СРЕДА ОБУЧЕНИЯ
Error get alias
Носили маски до того, как это стало мейнстримом: спектакли и перформансы «Васябеги»
Носили маски до того, как это стало мейнстримом: спектакли и перформансы «Васябеги»

На Факультете современного искусства открылась мастерская перформанса Алины Гуткиной — создательницы платформы воздействия для молодых людей «Васябеги». Рассказываем о проекте и показываем недавние работы объединения с авторскими аннотациями.

О проекте «Васябеги»
«Васябеги» — это анонимная театральная лаборатория, основанная в 2013 году в Москве — платформа взаимодействия для молодых людей на границах театра, музыки, современного искусства и уличной культуры.

Основная цель проекта — поиск идеальной коммуникации. Работа включает физические тренировки, поднимает вопросы самоидентификации и заключена во внутренних и внешних изменениях, которые участники наблюдают в процессе.

Анонимная лаборатория «Васябеги» в своих перформансах обращается к Васе — архетипу современного российского подростка, работает с практиками, вызывающими внутренний отклик у коллектива. Адресатом же перформансов становятся сами участники лаборатории, однако присутствие зрителя — необходимое условие для проверки реальности внутренней работы.

Количество участников проекта — величина непостоянная, к коллективу нередко присоединяются новые люди. «Васябеги» проводит кастинги, поучаствовать в которых может любой желающий, отвечающий ряду требований: кандидату должно быть 18–28 лет, его рост составляет не менее 180 см, у него атлетичное телосложение, он вынослив, принадлежит к уличной субкультуре и не имеет опыта перформера.
Спектакли и перформансы «Васябеги»
Если ты захочешь продолжить
Основной мотив скрыт в процессе поиска участниками наиболее точного воспроизведения реальности. Мультизадачность становится одновременно препятствием и стимулом для осознанности.

Главная идея состоит в том, что герой всегда находится в состоянии «после» события. Мы пробуем найти место «перед». Что это за время и пространство, когда одна часть нас наблюдает себя в будущем, а другая только следует к настоящему. Спектакль презентует ответы, полученные в процессе репетиций, ресерча и работы в группе, основанной на «Четвертом пути» Гурджиева*.

Смотреть запись спектакля «Если ты захочешь продолжить» (Kampnagel, Гамбург) →
*«Четвертый путь» — учение философа, мистика, композитора и хореографа Георгия Гурджиева, подразумевающее наличие альтернативного пути развития индивида и направленное на достижение человеком более высокого уровня сознания.

Обсуждение телесных практик и терапевтического аспекта перформанса, разбор принципов работы в группе и важных аспектах при создании коллектива. Перформанс рассматривается через соприкосновение с современным театром и танцем. Особое внимание уделяется процессуальности художественного действия и гендерному подходу к перфоративным практикам.

Мастерская Алины Гуткиной

Как это действует?
Участники воссоздают определенные переживания из собственного прошлого при условиях тишины, «просоночного»* состояния с применением некоторых техник и практик. Далее из всплывшего воспоминания, которое может быть какой угодно давности, удаляются все психологические и ментальные конструкции, оставляя только память тела.

На этом уровне идет параллельная работа с текстом, что создает сложную десинхронизацию внутри (тело/мысль). На каждое физическое действие тайм-лайн устанавливается самостоятельно, исходя из вхождения/прохождения ситуации. На каждое физическое действие накладывается дополнительная задача, взятая из «Книги Пяти Колец»**. Эта книга взята за основу, так как обладает необходимой долей абстракции как любые рекомендации к отсутствующему бою. Самурай — прототип пути человека, готового к смерти.

Смотреть запись спектакля «Как это действует?» (Whitechapel, Лондон) →
*Гурджиев различал четыре состояния сознания, одно из которых — «сон наяву», впав в который человек не осознает ни последствия своих слов и действий, ни самого себя.

**«Книга пяти колец» — философский трактат, написанный в XVII веке самураем Миямото Мусаси и описывающий основные приемы использования меча катана.
А017УМ777
С помощью разнообразных театральных и художественных средств внутри перформанса конструируется пространство, представляющее некую ситуацию и разделенное на шесть зон согласно методическому пособию. «Методичка» описывает шесть ступеней самопознания, которые участники проходят пошагово, останавливаясь на тех или иных в зависимости от степени интенсивности внутренней работы.

А017УМ77 — это номер машины. А-О-У-М — разложенное по звукам дыхание.

Действие происходит за рулем автомобиля, который едет по городу. Куда направляется автомобиль и зачем — неизвестно. И то, что доступно — это мир, увиденный глазами водителя: мелькающий за окном, изменчивый город и образы, навеянные воспоминаниями. Герой не чувствует себя цельной личностью. Он воспринимает себя и окружающий мир раздробленными, разобщенными и начинает сам для себя разбираться в происходящем, раскладывать его на составляющие. Через пересобирание фрагментов обрести целостность — по-другому он не умеет.

Смотреть запись спектакля «А017УМ77» (Музей Москвы) →

Особенный, или спешл эдишн
Спектакль взял за основу реальные истории участников проекта и закономерно фокусирует внимание на уличных подростках, ищущих себя. Парни обсуждают бесконечные архетипичные уличные истории — драки, проблемы с законом, машины, друзей.

«Особенный» — это разговор с самим собой, искренняя тщетная попытка вырваться из системы мнений и суждений о нас самих. Зритель каждый для себя ответит на поставленный вопрос: «Что за жизненный спектакль он лично разыгрывает и для кого?»

Смотреть запись спектакля «Особенный, или спешл эдишн» в Музее стрит-арта (Санкт-Петербург) →
Allowing existence to happen
Спектакль создан по мотивам реальной истории московских граффити художников. Вместе с главным героем, который отправляется в Париж «сделать метро», мы сталкиваемся с гнетом тоталитарных антивандальных законов, обнаруживаем собственную беспомощность и единственной возможностью выбраться мы выбираем самоосознание.

Информационные волны, оседающие на почву пространства вне традиции, не дают не единого шанса героям воспринять и структурировать реальность. Спектакль повествует о путешествии вглубь фрагментированного сознания, усиливающего внутреннюю разделенность. Опыт и процесс. Освоение собственного сознания в ситуации пропасти с собственной традицией.

В центре повествования — информация, которая не имеет никакого содержания, и иллюзия обрести себя через слова и мысли, через культуру. Все события скрыты от зрителя. На сцене то, что происходит между. Это попытка работать с языком, главным содержанием которого является чистая длительность.

Смотреть видео «Allowing existence to happen / Monologue» →

Чайка
Команда проблематизирует элитарность системы (современного) искусства, которая утверждает исключительность художественного произведения и его доступность только избранному кругу людей.

Перформанс представляет собой конвейер, организованный средствами телесной пластики и ритмических движений. Молодые люди, скрывающие свои лица под масками, взаимодействуют друг с другом как детали производственного механизма. Их коллективное усилие направлено на создание из листов пенопласта фигур чайки, выступающей символом высокого искусства. Каждый исполнитель старательно выполняет отведенную ему задачу. Но когда начинает казаться, что образ вот-вот сложится и фигура чайки будет завершена, скульптура рассыпается, крошится и превращается в пенопластовую пыль. Процесс производства при этом не останавливается и длится до тех пор, пока есть в наличии необходимые материалы.
Что почитать, посмотреть и послушать о «Васябеги»
  1. Официальный сайт «Васябеги» — CV и фото перформансов.
  2. YouTube-канал «Васябеги» — записи спектаклей, упражнения от перформеров и видео формата Straight Talk (например, разговор с ведущим нашей кураторской мастерской Алексеем Масляевым).
  3. Instagram «Васябеги» — фото и аудиогиды проекта.
Что почитать, посмотреть и послушать о «Васябеги»
  1. Официальный сайт «Васябеги» — CV и фото перформансов.
  2. YouTube-канал «Васябеги» — записи спектаклей, упражнения от перформеров и видео формата Straight Talk (например, разговор с ведущим нашей кураторской мастерской Алексеем Масляевым).
  3. Instagram «Васябеги» — фото и аудиогиды проекта.
Что почитать, посмотреть и послушать о «Васябеги»
Официальный сайт «Васябеги» — CV и фото перформансов.
YouTube-канал «Васябеги» — записи спектаклей, упражнения от перформеров и видео формата Straight Talk (например, разговор с ведущим нашей кураторской мастерской Алексеем Масляевым).
Instagram «Васябеги» — фото и аудиогиды проекта.

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности