Авдей Тер-Оганьян об отчете «Красного кружка»
«Мы — я и мои друзья (еще давным-давно, в 80-е, в Ростове, а потом в 90-е, в Москве) — часто использовали такое определение, как смешно/не смешно, в смысле хорошо/плохо. Потому что все авангардистское искусство — это гротеск и карикатура на искусство вообще. Об этом много написано, не буду особенно доказывать, что юмор — ключ к пониманию авангардного искусства.
Это отчет мастерской студентов школы "Среда обучения". Я начал заниматься с ними прошлой осенью. И уже летом, благодаря нашей студентке Виолетте Гришиной, мы провели выставку в рамках Квартирной самарской триеннале (Виолетта, кроме того, что художник, еще и самарский куратор).
На этом, московском, отчете мастерской мы показываем в общем-то те же вещи, что и на самарской выставке, с небольшими добавлениями.
Летом я настоял, чтобы ребята сами отбирали работы для выставки. Это для них было еще одно учебное задание. Я в этот отбор совершенно не вмешивался. И когда приехал в Самару, остался очень доволен. Если как-то в чем-то я там и участвовал, то только в окончательном решении экспозиции. То же самое происходит и на этот раз, потому что своим ученикам я действительно и совершенно серьезно доверяю. За год работы у нас возник очень хороший творческий коллектив. Если мы еще годик-другой поработаем, то будем иметь группу первоклассных художников.
Самарскую выставку они назвали "Перламутровая пуговица". Насколько я понимаю, название подчеркивало эстетство (или эстетизм) — одно из главных качеств, на которое мы обращаем внимание в нашей школе. Вообще русское, и московское, искусство очень литературно. А мне всегда хотелось больше внимания уделять форме. И это название — "Перламутровая пуговица" — мне очень нравится. Оно наивное, слегка попсовое и подчеркивает, что главное в работе — красота. Оно меня вполне устроило бы и для отчета мастерской в Москве. Но после недавнего обсуждения мы решили, что выставки должны иметь разные названия. Если это другая выставка, то и название мы должны придумать новое. Ната придумала, по созвучию, название "Фиолетовая курица". Оно тоже хорошее. Но, в конце концов, мы пришли к концептуализирующему названию "Смешная выставка". Дело в том, что большая часть работ — так уж получилось — это абстрактные работы. Ничего смешного в них нет. Но если попытаться охарактеризовать их всех вместе, то это смешно. Потому что в этих работах мы старались показать — во всяком случае, я пытался это донести, — что главное в искусстве — ироническая критика визуальной культуры высокого модернизма.
Я — не большой теоретик, поэтому попросил ребят написать о самих себе самостоятельно. И в общем и целом они очень правильно написали о себе. Я бы написал о них примерно так же. В течение года мы достаточно подробно обсуждали работы, и теперь я лишний раз убедился, что мы правильно понимаем друг друга.
Наверное, мне просто повезло с таким уникальным подбором талантливых людей.
Ребята! Я не ожидал»
— Авдей Тер-Оганьян