейшие медиа и чем они отличаются от привычных всем технологий коммуникации? Почему мозг, дифракционная решетка и 3D-модель -- это тоже медиа, и какова их специфика опосредования? Этому посвящен курс, в котором будут затронуты важнейшие аспекты актуальных теорий последних лет, расширяющие функциональные определения понятия медиа за пределы общепринятых представлений.
Преподаватель: Максим Мирошниченко
Поэтика биокосмизма
Курс посвящен археологии, реконструкции и переизобретению «поэтики биокосмизма». Биокосмизм как движение в философии, искусстве и политике начала ХХ века ставит перед нами, по меньшей мере, две проблемы – архивную и инвентивную, или проблему изобретения (повторения). Обращаясь к ним, мы введем поэтику биокосмизма в контекст современных онтологических, этических, эстетических и экологических дискуссий, тем самым переоткрывая ее заново.
Преподаватель: Евгений Кучинов
Основы Sound Art
Курс «Основы Sound Art» знакомит слушателей с современными методами работы со звуком, рассказывает о «найденных звуковых объектах», «полевых записях», и о том, какими способами можно воспринимать звук и тренировать свое ухо.
Преподавательница
Мария Молокова Художница, композитор. Сооснователь «Лаборатории звука» в Школе Фотографии и Мультимедиа им. Родченко. Специализируется в области звука, фотографии, инсталляции, видео, перформанса. В своих работах и выступлениях использует самодельные оптические и звуковые устройства, полевые записи, графику. Художественный интерес Марии сосредоточен на исследовании ощущения «времени», в которых важным является проявление непривычных звуковых и телесных контекстов.
Программа
Через введение в методы обработки, участники курса откроют границы вариативности создания звуковых работ: от саунд-дизайна до экспериментального звука. Во время занятий слушатели научатся записывать сэмплы и использовать специальное программное обеспечение (эффекты, инструменты, аудио-редактирование). Слушатели смогут познакомиться с практикой художественной записи музыки в полевых условиях без использования профессиональной техники — для занятий достаточно иметь телефон с функцией диктофона. На примере электроакустической и конкретной музыки будут рассмотрены методы и способы работы с такими записями.
В конце курса все участники сами создадут 2−3-минутную композицию, используя полученные знания, сделанные самостоятельно аудио- и полевые записи, а также звуковые программы и художественные приемы.
Art&Science: методология кураторского исследования
Изучение кураторских стратегий в области технологического искусства.
Преподаватель
Дмитрий Булатов Художник, теоретик искусства, куратор, организатор выставочных и издательских проектов в области Art & Science и новых медиа. Программа
Искусство и наука как культурные действия. Термины и определения: наука, технологии, искусство. Различия между искусством и наукой, общие черты
Механика современности: соотношение физических и гуманитарных технологий. Структурные пределы. Понятие инновации: усложнение связей, использование внешних ресурсов
Art & Science как ресурс развития. Фигура куратора, грамматика и синтаксис художественного высказывания в области Art&Science. Практики конструирования реальности
Эволюция профессии куратора: куратор как хранитель, организатор, автор. Типологизация основных форм кураторской деятельности в области Art & Science (1960−1970-е годы)
Лаборатории будущего на территории прошлого. «Девять вечеров: театр и инженерия» (Нью-Йорк, 1966), «Кибернетическая проницательность» (Лондон, 1968)
Современные кураторские стратегии в области Art & Science. Особенности художественного производства в междисциплинарных институциях. Примеры и анализ стратегий
Гибридные искусства и проблематика техно-модифицированного тела. Информационные технологии, робототехника и биомедицина. Влажные технологии
Наука как контркультура. Стратегии дискурсивного подрыва современной технокультурной парадигмы. Топология после-жизни: глубокие медиа
Навыки разработки индивидуального художественного проекта. Рациональность художественного производства: пошаговые действия
Обзор международных институций в области технологического искусств
Искусство и эстетика постгуманизма
Курс сфокусирован на проблематизации неантропоцентрической эстетики биоарта, animal art, plant art и современного искусства вообще, которое имеет дело с жизнью в ее различных формах, таких как человеческие и нечеловеческие организмы и агенты, ткани, клетки, молекулярные, элементальные уровни. Поэтика метаморфоз, становлений, роений, ассамбляжей и аффектов станет центром исследовательской части курса. Мы рассмотрим различные изменения (биотрансфигурации), происходящие как на уровне непосредственного вмешательства в материю (деятельность ученых, биоинженеров и художников), так и на уровне индивидуальных и социальных практик (animal studies, post human studies, plant studies и другое), которые влекут за собой пересмотр этических установок, понятия субъекта и тела. Метаморфозы, с которыми мы будем работать, в значительной степени бросают вызов антропоцентризму и способствуют формированию так называемой zoe-эстетики (Моника Бакке), в ее особенностях нам предстоит разобраться.
Преподавательница
Екатерина Никитина Доктор гуманитарных наук по литературоведению (PhD Силезский университет), участник открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель международной магистерской программы Art&Science в Университете ИТМО.
Программа
1. Человек в нечеловеческом теле: субъект постгуманизма и его границы 2. Становления — животным: жизнь за пределами вида и прочие метаморфозы 3. Люди (и) растения 4. Становление Землей 5. Киборги и другие гибриды: становление машиной 6. Заключение: дети компоста 7. Обсуждение эссе
Курс рассматривает современный художественный музей как механизм, в котором кураторская мысль и зрительский опыт существуют вместе с коллекцией, историей, пространством постоянной экспозиции, хранителями и музейными правилами.
Курс рассмотрит как кураторские подходы, так и внутримузейные методы расширения аудитории, взаимодействия с художниками, а также тонкости организации подобных проектов внутри музея. В рамках курса будут рассмотрены различные подходы художественных музеев к коллекции, к экспозиции, к созданию цельного высказывания. Курс будет построен как на анализе современного российского опыта, так и на примерах зарубежных музеев. Преподавательница
Юлия Фиш (Грачикова) Искусствовед, куратор, продюсер, сотрудник отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Программа
1. Музей-кунсткамера. Музей как пространство соединения предметов с разнообразным происхождением и провенансом 2. Музей-переживания. Музей и его новые эксперименты соединения коллекции и актуальных художественных практик 3. Музей-хранилище. Преодоления музея собственной статичности 4. Музей-пространство. Трансформация представления о музейных стенах
Футуризм
Курс посвящен теории и практике футуризма — одного из наиболее ярких и интересных движений исторического авангарда, чье влияние распространилось далеко за пределы родной Италии и охватило беспрецедентно различные области художественного творчества, культуры и общественной жизни.
На лекциях рассматриваются ключевые идеи и практики итальянского и русского футуризмов в период до Первой мировой войны, а также в период войны и установления фашизма в Италии и революционный и послереволюционный период в России. Изучаемый материал включает произведения литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, моды, театрально-декорационного искусства, а также протоперформанса и политического активизма.
Рассказ об истории футуризма дополняется обсуждением связанной с ним идеологической полемики и ее эволюции, а также творческого диалога с наследием футуризма в современной литературной и художественной практике. Утопические импульсы и футурологии современности, а также современные версии футуризма завершают программу курса. Преподавательница
Екатерина Лазарева Кандидат искусствоведения, художник, куратор, исследователь русского и зарубежного искусства ХХ–XXI веков. Куратор Музея современного искусства «Гараж». Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Доцент кафедры Теории и истории искусства РГГУ. Главный редактор сайта Futurism.ru.
Программа
Ранний итальянский футуризм (1909–1914): от «Первого манифеста футуризма» Маринетти до художественной практики довоенного итальянского футуризма
Границы искусства. Итальянский футуризм, война и политика (1914−1922): трансформации футуризма, связанные с началом и течением Первой мировой войны, политический проект итальянского футуризма и кратковременный альянс с фашизмом, положение футуризма между правой и левой политикой
Второй итальянский футуризм (1920-е – 1930-е): футуризм в период между двумя мировыми войнами, «механическая эстетика» 1920-х и «аэростетика» 1930-х, конфликт авангардного искусства с тоталитарным режимом и проблема сотрудничества искусства с властью.
Русский футуризм до 1914 года: футуризм в контексте других течений русского авангарда, ведущие представители направления в литературе и живописи, манифесты и декларации
Русский футуризм после 1914 года: реакция русских футуристов на приезд Маринетти, кризис футуризма и появление новых художественных направлений, трансформация футуризма во время войны и революции, судьбы футуристов, полемика с итальянским футуризмом и продолжение проекта в деятельности лефовцев
Наследие футуризма и вопросы преемственности: отношение к футуризму после Второй мировой войны, творческий диалог с наследием футуризма в современной практике
Современные футуризмы: утопические импульсы и футурологии современности
Выставочный дизайн
В процессе создания выставки и предметов искусства задействовано большое количество ресурсов, а монтаж часто проходит в очень сжатые сроки, поэтому необходимо подготовить макет, в котором будет отображена вся необходимая информация о расположении объекта, его габаритах и материалах.
В этом курсе вы узнаете какие инструменты помогут эффективно и быстро решать такие задачи, и как ими пользоваться.
Преподаватель
Кирилл Костеев Практикующий архитектор. Окончил Институт современного Искусства, кафедра «Дизайн архитектурной среды». Имеет опыт в создании и реализации скульптур и паблик-арт объектов.
Программа
1. Дигитальное искусство. Инструменты создания. Художники, работающие в этом направлении 2. Знакомство с программой SketchUp. Создание выставочного пространства 3. Способы создания объектов выставки. 3D-моделирование 4. Ресурсы с доступными текстурами и 3D-моделями. Использование текстур в SketchUp 5. Создание плана разверток экспозиции. Размеры и описание 6. Создание фотореалистичных материалов с помощью 3ds Max и Corona Renderer
Искусство инсталляции
Курс знакомит студентов с искусством инсталляции: пространственными экспозициями, реди-мейдами и другими объектами современного искусства.
Преподавательница Александра Цибуля Поэт, лауреат Премии Драгомощенко. Художественный и литературный критик. Сотрудник Эрмитажа, приглашенный лектор Русского музея. Публиковалась на сайте Эрмитажа, в журналах «Сеанс», Colta, Art1, Masters Journal, «Воздух», «Октябрь». Программа
Илья Кабаков: «Человек, улетевший в космос из своей комнаты»
Дмитрий Александрович Пригов: эскизы инсталляций
Ансельм Кифер: тема исторической и культурной памяти
Марсель Бротарс: книга и музей
Ян Фабр: эротические отношения с материалом
Art & Science: от Стеларка до Дмитрия Морозова
Кураторство в галерее современного искусства
Курс поможет узнать, чем занимается куратор в галерее и каких кураторских стратегий в работе он может придерживаться.
Преподавательница
Марина Бобылёва Шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф». Программа
Принципы работы куратора. Применимость кураторских практик в галерее
Стратегии развития художника. Куратор как агент и продюсер
Выставки, циклы, лекции: как выстроить программу галереи
Архитектура и экспозиция выставки в галерее
Будущее галерей: гибридные форматы и новые сценарии
Как писать об искусстве
«Между стремлением к ясности и критической точности, с одной стороны, специализированным и доступным лишь для посвященных языком, с другой, письмо об искусстве может отвечать на меньшее число вопросов, чем попутно оставлять вновь заданных. Условный перечень, начинающий вокабуляр критического жаргона — отнюдь не стремящийся его усугубить без пересмотра политик доступности — будет размечать столпы, избранные основные методологические традиции художественного рассуждения. Теоретические и исторические маршруты информированы текущими озабоченностями в мире искусства», — ведущий курса Егор Софронов.
Преподаватель
Егор Софронов
Художественный критик. Выпускающий редактор «Художественного журнала». Преподаватель Института «База». Cооснователь и соведущий Лаборатории художественной критики ЦСИ Винзавод. В 2015–2017 гг. научный сотрудник программы «Полевые исследования» выставочного отдела Музея современного искусства «Гараж».
Программа
Вводное занятие. Вокабуляр критики. Как делается журнал об искусстве?
Гадание по Словарю по психоанализу Лапланша и Понталиса
Фетишизм: сексуальность и критика идеологии. Психоанализ, искусство и чтение
Институция: критика и самокритика. Фланер и перформативность: Бодлер и Беньямин, Батлер и политика вкуса
Маркс: люмпен, критическая теория и понятие praxis'а. Роман Осминкин и петербургский текст
Англофония: концептуальное искусство пресс-релиза
Арватов, Родченко, Дёготь: потребительная стоимость письма
Метафизика искусства: Кант, Хайдеггер, Деррида. «Исток художественного творения» и деконструкция смысла бытия
Сегодняшняя англоязычная мозаика: ведущие и возникающие медиа
Ситуации. От авангарда до арт-активизма. Феминистский подход
Курс исследования культуры ХХ–ХХI веков построен по методологии нового материализма и феминистской эпистемологии. Феминистсткий подход предполагает не столько исключительно историю женщин и возвращение их в культурный канон. Это подход построения другой карты культурной истории, в которой маргинальное может приобретать значимость, а канонические, большие фигуры пересматриваются через анализ канона и политических иерархий. Любой культурный период имеет сложную причинность, противоречивую повседневность, свои форматы телесности. Например, история авангарда это также история революции, построение нового быта и история нового формирования тел (сексуальная революция). А современное искусство — это также и философия технологии, полемика с научными исследованиями в сайнс-арте, активизме, исследование микрополитики сообществ, альтернативных выставочных инициатив и прочего.
Методологически курс читается из философской позиции нового материализма: произведения искусства ХХ и ХХI веков рассматриваются в пересечениях культурных, социальных, гендерных причинных связей. Акцент будет сделан на феминистском искусстве и женском политическом и эпистемологическом вкладе. Преподавательница
Программа 1. Почему важна гендерная история авангарда и революции 1917 года? Как политика гендерного равенства изменила символическую структуру мира и его повседневность? Как феминистская теория рассматривает проблему разделения существования и знания? 2. Женщины в авангарде: заумницы, футуристки, конструктивистки, производственницы Елена Гуро, Ольга Розанова, Любовь Попова, Варвара Степанова и другие 3. Период антифеминистской реакции 30−60-х годов 4. 60−70-е годы — феминистский психоанализ, политики пола 5. Феминистская эпистемология и критика эпистемологического дуализма (природа/культура), Манифест киборга, философия техники и неоматериализм, квир, кибер, интерсекциональность, неорационализм. Феминистское медиаискусство 6. Феминистское искусство и движения в России
Новейшие медиа
Что такое новейшие медиа и чем они отличаются от привычных всем технологий коммуникации? Почему мозг, дифракционная решетка и 3D-модель -- это тоже медиа, и какова их специфика опосредования? Этому посвящен курс, в котором будут затронуты важнейшие аспекты актуальных теорий последних лет, расширяющие функциональные определения понятия медиа за пределы общепринятых представлений.
Преподаватель: Максим Мирошниченко
Поэтика биокосмизма
Курс посвящен археологии, реконструкции и переизобретению «поэтики биокосмизма». Биокосмизм как движение в философии, искусстве и политике начала ХХ века ставит перед нами, по меньшей мере, две проблемы – архивную и инвентивную, или проблему изобретения (повторения). Обращаясь к ним, мы введем поэтику биокосмизма в контекст современных онтологических, этических, эстетических и экологических дискуссий, тем самым переоткрывая ее заново.
Преподаватель: Евгений Кучинов
Основы Sound Art
Курс «Основы Sound Art» знакомит слушателей с современными методами работы со звуком, рассказывает о «найденных звуковых объектах», «полевых записях», и о том, какими способами можно воспринимать звук и тренировать свое ухо.
Преподавательница
Мария Молокова Художница, композитор. Сооснователь «Лаборатории звука» в Школе Фотографии и Мультимедиа им. Родченко. Специализируется в области звука, фотографии, инсталляции, видео, перформанса. В своих работах и выступлениях использует самодельные оптические и звуковые устройства, полевые записи, графику. Художественный интерес Марии сосредоточен на исследовании ощущения «времени», в которых важным является проявление непривычных звуковых и телесных контекстов.
Программа
Через введение в методы обработки, участники курса откроют границы вариативности создания звуковых работ: от саунд-дизайна до экспериментального звука. Во время занятий слушатели научатся записывать сэмплы и использовать специальное программное обеспечение (эффекты, инструменты, аудио-редактирование). Слушатели смогут познакомиться с практикой художественной записи музыки в полевых условиях без использования профессиональной техники — для занятий достаточно иметь телефон с функцией диктофона. На примере электроакустической и конкретной музыки будут рассмотрены методы и способы работы с такими записями.
В конце курса все участники сами создадут 2−3-минутную композицию, используя полученные знания, сделанные самостоятельно аудио- и полевые записи, а также звуковые программы и художественные приемы.
Art&Science: методология кураторского исследования
Изучение кураторских стратегий в области технологического искусства.
Преподаватель
Дмитрий Булатов Художник, теоретик искусства, куратор, организатор выставочных и издательских проектов в области Art & Science и новых медиа. Программа
Искусство и наука как культурные действия. Термины и определения: наука, технологии, искусство. Различия между искусством и наукой, общие черты
Механика современности: соотношение физических и гуманитарных технологий. Структурные пределы. Понятие инновации: усложнение связей, использование внешних ресурсов
Art & Science как ресурс развития. Фигура куратора, грамматика и синтаксис художественного высказывания в области Art&Science. Практики конструирования реальности
Эволюция профессии куратора: куратор как хранитель, организатор, автор. Типологизация основных форм кураторской деятельности в области Art & Science (1960−1970-е годы)
Лаборатории будущего на территории прошлого. «Девять вечеров: театр и инженерия» (Нью-Йорк, 1966), «Кибернетическая проницательность» (Лондон, 1968)
Современные кураторские стратегии в области Art & Science. Особенности художественного производства в междисциплинарных институциях. Примеры и анализ стратегий
Гибридные искусства и проблематика техно-модифицированного тела. Информационные технологии, робототехника и биомедицина. Влажные технологии
Наука как контркультура. Стратегии дискурсивного подрыва современной технокультурной парадигмы. Топология после-жизни: глубокие медиа
Навыки разработки индивидуального художественного проекта. Рациональность художественного производства: пошаговые действия
Обзор международных институций в области технологического искусств
Искусство и эстетика постгуманизма
Курс сфокусирован на проблематизации неантропоцентрической эстетики биоарта, animal art, plant art и современного искусства вообще, которое имеет дело с жизнью в ее различных формах, таких как человеческие и нечеловеческие организмы и агенты, ткани, клетки, молекулярные, элементальные уровни. Поэтика метаморфоз, становлений, роений, ассамбляжей и аффектов станет центром исследовательской части курса. Мы рассмотрим различные изменения (биотрансфигурации), происходящие как на уровне непосредственного вмешательства в материю (деятельность ученых, биоинженеров и художников), так и на уровне индивидуальных и социальных практик (animal studies, post human studies, plant studies и другое), которые влекут за собой пересмотр этических установок, понятия субъекта и тела. Метаморфозы, с которыми мы будем работать, в значительной степени бросают вызов антропоцентризму и способствуют формированию так называемой zoe-эстетики (Моника Бакке), в ее особенностях нам предстоит разобраться.
Преподавательница
Екатерина Никитина Доктор гуманитарных наук по литературоведению (PhD Силезский университет), участник открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель международной магистерской программы Art&Science в Университете ИТМО.
Программа
1. Человек в нечеловеческом теле: субъект постгуманизма и его границы 2. Становления — животным: жизнь за пределами вида и прочие метаморфозы 3. Люди (и) растения 4. Становление Землей 5. Киборги и другие гибриды: становление машиной 6. Заключение: дети компоста 7. Обсуждение эссе
Как это работает
Доступ к курсам открывается постепенно — вы изучаете два предмета одновременно в течение двух месяцев. После сдачи зачетных работ вы получаете доступ к паре следующих курсов.
Команда Факультета современного искусства проверяет работы, ставит оценки и дает развернутый фидбек. Сертификат выдается при условии завершения 11 курсов и успешной защиты итоговой работы.
Практика в мастерской Арсения Жиляева
Студенты исследуют сценарии возможного будущего и того, какое место займет в нем художественное творчество. Автор мастерской предлагает экспериментировать с формами субъективности, изучая возможности производства искусства на новых уровнях организационного развития. Работа ведется со всеми медиумами, которые предлагают художники. При этом мастер дает студентам понимание того, каким образом осуществляется оценка искусства в современных реалиях, что означает обязательный учет концептуальных оснований деятельности художника.
Художник, живет в Москве и Венеции. В своих проектах обращается к наследию советской музеологии, а также интерпретации музея в философии русского космизма. Работы Арсения Жиляева показывались на биеннале в Кванджу, Ливерпуле, Лионе, Манифесте в Марселе и Люблянской триеннале, а также на выставках в Центре Помпиду в Париже; де Аппель, Амстердам; HKW, Берлин. Редактор антологии «Авангардная музеология» (e-flux, V-a-c Press, University of Minnesota Press, 2015), лауреат российских премий в области современного искусства. Выступал с лекциями и мастер-классами в MoMA, Brooklyn Museum, Bard Graduate Center, CUNY (Нью-Йорк), Tate Modern, Whitechapel (Лондон), Princeton University (Нью-Джерси), МГУ, РГГУ, ВШЭ (Москва).
Подать заявку
Intergalactic Mobile Fedorov Museum-Library
The Return
Cradle of Humankind
Cradle of Humankind
Cradle of Humankind
The Aesthetic Complex of the Post-Soviet Oligarchy Period
Intergalactic Mobile Fedorov Museum-Library, Berlin
The Return
Cradle of Humankind
Cradle of Humankind
Cradle of Humankind
The Aesthetic Complex of the Post-Soviet Oligarchy Period
пРЕПОДАВАТЕЛИ
Наталья Серкова
Философ, теоретик искусства, основательница проекта Tzvetnik. Подробнее
Екатерина Лазарева
Кандидат искусствоведения, художник, куратор музея «Гараж», главный редактор Futurism.ru. Подробнее
Егор Софронов
Арт-критик, редактор «Художественного журнала». Подробнее
Анна Буали
Искусствовед, куратор отдела новых медиа ГМИИ имени А. С. Пушкина и направления «Пушкинский XXI». Подробнее
Андрей Ковалев
Художественный критик, писатель, преподаватель факультета истории искусства МГУ.
Евгений Кучинов
Философ, историк, исследователь странных анархизмов, языков космического общения и неопознанных технических объектов.
Николай Алексеев
Художник, куратор, сооснователь Воронежского центра современного искусства. Подробнее
Максим Мирошниченко
Исследователь, сотрудник Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ ВШЭ.
Екатерина Никитина
Доктор гуманитарных наук по литературоведению, участник открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab.
Куратор, искусствовед, студент кураторского отделения цюрихской высшей школы искусств.
Связь с Факультетом современного искусства Среды обучения
Поступая к нам учиться, вы присоединяетесь к большому интересному сообществу творческих людей, которые формируют повестку современного российского и зарубежного искусства.
Всем студентам Среды обучения предоставляется доступ к открытым встречам, курсам, летним и зимним школам факультета, а также дается возможность участия в выставках и других проектах при условии прохождения отбора.
Связь с Факультетом современного искусства Среды обучения
Поступая к нам учиться, вы присоединяетесь к большому интересному сообществу творческих людей, которые формируют повестку современного российского и зарубежного искусства.
Всем студентам Среды обучения предоставляется доступ к открытым встречам, курсам, летним и зимним школам факультета, а также дается возможность участия в выставках и других проектах при условии прохождения отбора.
Вы можете вернуть 13% через налоговый вычет. Спросите об этом менеджера
Сэкономьте еще 13%
35 000
Рублей за семестр
1 год
Длительность
Высшая школа «Среда обучения» сотрудничает с программами рассрочки российских банков. Выбрать подходящие вам условия поможет специалист приемной комиссии Факультета современного искусства
Высшая школа «Среда обучения» сотрудничает с программами рассрочки российских банков. Выбрать подходящие вам условия поможет специалист приемной комиссии Факультета современного искусства