СРЕДА ОБУЧЕНИЯ

Книжная полка. Современное искусство

Вне зависимости от того, в какой сфере современного искусства вы хотите работать, желательно ознакомиться с его историей и текстами, определяющими его облик. Начать можно со списка книг, подготовленных лидером Факультета современного искусства Арсением Жиляевым.
Розалинда Краусс, Хэл Фостер, Ив-Ален Буа, Бенджамин Х. Д. Бухло, Дэвид Джослит

Пожалуй, лучшая, а точнее, самая референтная на сегодняшний день история модернизма и его наследника — современного искусства. Авторы — редакторы авторитетного нью-йоркского журнала October. Очень удобная книга, которая не должна пугать своими размерами, способна ответить практически на любой запрос об искусстве. Каждый раздел рассказывает о ключевых событиях разных десятилетий и имеет перекрестные ссылки. Единственный минус издания — почти полное отсутствие российских художников: они упоминаются только в контексте исторического авангарда. Не в почете у авторов и главный отечественный теоретик культуры Б. Гройс, но это не должно отпугивать читателя. Хотим мы или нет, модель искусства после Второй мировой войны определялась за океаном. Даже критический сектор несет в себе следы идеологических войн второй половины XX века.
Брендон Тейлор

Книга британского искусствоведа Б. Тейлора может стать хорошим введением в текущую ситуацию современного искусства. В ней вы не найдете комментариев о последних биеннале, но поймете, что заставило их быть такими, какие они есть. С 1970-го по 2000 год мир переживал глобальные изменения, и они не могли не сказаться на развитии искусства. К счастью, повествование рассказывает обо всем важном, что происходило в это неспокойное время, на понятном языке, не сбиваясь на банальности или заумности. Стоит отметить и широту географического охвата, включающего и Африку, и страны бывшего СССР.
Екатерина Деготь

Принято считать, что история отечественного искусства XX века если и написана, то в спорной форме. Да, вы сможете найти несколько референтных книг по теме, но не более того. Екатерина Деготь — профессионал, мнению которого можно доверять. В монографии живым и понятным языком описаны основные вехи развития культурного производства: от провокаций дореволюционного авангарда до советского андеграунда и постконцептуального искусства конца XX века.
Андрей Ковалев

Андрей Ковалев по праву считается главным арт-критиком 1990-х годов, во многом благодаря его интересу к молодым московским художникам Анатолию Осмоловскому, Александру Бренеру и Олегу Кулику. Сначала Москва, затем Россия, а после и весь мир узнал об отечественном акционизме. Свои исследования А. Ковалев начинал с экспериментальной советской музеологии и творчества Алексея Федорова-Давыдова, чьи марксистские экспозиции лишь относительно недавно снова попали в фокус внимания актуального искусства. Чем бы ни интересовался автор «Книги перемен» он всегда предугадывает появление чего-то важного, а значит, следя за ним, вам будет гораздо проще понять расстановку сил в российском современном искусстве.

Кстати, А. Ковалев прочитает для наших студентов специальный курс.

Арсений Жиляев

История искусства — это не только история шедевров или имен, цен на аукционах или индексов цитирования. Во многом это история выставок и институций, стоявших за ними, которые, в свою очередь, неотделимы от философских и политических дебатов той или иной эпохи. Автор «Авангардной музеологии» поставил перед собой цель проследить траекторию трансформаций главного «хоста» актуального художественного производства в годы, когда уровень свободы позволял максимально далеко развернуть видимые горизонты искусства от конца XIX века до 1930-х годов. Книга разбита на разделы, каждый из которых представлен несколькими выставочными проектами, зачастую даже сегодня выглядящими радикально.
Борис Гройс

Сложно представить искусство XX века без Бориса Гройса. Именно ему мы обязаны появлением на свет «московского романтического концептуализма» и теоретическим обоснованием тотальных инсталляций Ильи Кабакова. Коммунистический постскриптум? Тоже к нему. Сталин и исторический авангард? Вне позиции, сформулированной в книге Gesamtkunstwerk Stalin, эти темы сегодня не обсуждаются. В последние годы Б. Гройс теоретизирует в основном на английском, а в сфере его внимания — интернет, новый материализм и русский космизм, но деятели культуры в России продолжают сверять часы по его книгам.
Hito Steyerl

Вероятно, если спросить человека, далекого от искусства, о самом влиятельном современном художнике — первым именем, которое придет ему на ум, будет Дэмьен Херст. Однако для большинства профессионалов это Хито Штейрль. Дело не только в ее экспериментальных фильмах-эссе, без которых не обходится ни одно уважающее себя крупное событие. Х. Штейрль обладает удивительной интеллектуальной интуицией. Так вышло, что именно сквозь призму ее текстов мы смотрим на трансформации в мире искусства, который, как известно из марксизма, является отражением реальности. Даже если реальность, если верить марксистам, более не поддается отражению. Если вы хотите начать ориентироваться в происходящем, без эссе Х. Штейрль вам не обойтись.
Эрнст Гомбрих

Эта книга — номер один для тех, кто хочет познакомиться с искусством. Написанная понятным языком и без специальной терминологии, работа Э. Гомбриха охватывает развитие творческой деятельности человека от образцов наскальной живописи до шедевров американского послевоенного авангарда. С момента своего появления в середине XX века «История искусства» претерпела множество переизданий и была переведена на многие языки, что доказывает ее неоспоримые преимущества. Единственный минус является одновременно и сознательной особенностью: ставя целью охватить все, книга описывает самое известное и главное. Лучше книги для первого знакомства с искусством не найти, но останавливаться только на ней ни в коем случае нельзя.
Джеймс Элкинс

Историк искусства и арт-критик Дж. Элкинс составил обзор преподавания искусства от античности до наших дней. Каждая глава рассматривает определенную проблематику художественного образования. Вы узнаете историю художественных учебных заведений от античности до Баухауса и методы преподавания искусства, познакомитесь с новыми форматами обсуждения и критическими разборами студенческих проектов.
Гильда Уильямс

Если увлекаетесь искусствоведческим анализом, этот понятный учебник — для вас. Г. Уильямс собрала в книге невероятное количество разнообразных текстов — от коротких записок до статей из академических журналов. Автор подробно разбирает распространенные ошибки и конкретные жанры: как писать рецензии, эссе, пресс-релизы и рекламные буклеты, не только основывая мнение на хрестоматийных текстах, но и цитируя практически незнакомых авторов.
Эдриан Джордж

Дебютная работа британского куратора, писателя и педагога Э. Джорджа станет настольной книгой для начинающих кураторов и полезным чтением для опытных коллег. Э. Джордж подробно разбирает алгоритм выставочного проекта — от идеи и оформления концепции до финисажа и осмысления проекта. «Справочник» поможет избежать распространенных ошибок и учесть модели организации выставок как на музейных, так и на независимых площадках.
Виктор Мизиано

Читателям не нужно представлять Виктора Мизиано, одного из самых известных кураторов современной России. Впервые он прочитал «Пять лекций» в Институте УНИК, переименованном в 2017 году в Высшую школу «Среда обучения». Книга представляет собой попытку описания и определения границ кураторской практики в контексте институциональной системы искусства, а также глобальных и локальных художественных практик.

Виктор Мизиано связывает появление фигуры куратора с радикальными изменениями, которые произошли в 1960-х — начале 1970-х годов, и считает, что куратор — не просто администратор или организатор выставки, но фигура игровая и артистическая.
Владимир Левашов

Фотографический и художественный критик и куратор современного искусства Владимир Левашов написал книгу об основных тенденциях в фотографии и провел параллели в развитии медиа в разных регионах мира. Вы встретите и десятилетия, когда главной темой фотографии была война, и художественные поиски тем и форм — начала XX века и современные. В каждом десятилетии В. Левашов отмечает некое новаторство, связанное и с развитием технологий, и с интересом к медиа.
Брайан О'Догерти

Брайан О'Догерти практически единолично сформировал американскую модернистскую художественную критику в 1970-х годах, работая в редакции журнала «Арт-форум». Книга составлена из трех провокационных эссе, опубликованных в 1976 году, и дополнена критическим текстом «Галерея как жест», вышедшим десятилетие спустя. О'Догерти рассматривает послевоенный кризис функционирования музеев и галерей и предполагает появление нового типа выставочного пространства — белого пространства, ждущего наполнения искусством.
Сара Торнтон

Захватывающий, но устаревший рассказ журналистки Сары Торнтон о семи днях внутри институций арт-бизнеса. Сара посещает аукцион, семинар по искусству, арт-ярмарку, вручение премии, редакцию журнала «Арт-форум», мастерскую тиражного художника и Венецианскую биеннале. События книги происходят между 2004 и 2008 годами и складываются из наблюдений журналистки и подробных интервью с представителями индустрии искусства.
Филип Хук

Британский искусствовед Филип Хук проработал в знаменитых аукционных домах больше сорока лет. Он предлагает читателям пройтись по закулисью арт-рынка. Полная анекдотов и иронии книга представляет собой подробный рассказ о ценообразовании и экспертизе предметов искусства. Не обошлось и без историй о нашумевших похищениях и подделках.
Сэм Филлипс

Исчерпывающий путеводитель по течениям, стилям и школам, которые определяют, что считается искусством. Редактор журнала Frieze, британский искусствовед Сэм Филиппс призывает разобраться в сложных словах и создает своего рода траекторию, по которой развивалась художественная практика современного искусства с конца XIX века до наших дней. Приятным дополнением является список ключевых фигур, работ и институций всего мира.
Франческо Бонами

Перед вами первая книга известного куратора и художественного критика Франческо Бонами, переведенная на русский язык. Иронично и провокативно автор разрушает представление о современном искусстве. Франческо Бонами предлагает взглянуть на искусство без предрассудков и объясняет, чем великий художник отличается от посредственного и почему работы некоторых из современных художников переоценены.
Не забывайте о виртуальной библиотеке издательства Института Гетти
Тут собраны 250 публикаций, самая ранняя из которых увидела свет в 1966 году. Среди книг вы найдете и каталоги с коллекцией Гетти, и переводные издания, а также тексты по истории искусства и сохранению культурного наследия.
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ