});
СРЕДА ОБУЧЕНИЯ

Мастер по направления «Куратор»:
Екатерина Чучалина

Екатерина Чучалина — куратор, программный директор фонда V-A-C. Курировала российские и зарубежные проекты: «Зелень внешняя» («Лаборатория городской фауны», ВДНХ, 2014), «Вне зоны видимости» (Михаил Толмачев, Центральный музей Вооруженных сил России, 2014), «Шоссе Энтузиастов» (Венеция, 2012), «ИК-00. Места заключения» (Международная архитектурная биеннале в Венеции, 2014).
ЕКАТЕРИНА ЧУЧАЛИНА
«Это нормально, если, скажем, у художника с банкиром нет такого общего языка, это ведь очень разные профессиональные сферы. На эмоциональном и интеллектуальном уровнях у них возникают некие связи вокруг произведения искусства, но профессионально они находятся в разных полях. Но досадно то, что у художников нет общего языка с теми людьми, которые работают в культуре. Разрыв между современными художественными практиками и людьми, которые работают в музеях, библиотеках, кино, в журналистике и подчас в литературе, отсутствие общего профессионального языка мешает общему развитию. Вопрос изолированности — это вопрос разных языков. И в этом никто не виноват, нет разделения на заведомо консервативные и прогрессивные силы. К тому же современное искусство, когда появилось в России, во многом подпитывалось современной международной теорией и философией искусства, что замыкало его на себе, лишало возможности разговора с коллегами и зрителем. С другой стороны, в российском обществе есть большой дефицит опыта восприятия искусства, образовалась яма, в которую мы пытаемся теперь бросать всё подряд, но эта лакуна слишком огромна, чтобы можно было её быстро заполнить и чтобы все начали говорить на каком-то общем языке.

Но надо идти и разговаривать — с киносообществом, театральным сообществом, которое, кстати, очень активно сейчас в Москве, с литературным, с научным. При этом искусству, на мой взгляд, надо начинать рассматривать себя не как уникальный тип производству художественных произведений, а как часть визуальной культуры. И я не вижу никакой проблемы, скажем, в художественном музее сделать резиденцию не только для художников, но и для графических дизайнеров или дизайнеров интерьеров, кинодокументалистов, хореографов. У современного искусства есть такая встроенная системная характеристика: критический взгляд на современность. И если искусство знает, как поделиться этим своим встроенным аппаратом для критического осмысления — еды, производства, всего что угодно — то в этом может быть какой-то прок. А если мы будем продолжать заниматься производством образов, создавать уникальные произведения искусства, инвентаризировать их, хранить и монетизировать, то скоро зайдём в очередной тупик».


Автор фото на обложке: Алёна Ермишина
«Генеральная репетиция»
Office of Sensitive Activities / Applications Group
«Венеция — это витрина мира искусства. По большому счёту ты обычно просто предъявляешь миру, что у тебя есть. Мы таким образом там и работали все эти шесть лет, показывали работы российских художников в постоянном диалоге с другими авторами. Венеция в этом смысле довольно простой инструмент. Но наша задача теперь сделать его сложным, не просто витриной. Ты живёшь в этом городе, ты должен быть принят его сообществом, общаться с местными университетами, знать людей, которые к тебе будут приходить, когда нет арт-туристов. Поэтому нужна образовательная программа с лекциями. И это тоже непростая и тонкая история, которую нужно разрабатывать. Мы, конечно, будем делать там продолжение кураторской школы, будем делать резиденцию, но самое интересное в образовательной программе — это найти точки пересечения, скажем, российских художников и местных архитекторов, которых там миллион. Это ведь очень дизайнерски ориентированная среда. Надо искать точки соприкосновения. Поищем».

Дискуссия «Молодое искусство»
Круглый стол «Мономузей в современном городе»
«Дело в том, что в наши музеи и вообще в культурную индустрию не встроено понятие „производство“. Живой художник в музее — довольно неочевидное явление. Есть Союз художников, есть выставочные залы, но от музея они отделены как „высокое“ и „низкое“, „живое“ и „мёртвое“. И процесс, когда художник приходит в музей, очень травматичен, потому что перед музеями в первую очередь стоит задача сохранения, а не производства.

Однако, когда художник приходит в музей, он по-другому осмысляет то, что в нём выставлено. Причём очень часто в постсоветских нехудожественных музеях уже есть искусство, живопись там служит некоторым фоном, некоторой декорацией, иллюстрирующей ту или иную тему. Это могут быть батальные сцены в Музее вооружённых сил или пейзажи, если это музей леса или геологии. Декоративная функция, которая была отведена живописи в таких музеях, очень влияет на восприятие искусства музейным сотрудником и, широко говоря, культурной интеллигенцией. Она, конечно, важна, и для неё находится место, но она иллюстративна — по отношению к предмету высказывания искусство здесь является только инструментом, декоративной единицей, иллюстрирующей предмет высказывания. Понятно, что в российском обществе существуют гегемония и иерархия гуманитарных дисциплин, и никакой фонд не перевернёт всю эту устоявшуюся систему. Но найти на уровне музейных сотрудников, научных сотрудников, экспозиционеров, художников музея собеседников на темы, что такое „произведение“, „выставка“, „дизайн“, „музей“, — очень важно и к тому же интересно. Все эти слои мне кажутся существенными для обеих сторон. И тем более, это то, что интересует самих художников. Как куратор я отталкиваюсь от того, что происходит в искусстве, стараюсь не изобретать тем сама, хотя это очень заманчиво. Я не тот куратор, который пишет повестку дня, а потом подтягивает под неё художников. Я занимаюсь тем, что внимательно слушаю художников и много разговариваю с ними, а потом стараюсь создать им необходимые связи с местом и временем».

ЕКАТЕРИНА ЧУЧАЛИНА
Интервью
Share некоторых материалов с благодарностью у: arterritory / daily.afisha / regiondv / colta / archi / aroundart / wonderzine
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности