Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
ИСКУССТВО В СРЕДЕ
Оставьте заявку, и специалисты из приемной комиссии свяжутся с вами!
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
Работа студентки: Анастасия Сенозацкая о выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор»

Это статья Анастасии Сенозацкой — студентки направления «Арт-критика» Факультета современного искусства Среды обучения. Материал о выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» был подготовлен до периода самоизоляции и временного закрытия музеев.

В Третьяковской галерее сейчас проходит выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор», которая собирает довольно противоречивые отзывы: кому-то она нравится, кому-то нет, причем не нравится в ней каждому свое, что понятно, учитывая разнообразие представленных в экспозиции работ: от Виктора Васнецова до Владислава Мамышева-Монро, от Ивана Билибина до Олега Кулика. Кураторы проекта поставили перед собой очень сложные задачи — объединить в одной выставке произведения, у которых почти не было шансов встретиться. Это в любом случае смело, и заслуживает хотя бы того, чтобы составить об их работе свое мнение.

Выставка проходит в том же пространстве ГТГ, где всего пару месяцев назад закрылась Московская биеннале, но ощущается оно теперь совершенно по-новому. Белые стены и декорации производят впечатление пещер, а белые столбы похожи то ли на древние деревья, то ли на сталактиты. Все это пространство разбивается на отдельные залы, лабиринты, очень насыщенные экспонатами и сказочными героями. Создается ощущение, что сама выставка находится в постоянном движении. В данном случае, мне кажется, совершенно уместно, говоря об архитектуре выставки, использовать слово «декорации» — кажется, что стоит выйти в другой зал или задуматься, как их уже переставили или заменили.
Экспозиция не предполагает четкого маршрута, которому нужно следовать при знакомстве с работами — скорее наоборот, в ней сделано все, чтобы запутать зрителя, дать ему возможность заблудиться. Первый зал предлагает зрителю самому выбрать, в каком направлении двигаться дальше, отсылая к камню из сказок: налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь… Все последующие залы посвящены каждый своей стихии или герою: подводное царство, сказочный лес, Кощей Бессмертный. В них, кажется, собрано все, что только можно найти на заданную тему, а произведения классических художников соседствуют с аудиозаписями сказок и предметами современного искусства. Такой подход выглядит не просто уместным, но и очень важным — он позволяет отказаться от тех границ, которые люди часто сами воздвигают у себя в голове, и воспринимать все объекты как дополняющие друг друга, а не противоречащие, вне зависимости от того, к какому времени они относятся или какой медиум использует художник. Так, в зале, посвященном подводному царству, встречаются эскизы декораций к фильму «Марья-искусница», созданных Евгением Галейем, и работа Олега Кулика «Алиса против Лолиты», в которой художник противопоставляет два образа — набоковской Лолиты и Алисы Льюиса Кэрролла, сталкивая их в одном персонаже — девочке, поднимающейся из глубины болота подобно русалке. С работой Олега Кулика соседствуют костюмы, созданные Георгием Острецовым, являющиеся частью инсталляции «Русский космизм», в которых художник сочетает образы театральных костюмов начала ХХ века и философию русского космизма.

Конечно же, выставка про русские сказки больше ориентирована на семьи с детьми как на своих основных зрителей. Такие зрители, попав в экспозицию, сразу становятся ее частью и начинают занимать не пассивную роль, которую обычно занимает зритель, а активную роль героев и участников. Все роли смешиваются, и становится невозможным не только разделить и классифицировать искусство, представленное в экспозиции, но и выделить его в окружающем пространстве, отделить от декораций, зрителей — все в одинаковой мере служит для создания общего настроения. Зрители-дети, в отличие от взрослых, не задаются вопросами о том, что же хотел сказать в своей работе тот или иной художник, или «почему это искусство» — они одинаково реагируют и на видео мультфильма, и на современные инсталляции, руководствуясь при этом простыми понятиями: нравится или не нравится. А это как раз то, что многие взрослые смогли отринуть или спрятать за скептицизмом, недоверием, интеллигентностью. Выставка в Третьяковской галерее, в которой перемешались времена и понятия, дает нам очень хорошую возможность исправить это, пропустив увиденное через себя на уровне эмоций, а не разума.

Share материалов с благодарностью у Третьяковской галереи
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности