});
СРЕДА ОБУЧЕНИЯ

Живая экскурсия Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой для зрителей из 10 городов одновременно, реально? Виртуально!

Дмитрий Врубель — автор известного граффити «Братский поцелуй», исполненного на Берлинской стене. Современный российский художник, живущий в Германии. Весной этого года он представил свой новый VR-проект «Толстоевский».
В рамках последней «Ночи музеев» Дмитрий со своей женой и соавтором Викторией Тимофеевой провели первую экскурсию по своей виртуальной мастерской; в ней одновременно приняли участие 60 человек из 10 городов России. C помощью технологий виртуальной реальности зрители увидели знаменитые монументальные полотна Врубеля в натуральную — виртуальную — величину, повторяющие расположение легендарной выставки. В реальном времени и из первых уст они услышали авторскую историю создания и художественную интерпретацию всех представленных работ.
  • Дмитрий Врубель, мастер Факультета современного искусства

    «У нас впечатления самые крутые, опыт удался на 100%. Все участники первой в мире глобальной авторской VR-экскурсии в полном восторге! Все прошло четко, вовремя, без задержек и опозданий. Благодаря нашей слаженной совместной работе с Высшей школой „Среда обучения“ мы теперь знаем главную „Точку входа“ для широкой публики в мир VR-арта и художественного образования — VR-клубы. Это абсолютно новая форма общения, культурного досуга и образования, которая, как оказалось, развита в России, как нигде в мире. Это удивительно и чудесно!»
Виртуальные туры появились одновременно с первыми VR-играми. Надевая очки, человек может прогуляться по улицам различных стран, например увидеть вблизи достопримечательности Лондона. Или лично изучить дома и обстановку в виртуальных турах по мотивам сериалов и фильмов, пройтись по улицам «Южного Парка» или поблуждать в интерьерах фильма «Сияние». А в 2016 году Google использовали фотографии со своих спутников и запустили VR-путешествие по планете Земля.

Но особой популярности такие туры не обрели. Проблема в том, что большинство из них было сделано на основе фотографий. Отсутствовал момент взаимодействия с героями или объектами, который способствует полному погружению.
БИЗНЕС-АНГЛИЙСКИЙ
Экскурсия Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой стала чем-то новым. Инновационным решением было соединить формат VR-тура с игрой. Участники могли не только перемещаться по галерее, но и взаимодействовать с объектами. В начале путешествия каждый выбрал для себя аватар: это мог быть робот, дракон, пришелец или эльф — границ в выборе не было. Некоторые из предметов можно было брать в руки. Так, на стартовой площадке можно было взять карандаш и нарисовать что-нибудь в пространстве, как 3D-ручкой. В процессе самой экскурсии можно было достать телефон из кармана аватара и даже сделать селфи на фоне одной из работ художника.
Еще одним нововведением стало одновременное присутствие 60 игроков на трех глобальных экскурсиях. 10 городов, 11 VR-клубов были единовременно подключены к миру, созданному на платформе Steam. Каждый человек в очках и маске мог видеть и слышать других участников, вернее их аватаров. У Дмитрия тоже был аватар, очень похожий на его реальную версию.

Подобного раньше не делал никто. VR открыл возможности для проведения масштабных арт-мероприятий в реальном времени в разных уголках света. Правда, чтобы провести подобное, нужно приложить много усилий. Для создания виртуальной мастерской Дмитрию и Виктории пришлось не просто отсканировать свои реально существующие работы, но и с нуля создать целый мир.
В интервью изданию Deutsche welle Дмитрий и Виктория поделился впечатлениями о том, почему он начал делать такие экскурсии и какие зрители ему встречались в рамках его vr-экскурсий.
В 2016 году журнал TIME представил сайт, где можно изучить, как работают художники с разными медиа. 7 художников создают работы в VR: архитектор, стрит-художник, скульптор и иллюстратор, который создает обложки для журнала New Yorker, — записали видео, как они создают свои работы.

В 2018 году перформансистка Марина Абрамович и художник Аниш Капур представили свои VR-работы в рамках ярмарки Art Basel в Гонконге. Абрамович представила работу Rising (Повышение) в формате VR-игры, где участники могли помогать людям и спасать окружающую среду. Принимая участие в игре, зрители становились частью перфоманса художницы. В работе Аниша Капура Into yourself Fall зритель погружается вовнутрь человеческого тела и изучает организм как медитативную неизвестную вселенную или поверхность неизведанной ранее планеты.
Как это было
  • Нам все понравилось, особенно реакция людей, которые пробовали первый раз и поняли масштаб технологии VR. Тут можно не только играть в игры — можно общаться с другими людьми со всего мира, проводить виртуальные мероприятия и встречи, узнавать что-то новое и интересное, а самое главное — весело проводить время.
    КЛУБ VORONKA VR
    Москва
  • Огромное спасибо за выставку. Участники и наблюдатели совершенно по-новому взглянули на произведения после ваших экскурсий. Это по-настоящему прогрессивный опыт в практике взаимодействия со зрителем.
    ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВ
    Владивосток
  • Было круто! Нереально во всех смыслах! В шлеме и с контроллерами ощущения совершенно отличаются от 3D-графики на экране. Пока ждали портал, порисовала там маркерами 3D-графику, легко научилась двигаться, к концу экскурсии научилась управлять пальцами по делу и «давать пять»! С непривычки к концу немного «укачало», но это потому что вестибулярный аппарат у меня не очень, в автотранспорте через пять минут тоже «укачивает». Сама выставка — огонь! Понравилась игра текстов и контекстов, классики и современности, пафоса и обыденности, гиперриалистичности в виртуале. А в конце впечатляет оказаться на огромной площадке и видеть картины размером с небоскреб и рядом на площадке их же, как обычно, маленькими на стене.

    Самое интересное, что сейчас эти воспоминания воспринимаются как полная реальность. Не «как бы», а «я там была» на самом деле! Стоим рядом, общаемся. Вот рядом со мной аватар человека из Владивостока, вот «близнецы» аватары из Мск, вот аватар Дмитрия Врубеля рассказывает и на вопросы отвечает.
    NADINE LOVE
    Ростов-на-Дону
  • Это был мой первый опыт взаимодействия с виртуальной реальностью; честно говоря, VR всегда меня пугал. Было очень интересно слушать Дмитрия, без него мне было бы страшно. Факт того, что художник является экскурсоводом на собственной выставке, и то, что принять участие в этом эксперименте могут все желающие, меня очень вдохновляет, потому что происходит избавление от стереотипов восприятия искусства и открытость к новым контактам и общению с разными людьми в разных уголках страны.
    СОФЬЯ ПЕТРОВА
    Москва
Гости из Ростовского vr-клуба ILLUSION — Quest House не постеснялись слегка «растрепанного» внешнего вида и поделились своими впечатлениями об экскурсии. Спонсор имиджа — VR-шлем:)
Наши участники
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности