СРЕДА ОБУЧЕНИЯ

Больше чем выставка: ТОП-5 экспозиций современного искусства XX века

Современное искусство все больше становится непосредственной частью нашей жизни. Сегодня стираются оставшиеся границы, мы перестаем быть просто зрителями, обретая статус участника, а порой и главного героя. Столкнуться с актуальными практиками можно фактически где угодно: мы давно уже не ограничены музейными пространствами и форматами. Тем не менее выставки продолжают пользоваться популярностью, ведь именно с их помощью в нашу повседневность маленькими шажками приходили новые форматы и художники, имена которых сейчас считаются эталонными. Сегодня мы предлагаем вспомнить выставки ХХ века, ставшие лакмусовыми бумажками витающих в обществе изменений.

Международная выставка новых реалистов

(International Exhibition of the New Realists/ New York, 1962)
Коллекционер и бизнесмен Сидни Дженис в 1962 году собрал в Нью-Йорке новаторские работы американских и европейских художников, чьи имена уже давно у нас на слуху. В экспозиции новых реалистов проекты Уэйна Тибо, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, а также Ричарда Линднера, Миммо Ротеллы и Ива Кляйна и других.

Выставка ознаменовала дебют значительного числа художников, которых нарекут творцами поп-арта, вызывавшего в те времена более чем очевидный протест: Роберт Мазервелл, Марк Ротко, Филипп Густон и Адольф Готлиб демонстративно покинули выставку, а Дженис вскоре стал ведущим арт-дилером искусства этого направления.
Рой Лихтенштейн
«Печеный картофель» (Backed potato)
«Поцелуй» (Kiss)
Энди Уорхол
«Тридцать две банки супа Кэмпбелл» (Campbell's Soup Cans)
Ив Кляйн
«Антропометрии» (Anthropometries of the Blue Period)
«Огонь Цвет» (Fire Painting)

Когда отношения становятся формой

(When Attitudes Become Form / Берн, 1969)
Одна из самых массовых и значимых выставок концептуалистов объединила в Бернском Кунстхалле 69 художников под кураторством Харальда Зеемана, который из-за спровоцированного скандала покинул пост директора выставочного пространства. Среди участников — Карл Андре, Джованни Ансельмо, Марио Мерц, Йозеф Бойс, Ева Гессе, Сол Левитт, Лоуренс Вайнер и другие.

Зрителя стремились познакомить не только с работами, но и с тем, что обычно остается за кадром: во главе угла не только финальный результат художественного мышления, но и самодостаточный творческий процесс, который становится методом взаимодействия художника и смотрящего. «Работы, концепции, процессы, ситуации, информация» — подзаголовок экспозиции говорит сам за себя. Создатели вышли за рамки стандартного понимания и стремились наладить далеко не только зрительный контакт. Выставка представлена сложным и самостоятельным художественным явлением.
Марио Мерц, Роберт Моррис, Барри Флэнаган и Брюс Науман
Джованни Ансельмо, Марио Мерц
Алигьеро Боэтти

Информация

(Information / Нью-Йорк, 1970)
Художники и кураторы продолжают искать новые форматы. Выставка Кинастона Мак-Шина в Нью-Йорке представила зрителям видео и инсталляции 100 американских и европейских художников, среди которых Вито Аккончи, Джефф Уолл, Роберт Смитсон и другие. Создатели намеревались продемонстрировать мощь новых технологий не только в качестве форматов и методов для работы художников, но и как способа влияния на массы.

«Как для художников, так и для их публики это стимулирующая и открытая история, и, конечно, менее ограниченная, чем даже пять лет назад. Художнику больше не обязательно быть в Париже или Нью-Йорке. Те, кто далек от „художественных центров“, вносят свой вклад проще, без часто искусственного протокола, который в свое время казался необходимым для признания», — писал Мак-Шин.

Не обошлось и без политики: на выставке представили открытый опрос о том, как семья Рокфеллеров действовала в отношении планов Никсона в Индокитае.

Волшебники мира

(Magiciens de la Terre / Париж,1989)
Также чуть смелее поднимается вопрос «европейскости» художника и его опыта. Так, Жан-Юбер Мартен в 1989 году отказывается от этноцентрических практик и демонстрирует миру, что внимания достойны работы не только западных авторов. Выставка в Центре Помпиду и Гранд-аль в равной степени объединила их с представителями других культур.

Проекты азиатских, африканских, австралийских и латиноамериканских авторов собраны идеей отрицания «100% выставок, игнорирующих 80% земли». Экспозиция стала попыткой показать Европе «невидимых» для нее ранее художников.

В экспозиции свои работы представили в том числе Сандей Джек Акпан, Марина Абрамович, Джек Вунувун, Илья Кабаков, Сени Камара, Деннис Адамс и другие.

сенсация

(Sensation / Лондон, Нью-Йорк, 1997)
Скандально известная выставка коллекционера Чарльза Саачи — катализатор интереса к группе Молодых британских художников (YBA), после чего закрепляется их популярность. Экспозиция вызвала колоссальную критику из-за портрета серийной убийцы Миры Хиндли, выполненного из отпечатков детских рук (работа Маркуса Харви), и проекта Криса Офили «Дева Мария» — с использованием слоновьего навоза для изображения святой.

«Нездоровая штука. Подобному место в психиатрической клинике, а не в музее, который финансируется и поддерживается нашим городом», — заявил действующий мэр Нью-Йорка Рудольфо Джулиани после представления работ в Бруклинском музее. Последовали требования лишить выставочную площадку финансирования.

Среди участников также Дэмьен Херст, Трейси Эмин, Марк Куинн, Алекс Хартли, Рэйчел Уайтрид и другие.
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности