});
СРЕДА ОБУЧЕНИЯ
Error get alias
5 работ словенской художницы Майи Смрекар

15 декабря на Факультете современного искусства пройдет онлайн-лекция словенской художницы Майи Смрекар. Лекция будет сопровождаться синхронным переводом и транслироваться на YouTube. Подпишитесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить анонс встречи, а мы расскажем о художнице, описав пять ее важных работ.

Майя Смрекар
Словенская художница, работающая в жанре перформанса, инсталляции, рисунка, видео, и саунд-арта. Автор серии работ K-9_topology, посвященной размышлениям о межвидовых отношениях человека и собаки в условиях капиталистического настоящего. Магистр искусств в области видео и новых медиа. Участвовала в персональных и групповых выставках в Словении, Германии, Австрии, Нидерландах, Франции, Латвии, Китае, Австралии. Лауреат премии Prix Ars Electronica в категории гибридного искусства в 2017 году и премии Prešeren Foundation — высшей национальной награды за художественные достижения в Словении в 2018 году. Живет и работает в Любляне и Берлине.

OPUS ET DOMUS (2018)

Перформанс выглядит так: художница работает за прялкой, используя в качестве материала собственные волосы и собачью шерсть. Вращение устройства приводит в движение жидкость в сосудах, заставляя ее по капле стекать на раскаленную горелку и испаряться, выделяя специфический запах — запах серотонина, выведенного из крови художницы и ее собаки. Изредка шипение горелки и методичный стук прялки прерывается лаем животного, лежащего у ног художницы.
Эта работа говорит об отсутствии так называемой интимности дома, места, которое мы из жилища превращаем в место работы — труда, который художница связывает с атрибутом капиталистического общества. Использование своих волос и собачьей шерсти взывает к исследованию архетипического образа отношений человека и собаки, выражая идею нидерландского приматолога Франса де Вааля, что «корни политики старше человечества».

Движения за прялкой, в которых участвует все тело, говорит об объективизации женщины как средства производства. Художница сообщает, что в мире, где большое значение придается показателям рождаемости, женское тело вновь рассматривается как собственность государства и идеологии — собственно, поэтому в качестве основного инструмента была выбрана прялка, которая не используется в современной промышленности.
Эмоциональная составляющая работы заключается в запахе серотонина, считающегося нейромедиатором, отвечающим за чувство счастья. Он играет важную роль в установлении связей между людьми. Таким образом, затхлый запах, распространяющийся по площади сцены, это запах дружбы Майи и ее собаки — олицетворение того, что позволяет им жить вместе.

Программа, направленная на получение системных знаний по теории современного искусства, критической теории и управлению художественными проектами.

Программа Современная теория

K-9_topology: Artist Book (2017)

Artist Book — это 104-страничная книга без текстов размером 70 × 90 см, выпущенная тиражом в 10 копий. Первая из них представлена на выставке.
Книга создана при попытке невербально задокументировать вымышленную культуру, развитую в результате параллельной эволюции собаки и человека. Это своего рода семейный альбом, отражающий память о постгуманистическом будущем с существом «собакочеловеком» — вымершей разновидностью людей. Издание транслирует идею о том, что наша врожденная животность — и есть то, что делает нас самым человечным видом.

K-9_topology: ARTE_mis (2017)

Инсталляция — репрезентация комнаты, представленной как сюрреалистическое эмоциональное воспоминание. В центре фокуса — микроскоп. Заглянув в него, можно увидеть гибридную клетку, выведенную из слюны собаки и человеческой яйцеклетки.
С самого начала нашего существования люди и животные в одинаковой степени управляли окружающей средой, и в соответствующие сосуществующие отношения художница поместила клеточные материалы — свою яйцеклетку и клетку собаки.

В этой работе художница снова обращается к теме циничной действительности победившего капитализма — системы, работа которой соседствует с проблемами источения природных ресурсов, глобальных миграционных потоков, перенаселения и угрозы биологическому разнообразию планеты. Также, обращаясь к проблемам современной социальной экологии, художница ставит вопрос об уместности мышления в пределах гуманистических ограничений и самого существования таких этических категорий, как, например, «ущемление человеческого достоинства».

K-9_topology: Hybrid Family (2016)

Это трехмесячный проект, в рамках которого художница придерживалась специальной диеты для стимуляции лактации и, что вызвало ряд обсуждений, кормила грудным молоком свою собаку Аду.
Проект Hybrid Family связан с теорией становления человека животным путем переосмысления социальной и идеологической инструментализации женского тела, в частности самого процесса грудного вскармливания. Также художница вновь поднимает тему межвидовых отношений и инициирует дискуссию о гуманистических ограничениях. Характерно, что следствием проекта стало повышение у художницы гормона окситоцина, что только поспособствовало усилению личного сопротивления актора цинизму духа времени.

Survival Kit for the Anthropocene — Trailer (2015)

«Набор для выживания в антропоцене» — мобильный комплект, включающий необычный яйцевидный рюкзак (что-то между ульем и словенским фермерским ларем); приспособление, превращающееся в рыболовную сеть и арбалет; и фильтр для воды из бамбуковой трубки и свиных мочевых пузырей.
В этой работе художница снова обращается к проблемам исчезающих культур и выражает критический взгляд на современную экологическую повестку. По ее мнению, экология как идеология «решает» проблему глобального потепления в общемировых неолиберальных рамках, то есть в границах существующих капиталистических парадигм.
Источник фото: сайт Майи Смрекар
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности