Презентация итоговых
VR-проектов участников курса
Контекст,
рифмы
— и диалоги
Что это было
«Контекст, рифмы и диалоги» — это экспериментальный курс художника Дмитрия Врубеля, включающий вебинары в Zoom и художественную практику в виртуальных мастерских с использованием VR-очков.

За 24 занятия студенты научились работать в виртуальном пространстве и переводить в него реальные объекты, создавать VR-выставки и прототипы офлайн-экспозиций. Каждый студент реализовал проект, совместно с преподавателем разместил его в VR-среде и принял участие в коллективной выставке.
Автор курса
Дмитрий врубель
Художник, автор знаменитого граффити «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», написанного на Берлинской стене. Работы Дмитрия Врубеля хранятся в коллекциях Третьяковской галереи, ГЦСИ, Центра Помпиду в Париже, Национальной галереи Берлина.

С начала 2017 года Дмитрий вместе с Викторией Тимофеевой и Артемием Врубелем работает с технологией VR в группе VRTIM Team.
Итоговые работы участников
«Тонус нервной системы»
Альфия Шамсутдинова
Инсталляция «Тонус нервной системы» приглашает зрителя войти в различные исторические периоды через «тело эпохи» методом телесной эмпатии. Женские скульптуры, представленные в выставочном пространстве, относятся к разным временам: Венера Виллендорфская датируется 28 тысячелетием до нашей эры, Венера Милосская — 130 годом до нашей эры, «Красивая женщина в леопардовом купальнике позирует №237» выполнена в 2020 году.

Инсталляция приглашает совершить путешествие по эпохам, задействовав телесный интеллект зрителя: скопировать позу скульптуры, осанку, тонус взгляда, где это возможно. Возможно, минуя когнитивную составляющую и привычные феминистский, политический и прочие дискурсы, мы сможем узнать о нашей истории еще что-то, к чему невозможно прикоснуться через привычные анализаторы.
«Насекомость»
Анастасия Марковская
Данный проект — попытка отразить работу Босха «Сад земных наслаждений» через призму «насекомости». Для большинства из нас «насекомость» это завораживающая инаковость представителей этого почти незаметного потустороннего микрокосмоса. Жизнь насекомых — чужеродное присутствие, которое мы не можем ни ассимилировать, ни изгнать. Представители этого вида вызывают те же спазматические реакции, что и чудовищное, священное, инопланетное. Это реакция одновременного притяжения и отвращения.

Эта инсталляция — попытка проанализировать глубинные страхи и вернуть прежние, естественно-детские ощущения от жизни. Как приближение смерти заставляет человека ценить жизнь, так и страхи заставляют нас прочувствовать реальность.

Данная экспозиция состоит из видеоработы «VR Ева в Микрокосмосе», в которой автор переживает процесс возможного сосуществования с насекомыми, и инсталляции с гипертрофированными насекомыми, где зрителю предлагается виртуально коммуницировать с насекомыми, разглядывая их увеличенные тела, раскрашивая или передвигая.

Сможем ли мы через страх и отчуждение найти точки взаимодействия? Могут ли насекомые стать нашими компаньонами или они так и останутся представителями потустороннего и иного, чуждого нам мира?

«Супрематический портрет Казимира Малевича»
Артем Тарханов
В этой работе с помощью автореферентного приема создается канонический портрет Казимира Малевича — образ составляется из базовых супрематических работ художника.

Возможности VR-технологий позволяют воплотить эту идею на принципиально новом уровне, каждая из работ Малевича выполнена в своем настоящем размере и в максимальном качестве. Портрет преобразовывается в огромную
VR-инсталляцию, а тема масштаба и копирования позволяет задать вопрос о возникновении образа: как абстрактное переходит в узнаваемое?
«Юдифь с головой Олоферна»
Дарья Трубарова
Одни говорят, что вымышленные изображения жестокости со стороны женщин могут быть инструментом для привлечения внимания к реальным проблемам насилия. Другие говорят, что это противоречит идее отрицания насилия в принципе (пускай даже героиня позиционируется как защитница женщин).

Современная поп-культура культивирует образ женщины-воительницы. Сексуализация образов насилия и противопоставление их традиционным представлениям о «хрупкости» женщин порождает новую эстетику и новые мифы, в которых древние амазонки превращаются в неуязвимых киборгов, солдат и мутантов.
«Кухня»
Ксения Сидорова
«В проекте "Кухня" я рассматриваю биографию Нефертити как исторической личности и ее материального воплощения в виде бюста и совмещаю это с контекстом кухни как центра повседневной жизни, внутри которой выстраиваются мужские и женские взаимоотношения. В проекте я поднимаю вопрос о гендерных ролях, а также о воле к власти», — Ксения Сидорова.
«Мастерская Моне»
Павел Печёнкин
«Моя работа, посвященная серии работ Клода Моне "Руанский собор", позволяет зрителю ощутить себя на месте художника, наблюдающего за природными и погодными состояниями, которые легли в основу цветовых решений», — Павел Печёнкин.
«Красная конница»
Андрей Крюк
«...Я надеюсь, что детальное изучение работ, контекст и выстраивание диалога обеспечат глубокое погружение зрителя в проект. Зритель абсолютно свободен в своем выборе: куда идти, что и как смотреть, что делать, как выстраивать свой собственный диалог с размещенными работами в этом проекте. Можно искать, анализировать, свободно перемещать работы (серия пастелей — это как пазл), нажимать на все кнопки, включать и выключать видео, и, конечно, возможно, что в небе пролетит тот самый самолет...», — Андрей Крюк.
«Ночной дозор»
Ксения Кудасова
«Ночной дозор» — это одна из самых известных картин Рембрандта, которая попала в историю не только благодаря своей уникальной композиции и колориту, но и легендам, которые построены вокруг нее, о чем свидетельствуют фильмы и музыка, приведенные во втором зале. Одной из главных инноваций этого полотна было то, что автор вывел своих героев, заказавших этот групповой портрет, на улицу, что было крайне ново и смело для того времени. И именно тут начинается диалог с VR-проектом — эта картина тоже «освобождается» от уз музея и попадает на улицу в виде граффити на вагоне. А манифест русских футуристов поддерживает и ободряет своим стремлением к свободе искусства от любых оков и институций.

Зритель данной выставки является активным участником процесса деколонизации искусства, так как он может взять пишущий инструмент со стола и оставить свой след на вагоне или самой картине.
Body Horror of Samothrace
Даниил Таюров
VR-инсталляция переосмысляет знаменитую античную скульптуру «Ника Самофракийская» в жанре боди-хоррор. В этой сцене древняя статуя в виде гигантского 68-метрового чудовищного существа парит в открытом космосе в окружении армады космических кораблей. Сцена дополнена галереей изображений с культурными отсылками, послужившими источниками вдохновения для проекта.

Инсталляция проблематизирует культурную линию, находящую выражение в телесных модификациях, создании искусственных существ, исследовании отношений и границ живого и неживого. Стилистически работа обращается к феномену формирования и воспроизводства внутренних образов под воздействием медиумов массовой и поп-культуры.
«Три начала»
Ирина Федосеева
«В проекте Дмитрия Врубеля я начала работать над многоступенчатым пространством... А результатом оказались лишь описания и масса эскизов. Они и оказались любезно представлеными на стене в рамочке в общем VR-проекте в количестве двух штук», — Ирина Федосеева.
«Эпиметей» — новая
VR-мастерская в Среде обучения
Зимой 2021 года начнет работу программа «Эпиметей» — совместная виртуальная мастерская художника Арсения Жиляева и куратора Валентина Дьяконова.

Программа «Эпиметей» построена на идее переизобретения истории искусства — участники станут своего рода лаборантами, ответственными за производство прототипов художественных произведений, а также за интеграцию их в синтезируемые ведущими мастерской версии реальности.