СРЕДА ОБУЧЕНИЯ
Error get alias

ЧТО ТАКОЕ САУНД-АРТ И КАК ЕМУ УЧАТ В СРЕДЕ — ИНТЕРВЬЮ С МАРИЕЙ МОЛОКОВОЙ

Преподавательница курса «Основы Sound Art» Мария Молокова рассказала о создании звукового искусства, о границах между саунд-артом и музыкой, и о том, как сделать аудиопроект со студентами за пять онлайн-занятий.

Саунд-арт — вид искусства, материалом которого является звук (определений может быть множество, это — из «Википедии»).
— Мы часто наблюдаем саунд-арт в звуковом сопровождении выставок (как у Романа Коновалова), или в смешанной среде — где экспозиция может дополняться визуальным рядом или каким-то ритуалом. Может ли саунд-арт быть самодостаточным медиумом?
Интересно, что ты сказал «дополняться» визуальным рядом или ритуалом. Чаще всего бывает другая история — когда визуальное или перформативное искусство сопровождается звуком. И я бы не сказала, что это можно назвать саунд-артом, это все-таки нечто междисциплинарное. В этом смысле ни то ни другое не является саунд-артом как таковым.

Может ли звуковое искусство быть самодостаточным? Я бы ответила, что оно не может быть — оно должно быть самодостаточным. Я, например, работаю на границе между жанрами и медиумами и свои работы не могу назвать чистым саунд-артом, они всегда на стыке. Я думаю, что работа со звуком всегда должна быть оправдана. Если вы нашли звуковой феномен, который хотите показать в выставочном формате, то воплощение может быть любым, но звук должен быть первичен.
А какие направления есть в саунд-арте? У них есть свои технические требования? Какие?
Скорее, есть разное воплощение — я бы назвала это не направлениями, а стратегиями, которые можно использовать при создании произведения. Их очень много, и я для себя делала свою классификацию. Например, это может быть пространственный звук, а может быть DIY-инструмент, который ты можешь использовать как скульптуру и одновременно на нем играть.
Саунд-арт-проект художника Дмитрия Морозова (aka ::vtol::). Источник
Это может быть вообще все что угодно — начиная от саундскейпа (звукового ландшафта) и заканчивая архитектурным сооружением, который создается специально для прослушивания определенного типа музыки.
«Электронная поэма» Ле Корбюзье (совместно с Янисом Ксенакисом). Источник

Программа, направленная на получение системных знаний по теории современного искусства, критической теории и управлению художественными проектами.

Программа Современная теория

Поможет ли в создании работ музыкальное образование?
Для художника необязательно быть музыкантом. Все, что делается в звуковом искусстве, затрагивает физику звука, особенности его восприятия. Этим занимается, например, психоакустика. Но знания могут быть и на уровне школьной программы. Дальше, если тебе нужны какие-то комплексные вещи, ты можешь обратиться к специалисту.

Музыкальное образование часто мешает, потому что учит мыслить в тональном режиме — перестроиться на что-то экспериментальное может быть сложно. Тут, скорее, не музыкальное образование необходимо, а звукорежиссерское, хотя у него тоже совсем другие задачи.
Связан ли саунд-арт с музыкой? Что насчет экспериментальных жанров в музыке — нойза, эмбиента, индастриала? Где проходит грань между ними и саунд-артом? Или ее может не быть?
Музыка и саунд-арт, конечно, связаны, и тут вопрос в том, что считать музыкой. Композитор Эдгар Варез, например, говорил, что музыка — это организованный звук. Поэтому второй вопрос — как звук будет организован. В саунд-арте он может быть любым. Это могут быть звуки музыкального инструмента, а могут быть и записи, которые мы сделали на рекордер.

Жанры вроде нойза или эмбиента нельзя назвать экспериментальными, ведь они уже сложились, а экспериментальное — это то, что не называется никаким жанром. Возможно, они были близки к саунд-арту, когда только зарождались, но сейчас они больше относятся к клубной культуре.

Классика экспериментальной музыки, например, «гудковая» симфония Арсения Авраамова — это практически то, с чего начался саунд-арт. Это музыка, которая создается не абстрактными нотами, не имитирует месседж, идею или задачу. Она сама является этой идеей. В «гудковой» симфонии гимн индустриальному миру создается не имитацией звуков индустрии, а самими звуками индустриального мира. Мы можем «сыграть» это только на настоящем промышленном производстве. Все началось с «игры» на звуках окружающей среды — дальше эти идеи художники используют по-разному.
«Симфония гудков» Арсения Авраамова
Саунд-арт — это все, что касается работы со звуком, и в этом смысле он шире, чем музыка. Музыка может быть внутри.
Как человеку, который работал в том числе и с графикой, и с инсталляциями, не кажется ли тебе саунд-арт ограниченным в средствах выразительности?
Я думаю, что у каждого медиума есть свои ограничения, средства и технологии, способы взаимодействия с работой. Конечно, безумно интересно переносить методы работы с одним медиумом на другой, но иногда это бывает бесполезно — лучше сосредоточиться на возможностях каждого и копать вглубь.

Для современного художника медиум не первостепенен. Важнее идея, а как она будет воплощаться — вопрос второго порядка.
Что нужно для создания саунд-арт работ? Нужны ли микрофоны, сэмплеры, синтезаторы, какие-то музыкальные инструменты? Каким минимумом можно обойтись?
Для создания работ на первом этапе нужно не так много. На наших занятиях мы начинаем с записи звуков — для этого подойдет диктофон, который есть в каждом телефоне.

После записи идет редактирование — записи можно нарезать, растягивать, используя те же методы, которые используются в электроакустической музыке, например, в работах Бернара Пармеджани.

De Natura Sonorum Бернарда Пармеджани
Можно пойти и дальше — сделать свой синтезатор или взять готовое устройство и играть на инструментах с помощью альфа-волн вашего мозга, как это делал Элвин Люсье. И это не так страшно, как кажется! Следующий вопрос — как это показывать. Если речь о многоканальной инсталляции, то понадобится звуковая карта, колонки и компьютер.
Сколько занятий в твоем курсе, и что вы успеваете сделать со студентами за это время?
В моем последнем курсе было пять занятий. Сначала мы воспроизводили мысли на бумаге — создавали партитуры, которые учили нас понимать, как можно работать с текстом, звуком и картинкой. Дальше из того, что нарисовали и написали, придумывали композиции — полноценные высказывания, которые можно воспринимать на слух. Что получилось, можно послушать в нашем концентрированном пятнадцатиминутном альбоме.
В формате онлайн было очень удобно работать, на встречах я давала много материала и ссылок, которые можно было рассматривать потом самостоятельно. Все задания предполагали постановку индивидуальных задач. Для кого-то было важно вообще понять и услышать окружающие звуки (попробуйте вспомнить пять звуков, которые вы слышали в течение дня, и я уверяю вас, что сделать это быстро — не так-то просто). А кто-то сразу начал искать звуковые концепты, и пытаться их воплотить в виде композиции.
Посоветуй, пожалуйста, на кого стоит подписаться, что почитать, изучить и послушать начинающим саунд-художникам?

Сайты и Telegram-каналы:

  • Сайт Андрея Смирнова — море информации и материала об искусстве звука. Кстати, скоро выйдет его книга, которая была написана на английском про «забытую» российскую историю звука, но сейчас она полностью переработана на русском языке;
  • Сайт SoundArtist.ru — сообщество независимых артистов, занятых в областях экспериментального звука и технологических искусств.
  • Канал «звука среда» — подборка работ с полевыми записями звуковых художников в Telegram.

Фестивали, которые стоит посетить (а потом поучаствовать):

  • Acousmonium — фестиваль многоканальной электронной музыки, Санкт-Петербург;
  • Inversia — фестиваль аудиовизуальных перформансов с мультижанровой музыкальной программой от экпериментального звука и авангарда до фолка и панка, Мурманск;
  • Sonic Acts Festival — ежегодный фестиваль организации Sonic Acts, обеспечивающей платформу для новых разработок в электронных и цифровых формах искусства, Амстердам;
  • CTM Festival — фестиваль, посвященный экспериментальной музыке и искусству, Берлин

Книги, которые стоит прочитать:

Также советую ознакомиться с постановками театрального режиссера Сьюзан Кеннеди Three Sisters и Ultraworld и работами немецкого композитора Хайнера Гёббельса (19 сентября пройдет представление в Электротеатре Станиславский).
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности