Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
ИСКУССТВО В СРЕДЕ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
Советский андеграунд: дыхание запада
Говоря о советском искусстве, можно проследить две четкие параллельные линии, развивавшиеся стремительно, но совершенно в разных направлениях: официальное советское искусство и искусство неофициальное. Неофициальное называли по-разному: «нонконформизм», «советский ренессанс», «андеграунд», «альтернативное искусство»; такого рода творчество прославляло свободу, независимость и силу творческого духа — словом, все то, что не отвечало требованиям советского реализма.
ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ
1932 год
Первым толчком к разделению на «официальное» и «неофициальное» искусство можно считать 1932 год — именно тогда был учрежден Союз художников, который находился под пристальным вниманием и контролем власти. Изменения в политической, экономической структурах, а также социальные факторы и развивающиеся творческие контакты с Западом сильно влияли на творческих людей и давали начало новым течениям.
1 декабря 1962 года
Точкой отсчета новой эпохи официально считается событие, произошедшее 1 декабря 1962 года. Председатель министров СССР Никита Хрущев разгромил выставку художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже, приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников СССР.

На следующий день в газете «Правда» был опубликован доклад, положивший начало кампании против формализма и абстракционизма. Никита Хрущев потребовал, чтобы все участники выставки были исключены из Союза художников и из КПСС, но, как оказалось, ни там ни там почти никто не значился.

22 января 1974 года
22 января 1974 года — «Выставка двенадцати», организованная лидером Лианозовской группы Оскаром Рабином вместе с коллекционером Александром Глезером в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов. Выставка продлилась всего час и была закрыта сотрудниками КГБ.
15 сентября 1974 года
15 сентября 1974 года — «Бульдозерная выставка». Московские представители советского андеграунда организовали уличную презентацию своих картин в Беляеве в Битцевском парке. Яркий пример того, что с «несогласными» власть боролась как могла, — в ход пошли бульдозеры и поливочные машины.

Коллекционер Александр Глезер, который имел некоторые отношения с зарубежными журналистами, собрал у себя дома пресс-конференцию и рассказал о том, что произошло, западной прессе, чем прославил художников на весь мир.

Днем позднее нонконформисты написали коллективное письмо советскому правительству, с требованием санкционировать еще одну такую же выставку. Власти пошли на уступки и разрешили провести презентацию в Измайловском парке.

1932
29 сентября 1974 года — «Четыре часа свободы»: разрешенная властями выставка в Измайловском парке с участием работ более чем 40 художников длительностью 4 часа. Тысячи зрителей смогли стать очевидцами этого события, которое позже в западной прессе назовут «советским вудстоком».
1974 и 1975 годы
«Газаневщина», 1974 и 1975 годы, выставки художников-нонконформистов в ДК им. Газа и ДК «Невский» в Ленинграде. После длительных переговоров и угроз международного скандала после истории в Беляеве нонконформисты убедили власти разрешить провести выставку неофициального искусства в Ленинграде. Первая выставка длилась 4 дня: с 22 по 25 декабря 1974 года. Было представлено 52 художника и 220 художественных произведения. Чтобы увидеть это, посетители часами стояли в очереди.

Вторая выставка состоялась в сентябре 1975 года, на ней было творчество уже более 80 представителей ленинградского нонконформизма.
Конец 1975 года
Конец 1975 года — решением первого секретаря МГК КПСС В.В. Гришина был учрежден Московский горком художников-графиков на Малой Грузинской, 2.

Там же находился выставочный зал, где ежегодно вплоть до распада Советского Союза проводились весенние и осенние выставки живописи.

Это была однозначная победа советского неофициального искусства в борьбе с властью. Со временем секция стала делиться на группы, такие как «20 московских художников», «Мир живописи», «21 московский художник», «Мост», «18 московских художников». Особенно выделялась и пользовалась успехом «Двадцатка». 3 марта 1978 года прошла их первая собственная выставка.

Январь 1978 года
Январь 1978 года — первая официально разрешенная персональная выставка Евгения Михнова-Войтенко в ДК им. Ф. Дзержинского в Ленинграде, которая продлилась 10 дней.
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ
Евгений Кропивницкий
Художник и поэт, основатель Лианозовской группы. Кстати, именно за причастность к данному сообществу был исключен из Союза художников СССР и обвинен в формализме. Вместе со своей женой Ольгой Потаповой, сыном Львом Кропивницким, дочерью Валентиной и ее мужем Оскаром Рабиным организовал Лианозовскую школу, сыгравшую важную роль в формировании неофициального искусства советского времени, причем как живописи, так и поэзии.
Лев Кропивницкий
Сын Евгений Крапивницкого и Ольги Потаповой, также член Лианозовского кружка. В 1946 году был осужден на 10 лет лагерей. После реабилитации вернулся в Москву и учился в Строгановском училище у А. Дейнеки. Был одним из художников, принимавших участие в «Однодневной выставке», организованной А. Глезером. Участвовал также в зарубежных выставках.
Юрий Злотников
Первый абстракционист новой эпохи. Его искусство называют самым радикальным того времени. Будучи ярким представителем нонконформизма, Юрий Злотников не примыкал ни к одной творческой группировке. Увлекался математикой, механикой, инженерной психологией, что ярко проявилось в его творческих работах и сделало стиль уникальным и ни на кого не похожим.
Владимир Слепян
Родился в Праге, умер в Париже. Однако жил, учился и работал в СССР. В Москве учился в Первой художественной школе, где познакомился с Юрием Злотниковым. Во время учебы в Ленинградском государственном университете на факультете математики познакомился с Олегом Целковым, позже привез его работы в Москву и организовал первую его персональную выставку в квартире родителей. В 1956 году стал увлекаться абстрактной живописью. Позже эмигрировал в Польшу, затем во Францию.
Евгений Михнов-Войтенко
Абстракционист, представитель ленинградского нонконформизма. Был членом товарищества экспериментального изобразительного искусства. Работал в оригинальной технике спонтанной живописи, используя подвижный стол, меняющий угол наклона. Рисовал на мокром картоне и большими кистями, формировал композицию мастихином и шпателем. Был первым представителем советского андеграунда, которому разрешили провести персональную выставку в 1978 году.
Оскар Рабин
Работал в России и во Франции, лидер Лианозовской школы, организатор «Бульдозерной выставки», кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству». Пресса называла его картины депрессивными, обвиняла в подыгрывании буржуазным критикам социализма. В 1964nbsp;году он впервые выставляется за рубежом, в Лондоне.
Илья Кабаков
В 1941 году уехал с семьей в эвакуацию в Самарканд, где начал учиться в Художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (преподаватели и ученики тоже были эвакуированы в Самарканд). Позже учился в Суриковском институте у Б.А. Дехтерева. В конце восьмидесятых эмигрирует во Францию.

Его называют патриархом московского концептуализма и создателем особого жанра в искусстве — тотальных инсталляций, самым известным на Западе среди русских ныне живущих художников.
Анатолий Зверев
Авангардист и график, первый русский экспрессионист, по мнению коллекционера Георгия Костаки. В 1957 году экспонировался на выставке, приуроченной к VI Международному фестивалю молодежи и студентов, в 1959 году репродукции его картин взяли для страниц американского новостного журнала "Life". В 1961 году его работы приобретает Нью-Йоркский музей современного искусства.

Первая зарубежная персональная выставка состоялась в 1965 году в Париже. В Союзе при жизни художника состоялась лишь одна персональная выставка на Малой Грузинской в 1984 году.
Владимир Яковлев
Несмотря на разнообразие личностей и творческих особенностей художников эпохи нонконформизма, Яковлев на их фоне выделяется особенно. Стоит упомянуть, что большое влияние на его творчество оказал тот факт, что у художника были серьезные проблемы со зрением, а последние годы жизни он провел в психиатрических больницах.

В 1963 году прошла первая первая его официальная  Штейнбергом в музее Ф.М. Достоевского, длившаяся один день. Также Яковлев много выставлялся за рубежом. Большое влияние на него оказали Дж. Поллок и Пикассо.
Подготовила Екатерина Каменецкая
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности