СРЕДА ОБУЧЕНИЯ
5 проектов Ильи Шипиловских — куратора и руководителя арт-галереи «Ельцин Центра»
5 проектов Ильи Шипиловских — куратора и руководителя арт-галереи «Ельцин Центра»

Ведущий кураторской онлайн-мастерской «Видимое невидимое» Илья Шипиловских поделился пятью выставками, работа над которыми запомнилась ему больше остальных.

В некоторых проектах Илья участвовал в качестве куратора и сокуратора, в других — отвечал за менеджмент как руководитель арт-галереи «Ельцин Центра».

Илья Шипиловских — куратор, руководитель арт-галереи «Ельцин Центра». Выпускник школы культурной журналистики «Про Арте» и Первой московской кураторской летней школы под руководством Виктора Мизиано. Номинант премии Сергея Курёхина в номинации «Лучший кураторский проект» (2013), победитель конкурса для молодых российских кураторов Eunic (2015 год). Участвовал в экспертной панели премии ярмарки Cosmoscow, экспертных советах грантовой программы музея «Гараж», премии «Инновация» и премии Кандинского.
Мир как беспредметность. Рождение нового искусства
«Ельцин Центр», 2021–2022
Supremus No. 55, Казимир Малевич
Масштабный проект «Ельцин Центра» и Энциклопедии русского авангарда — исследование художественных процессов 1920-х и 1930-х годов, основанное на изучении творчества Казимира Малевича и его последователей. Выставка охватывает период от создания объединения Уновис («Утвердители нового искусства») до появления постсупрематизма в 1930-х.

Выставка объединяет 84 работы из 10 музеев и пяти частных коллекций — в том числе работы самого Малевича, Марка Шагала, Эля Лисицкого и других художников.
Эрик Булатов. Свобода есть
«Ельцин Центр», 2018–2019
«Приемник» — иллюстрация к книге «Новые слова», Эрик Булатов
Ретроспектива графики Эрика Булатова — советского и российского художника, одного из основателей соц-арта. Включает работы в разных разделах — от детских книжных иллюстраций до проектов, созданных специально для выставки с учетом особенностей пространства.
«Здесь я, помимо менеджмента, был сокуратором, лично осмотрел всю графику Эрика Владимировича со студенческих времен по сегодняшний день, встречаясь с ним в Москве и Париже. Выставка получилась совершенно потрясающая», — Илья Шипиловских.
Выставка доступна в онлайн-режиме — на сайте «Ельцин Центра» можно почитать цитаты Эрика Булатова о своих работах и «погулять» по пространству экспозиции как в «Google Картах».
Иногда кратчайший путь — самый длинный
«Ельцин Центр», 2018
«Визуализация приручений, или Казус современной орнитологии», Владимир Селезнёв
Первая ретроспективная выставка уральского художника Владимира Селезнёва, включающая живопись, видеоарт, графику и коллажи, созданные автором за последние 20 лет.

Выставка автобиографична и рассказывает о сложном процессе становления художника. О том, чтобы стать художником, Владимир мечтал ещё в школе, но призвание пришлось отложить из-за учебы, армии и работы. Вернуться к нему автору удалось лишь в 24 — тогда же он определился и с ключевыми направлениями, которые продолжает развивать и сейчас. В кураторском описании эти темы сформулированы как «взаимодействие искусства и городской среды, психология работы в группе и мифы в искусстве».
«Я был куратором этой выставки художника Владимира Селезнёва, родившегося в Нижнем Тагиле и живущего в Екатеринбурге. За нее Вова получил национальную премию в области современного искусства “Инновация” в номинации “Художник года”», — Илья Шипиловских.
На сайте «Ельцин Центра» также доступен виртуальный тур и страница с описанием проекта.
Ура, Урал!
Уральский филиал ГЦСИ, 2013
«Дух семьи (нежность, мечта, почтение)», Сергей Рожин
Выставка работ уральских художников нескольких поколений, живущих в разных областях региона — Свердловской, Челябинской, Пермском крае. 25 авторов различаются как статусом, так и опытом — наряду с работами ректора Уральского филиала Российской академии живописи в экспозиции участвовали молодые студенты школ современного искусства.
«Я очень люблю выставку “Ура, Урал!”, названную так же, как сборник стихов Луи Арагона, который он написал под впечатлением от посещения новостроек социалистического Урала в 1934 году. Тут получилось показать интересным образом срез современного искусства региона», — Илья Шипиловских.
Выставка прошла в 2013-м, но онлайн-каталог сохранился — в нем можно изучить описания и фотографии представленных работ.
Городок чекистов: от архитектуры авангарда до биеннале современного искусства
Гостиница «Исеть», 2015
Вид экспозиции из каталога выставки
«Городок чекистов» — это комплекс конструктивистских зданий, построенный в 1929–1936 годах в Екатеринбурге. Такое название он получил из-за того, что строился по заказу НКВД-ОГПУ для проживания командного состава. Спустя почти 100 лет в рамках 3-ей Уральской индустриальной биеннале современного искусства в «Городке чекистов» был открыт исследовательский проект, рассматривающий историю комплекса от момента застройки до этой самой биеннале.
«Один из лучших проектов биеннале — исследовательская выставка куратора Уральского филиала ГЦСИ Ильи Шипиловских, посвященная городку чекистов. Выставка Шипиловских собрана из архивных материалов (планов, фотографий, документов), и увлекательно рассказывает об истории создания этого комплекса в 1930-е и его последующей жизни», — Антон Богданов в материале «Артгида».
Набор в мастерскую открыт
Набор в мастерскую открыт
Набор в кураторскую мастерскую Ильи Шипиловских «Видимое невидимое» открыт до конца мая — в ней студенты затронут все аспекты кураторства: будут обсуждать концепции проектов, поймут, как планировать время при создании выставки, научатся писать тексты для художников и зрителей и узнают, как найти свое место в системе искусства.
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ