Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
Получить консультацию
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ИСКУССТВОВЕД:
МАРИЯ СИЛИНА
Кандидат искусствоведения, ст. научный сотрудник НИИ РАХ, Москва; аффилированный профессор Университета Квебека в Монреале, Канада. Основная область научных интересов: история советского искусства, история искусствознания, музеология, советское наследие, паблик арт. Исследования в области истории архитектуры 1920−1930-х отражены в монографии «История и идеология: монументально-декоративный рельеф в 1920−1930-хгодах в СССР» (2014). Основные недавние публикации: Дискуссии об орнаменте в советской архитектуре 1920−1930-х годов в сборнике: Хан-Магомедовские чтения. вып. 2 (2017); Методология искусствознания 1920-х годов в контексте материалов ГАХН в журнале Искусствознание № 3 2017, La muséologie soviétique de l'entre-deux-guerres в журнале Culture & Musées № 28 2017; Struggle Against Naturalism: Case Study of Soviet Art from the 1920s to the 1950s в журнале RACAR № 42 2016 и др. В 2016−2018 работала в составе авторской группы над выставкой и изданием «Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева» (2017).
МАРИЯ СИЛИНА
«Соцзаказ в области станковой живописи был введен на государственном уровне в 1928 году в период культурной революции 1928−1932-м. На первый план вышла новая, антиклассическая модель работы художников — теперь они были погружены будни пролетариата и откликались на актуальные события международной и советской политики. В дискуссиях и на страницах журналов провозглашался разрыв с буржуазной эстетикой, отказ от элитарности, искусство было призвано включиться в общественную жизнь. С 1928 года московский и ленинградский ВХУТЕИНы стали выпускать художников-пропагандистов. Именно молодых выпускников вузов, учеников Ильи Машкова, Роберта Фалька, Давида Штеренберга, привлекали к работе над созданием пролетарской культуры. В этот период получили заказы Екатерина Зернова, Василий Купцов, Константин Вялов, представленные на выставке в Манеже. Их командируют на стройки первой пятилетки (1928−1932), на производство и строящиеся заводы.

Классические формы монументального и станкового искусства получают неклассические трактовки: живопись и скульптура становятся новыми видами агитационного искусства, выполненными в разнообразных модернистких стилях. Так, рождается пролетарская живопись, выполненная в традициях французского постимпрессионизма, немецкого экспрессионизма, новой вещественности, неоархаики, использующая супрематические и конструктивистские приемы в живописи фигуративного модернизма. Фактически началось формирование политически ангажированной, но художественно независимой среды. Историю взаимоотношений художественных групп, которые (безуспешно) боролись за право говорить от лица партии, еще предстоит пересмотреть. Это искусство, питавшееся из большого числа теоретических и стилистических источников, не нашло места ни в истории искусства второй половины 1930−1950-х годов, ни в появившейся к 1980-м годам концепции „авангардное — тоталитарное“. Низкое качество и сиюминутная политическая направленность многих работ и сейчас ошибочно воспринимаются как продукт сталинской эпохи 1936−1953 годов, но на выставке в Манеже тематический принцип полностью устранил какую-либо проблемность и оригинальность этого периода».


Автор фото на обложке: Nathalie St-Pierre
Лекция «Памятники вождям» | Мария Силина
Лекция Марии Силиной «Искусство и маленький человек: случай СССР в 1928—1931 годах»

«В действительности, не стиль, не направление и не художественное качество работ делало из художников жертв. После 1936−1939 годов из истории советского искусства были выброшены огромное количество имен и произведений, многие художники пострадали из-за близости к политикам, попавшим в немилость. С конца 1930-х история советской живописи писалась как история прямого пути к реализму. В 1960-е, после процесса десталинизации, вся траектория развития советской культуры получила название ленинской, и она тоже закрепила незыблемость и приоритет реалистического метода в СССР. Однако в 1937−1939 годы репрессированы были и реалисты, и натуралисты».
Лекция «Монументы революции» | Мария Силина
МАРИЯ СИЛИНА
ИНТЕРВЬЮ
МАРИЯ СИЛИНА
АВТОР ТЕКСТОВ
МАРИЯ СИЛИНА
КНИГИ
Мария Силина

«Лучшие современные художники. Том 42. Габриеле Мюнтер»
Габриеле Мюнтер — одна из самых известных немецких художниц ХХ столетия. Она вошла в историю искусства как участник таких крупных художественных объединений Европы первого десятилетия XX века, как Новое Мюнхенское художественное объединение и «Синий всадник». Картины Габриеле Мюнтер — это выразительный и мгновенно запоминающийся сплав архитектоники пейзажа, умения мастера передать самые мимолетные состояния природы, не ограничивая себя реалистически достоверным колоритом. Художница плодотворно трудилась более полувека, до 1960-х годов, создав впечатляющее количество живописных работ на холсте, картоне и стекле с повторяющимися мотивами горных видов, тихих улочек мюнхенских деревень, оригинальных натюрмортов, обыгрывающих быт баварских ремесленников. Профессиональные и личные связи Габриеле Мюнтер с Василием Кандинским, Алексеем Явленским и Марианной Веревкиной органично вписали ее творческий путь и наследие в историю европейского искусства и русской культуры.
интересно
Мария Силина

«История и идеология: монументально-декоративный рельеф 1920−1930-х годов в СССР»
В своей книге Мария Силина рассказывает подробную историю развития монументальной скульптуры в 1920−1930-е годы, показывая, как архитектура СССР пришла от идей авангарда к развитому сталинскому стилю. Чтобы доказательно представить этот процесс, она использует самые разные источники, многие из которых выходят далеко за пределы чистого искусствоведения: от собственно архитектуры, фотографий, чертежей и графики до биографий скульпторов, текстов постановлений, журнальных и газетных статей, воспоминаний современников и писем иностранных архитекторов своим советским коллегам. Сопоставление всего этого позволяет автору написать аргументированную историю становления советского монументального рельефа, на которую политические решения оказывали влияние ничуть не меньше, чем собственно художественные задачи.
интересно
МАРИЯ СИЛИНА
СОЦСЕТЬ, БЛОГИ И САЙТ
Share некоторых материалов с благодарностью у: artguide / artchronika / colta / redmuseum / labirint
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности