В этот же момент в XVIII веке, когда появляется широкий просвещенческий образовательный проект, начинает размываться граница между людьми образованными, которые до этого во все эпохи, начиная с античности, и в Средние века, и в Возрождение, формировали меньшинство, и городским мещанством, которое благодаря чтению, благодаря образованию начинает включаться в этот образовательный проект.
В результате появляется новая общественная категория: публика, которая еще в XVIII веке сохраняла иерархичность, была немножко такой разношерстной, но уже содержала в себе зачатки будущей демократичности, потому что состояла из бедных и богатых, потому что и бедные, и богатые, умея читать, могут читать одни и те же книги, из женщин и мужчин (для XVIII века они не всегда пересекались), из людей, принадлежащих к разным социальным кругам и сословиям. Собственно, это то, что сформировало потом наше демократическое общество.
И в этом формировании публики, в том числе как критического органа, потому что в XVIII веке именно публика становится арбитром в критике произведений искусства, начинают огромную роль играть французские салоны, которые начинают проводиться с 1664 года. Причем эти салоны становятся очень быстро, уже с 1673 года, публичными, то есть открытыми не только для обозрения короля и аристократии, но и для публики обычной. Причем вход туда был бесплатный. Вы понимаете, что когда у нас что-то появляется бесплатное, это прекрасно работает.
Необходимо добавить, что салоны положили начало современной системе выставочной репрезентации, которая также является очень важным составляющим современного художественного процесса, потому что для нас выставка — это самая, наверное, важная категория художественной жизни.
Начиная с 1737 года салоны, которые проходят не где-нибудь, а прямо в Лувре, превращаются в регулярные мероприятия, открытые, как я уже говорила, но это надо просто понять, не только для аристократии, но и для публики, простолюдинов. Ура великим идеям эпохи Просвещения!
Аристократы, надо сказать, пережили это тяжело, потому что от народа не так изысканно пахло, да и кошельки начали пропадать. Но тем не менее отныне любой желающий, хотя я думаю, что совсем уж оборванцев, конечно, не пускали, чтобы кошельки не пропадали, бесплатно мог попасть в Лувр, королевский дворец, — правда, король там не жил, — и посмотреть на достижения, как бы мы сегодня выразились, художественной индустрии.