5 проектов Ильи Шипиловских — куратора и руководителя арт-галереи «Ельцин Центра»
5 проектов Ильи Шипиловских — куратора и руководителя арт-галереи «Ельцин Центра»
Ведущий кураторской онлайн-мастерской «Видимое невидимое» Илья Шипиловских поделился пятью выставками, работа над которыми запомнилась ему больше остальных.
В некоторых проектах Илья участвовал в качестве куратора и сокуратора, в других — отвечал за менеджмент как руководитель арт-галереи «Ельцин Центра».
Илья Шипиловских — куратор, руководитель арт-галереи «Ельцин Центра». Выпускник школы культурной журналистики «Про Арте» и Первой московской кураторской летней школы под руководством Виктора Мизиано. Номинант премии Сергея Курёхина в номинации «Лучший кураторский проект» (2013), победитель конкурса для молодых российских кураторов Eunic (2015 год). Участвовал в экспертной панели премии ярмарки Cosmoscow, экспертных советах грантовой программы музея «Гараж», премии «Инновация» и премии Кандинского.
Мир как беспредметность. Рождение нового искусства
«Ельцин Центр», 2021–2022
Supremus No. 55, Казимир Малевич
Масштабный проект «Ельцин Центра» и Энциклопедии русского авангарда — исследование художественных процессов 1920-х и 1930-х годов, основанное на изучении творчества Казимира Малевича и его последователей. Выставка охватывает период от создания объединения Уновис («Утвердители нового искусства») до появления постсупрематизма в 1930-х.
Выставка объединяет 84 работы из 10 музеев и пяти частных коллекций — в том числе работы самого Малевича, Марка Шагала, Эля Лисицкого и других художников.
Эрик Булатов. Свобода есть
«Ельцин Центр», 2018–2019
«Приемник» — иллюстрация к книге «Новые слова», Эрик Булатов
Ретроспектива графики Эрика Булатова — советского и российского художника, одного из основателей соц-арта. Включает работы в разных разделах — от детских книжных иллюстраций до проектов, созданных специально для выставки с учетом особенностей пространства.
“
«Здесь я, помимо менеджмента, был сокуратором, лично осмотрел всю графику Эрика Владимировича со студенческих времен по сегодняшний день, встречаясь с ним в Москве и Париже. Выставка получилась совершенно потрясающая», — Илья Шипиловских.
Выставка доступна в онлайн-режиме — насайте «Ельцин Центра» можно почитать цитаты Эрика Булатова о своих работах и «погулять» по пространству экспозиции как в «Google Картах».
Иногда кратчайший путь — самый длинный
«Ельцин Центр», 2018
«Визуализация приручений, или Казус современной орнитологии», Владимир Селезнёв
Первая ретроспективная выставка уральского художника Владимира Селезнёва, включающая живопись, видеоарт, графику и коллажи, созданные автором за последние 20 лет.
Выставка автобиографична и рассказывает о сложном процессе становления художника. О том, чтобы стать художником, Владимир мечтал ещё в школе, но призвание пришлось отложить из-за учебы, армии и работы. Вернуться к нему автору удалось лишь в 24 — тогда же он определился и с ключевыми направлениями, которые продолжает развивать и сейчас. В кураторском описании эти темы сформулированы как «взаимодействие искусства и городской среды, психология работы в группе и мифы в искусстве».
“
«Я был куратором этой выставки художника Владимира Селезнёва, родившегося в Нижнем Тагиле и живущего в Екатеринбурге. За нее Вова получил национальную премию в области современного искусства “Инновация” в номинации “Художник года”», — Илья Шипиловских.
«Дух семьи (нежность, мечта, почтение)», Сергей Рожин
Выставка работ уральских художников нескольких поколений, живущих в разных областях региона — Свердловской, Челябинской, Пермском крае. 25 авторов различаются как статусом, так и опытом — наряду с работами ректора Уральского филиала Российской академии живописи в экспозиции участвовали молодые студенты школ современного искусства.
“
«Я очень люблю выставку “Ура, Урал!”, названную так же, как сборник стихов Луи Арагона, который он написал под впечатлением от посещения новостроек социалистического Урала в 1934 году. Тут получилось показать интересным образом срез современного искусства региона», — Илья Шипиловских.
Выставка прошла в 2013-м, ноонлайн-каталог сохранился — в нем можно изучить описания и фотографии представленных работ.
Городок чекистов: от архитектуры авангарда до биеннале современного искусства
Гостиница «Исеть», 2015
Вид экспозиции из каталога выставки
«Городок чекистов» — это комплекс конструктивистских зданий, построенный в 1929–1936 годах в Екатеринбурге. Такое название он получил из-за того, что строился по заказу НКВД-ОГПУ для проживания командного состава. Спустя почти 100 лет в рамках 3-ей Уральской индустриальной биеннале современного искусства в «Городке чекистов» был открыт исследовательский проект, рассматривающий историю комплекса от момента застройки до этой самой биеннале.
“
«Один из лучших проектов биеннале — исследовательская выставка куратора Уральского филиала ГЦСИ Ильи Шипиловских, посвященная городку чекистов. Выставка Шипиловских собрана из архивных материалов (планов, фотографий, документов), и увлекательно рассказывает об истории создания этого комплекса в 1930-е и его последующей жизни», — Антон Богданов вматериале «Артгида».
Набор в мастерскую открыт
Набор в мастерскую открыт
Набор в кураторскую мастерскую Ильи Шипиловских «Видимое невидимое» открыт до конца мая — в ней студенты затронут все аспекты кураторства: будут обсуждать концепции проектов, поймут, как планировать время при создании выставки, научатся писать тексты для художников и зрителей и узнают, как найти свое место в системе искусства.