Получить консультацию
Специалисты приемной комиссии расскажут про акции и ответят на ваши вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и получение сообщений от Среды обучения.
Презентация итоговых
VR-проектов участников курса
Контекст,
рифмы
— и диалоги
Что это было
«Контекст, рифмы и диалоги» — это экспериментальный курс художника Дмитрия Врубеля, включающий вебинары в Zoom и художественную практику в виртуальных мастерских с использованием VR-очков.

За 24 занятия студенты научились работать в виртуальном пространстве и переводить в него реальные объекты, создавать VR-выставки и прототипы офлайн-экспозиций. Каждый студент реализовал проект, совместно с преподавателем разместил его в VR-среде и принял участие в коллективной выставке.
Автор курса
Дмитрий врубель
Художник, автор знаменитого граффити «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», написанного на Берлинской стене. Работы Дмитрия Врубеля хранятся в коллекциях Третьяковской галереи, ГЦСИ, Центра Помпиду в Париже, Национальной галереи Берлина.

С начала 2017 года Дмитрий вместе с Викторией Тимофеевой и Артемием Врубелем работает с технологией VR в группе VRTIM Team.
Итоговые работы участников
«Тонус нервной системы»
Альфия Шамсутдинова
Инсталляция «Тонус нервной системы» приглашает зрителя войти в различные исторические периоды через «тело эпохи» методом телесной эмпатии. Женские скульптуры, представленные в выставочном пространстве, относятся к разным временам: Венера Виллендорфская датируется 28 тысячелетием до нашей эры, Венера Милосская — 130 годом до нашей эры, «Красивая женщина в леопардовом купальнике позирует №237» выполнена в 2020 году.

Инсталляция приглашает совершить путешествие по эпохам, задействовав телесный интеллект зрителя: скопировать позу скульптуры, осанку, тонус взгляда, где это возможно. Возможно, минуя когнитивную составляющую и привычные феминистский, политический и прочие дискурсы, мы сможем узнать о нашей истории еще что-то, к чему невозможно прикоснуться через привычные анализаторы.
«Насекомость»
Анастасия Марковская
Данный проект — попытка отразить работу Босха «Сад земных наслаждений» через призму «насекомости». Для большинства из нас «насекомость» это завораживающая инаковость представителей этого почти незаметного потустороннего микрокосмоса. Жизнь насекомых — чужеродное присутствие, которое мы не можем ни ассимилировать, ни изгнать. Представители этого вида вызывают те же спазматические реакции, что и чудовищное, священное, инопланетное. Это реакция одновременного притяжения и отвращения.

Эта инсталляция — попытка проанализировать глубинные страхи и вернуть прежние, естественно-детские ощущения от жизни. Как приближение смерти заставляет человека ценить жизнь, так и страхи заставляют нас прочувствовать реальность.

Данная экспозиция состоит из видеоработы «VR Ева в Микрокосмосе», в которой автор переживает процесс возможного сосуществования с насекомыми, и инсталляции с гипертрофированными насекомыми, где зрителю предлагается виртуально коммуницировать с насекомыми, разглядывая их увеличенные тела, раскрашивая или передвигая.

Сможем ли мы через страх и отчуждение найти точки взаимодействия? Могут ли насекомые стать нашими компаньонами или они так и останутся представителями потустороннего и иного, чуждого нам мира?

«Супрематический портрет Казимира Малевича»
Артем Тарханов
В этой работе с помощью автореферентного приема создается канонический портрет Казимира Малевича — образ составляется из базовых супрематических работ художника.

Возможности VR-технологий позволяют воплотить эту идею на принципиально новом уровне, каждая из работ Малевича выполнена в своем настоящем размере и в максимальном качестве. Портрет преобразовывается в огромную
VR-инсталляцию, а тема масштаба и копирования позволяет задать вопрос о возникновении образа: как абстрактное переходит в узнаваемое?
«Юдифь с головой Олоферна»
Дарья Трубарова
Одни говорят, что вымышленные изображения жестокости со стороны женщин могут быть инструментом для привлечения внимания к реальным проблемам насилия. Другие говорят, что это противоречит идее отрицания насилия в принципе (пускай даже героиня позиционируется как защитница женщин).

Современная поп-культура культивирует образ женщины-воительницы. Сексуализация образов насилия и противопоставление их традиционным представлениям о «хрупкости» женщин порождает новую эстетику и новые мифы, в которых древние амазонки превращаются в неуязвимых киборгов, солдат и мутантов.
«Кухня»
Ксения Сидорова
«В проекте "Кухня" я рассматриваю биографию Нефертити как исторической личности и ее материального воплощения в виде бюста и совмещаю это с контекстом кухни как центра повседневной жизни, внутри которой выстраиваются мужские и женские взаимоотношения. В проекте я поднимаю вопрос о гендерных ролях, а также о воле к власти», — Ксения Сидорова.
«Мастерская Моне»
Павел Печёнкин
«Моя работа, посвященная серии работ Клода Моне "Руанский собор", позволяет зрителю ощутить себя на месте художника, наблюдающего за природными и погодными состояниями, которые легли в основу цветовых решений», — Павел Печёнкин.
«Красная конница»
Андрей Крюк
«...Я надеюсь, что детальное изучение работ, контекст и выстраивание диалога обеспечат глубокое погружение зрителя в проект. Зритель абсолютно свободен в своем выборе: куда идти, что и как смотреть, что делать, как выстраивать свой собственный диалог с размещенными работами в этом проекте. Можно искать, анализировать, свободно перемещать работы (серия пастелей — это как пазл), нажимать на все кнопки, включать и выключать видео, и, конечно, возможно, что в небе пролетит тот самый самолет...», — Андрей Крюк.
«Ночной дозор»
Ксения Кудасова
«Ночной дозор» — это одна из самых известных картин Рембрандта, которая попала в историю не только благодаря своей уникальной композиции и колориту, но и легендам, которые построены вокруг нее, о чем свидетельствуют фильмы и музыка, приведенные во втором зале. Одной из главных инноваций этого полотна было то, что автор вывел своих героев, заказавших этот групповой портрет, на улицу, что было крайне ново и смело для того времени. И именно тут начинается диалог с VR-проектом — эта картина тоже «освобождается» от уз музея и попадает на улицу в виде граффити на вагоне. А манифест русских футуристов поддерживает и ободряет своим стремлением к свободе искусства от любых оков и институций.

Зритель данной выставки является активным участником процесса деколонизации искусства, так как он может взять пишущий инструмент со стола и оставить свой след на вагоне или самой картине.
Body Horror of Samothrace
Даниил Таюров
VR-инсталляция переосмысляет знаменитую античную скульптуру «Ника Самофракийская» в жанре боди-хоррор. В этой сцене древняя статуя в виде гигантского 68-метрового чудовищного существа парит в открытом космосе в окружении армады космических кораблей. Сцена дополнена галереей изображений с культурными отсылками, послужившими источниками вдохновения для проекта.

Инсталляция проблематизирует культурную линию, находящую выражение в телесных модификациях, создании искусственных существ, исследовании отношений и границ живого и неживого. Стилистически работа обращается к феномену формирования и воспроизводства внутренних образов под воздействием медиумов массовой и поп-культуры.
«Три начала»
Ирина Федосеева
«В проекте Дмитрия Врубеля я начала работать над многоступенчатым пространством... А результатом оказались лишь описания и масса эскизов. Они и оказались любезно представлеными на стене в рамочке в общем VR-проекте в количестве двух штук», — Ирина Федосеева.
«Эпиметей» — новая
VR-мастерская в Среде обучения
Зимой 2021 года начнет работу программа «Эпиметей» — совместная виртуальная мастерская художника Арсения Жиляева и куратора Валентина Дьяконова.

Программа «Эпиметей» построена на идее переизобретения истории искусства — участники станут своего рода лаборантами, ответственными за производство прототипов художественных произведений, а также за интеграцию их в синтезируемые ведущими мастерской версии реальности.
О целях курса
Во-первых, мне хотелось познакомить людей с VR-технологиями. Во-вторых, продемонстрировать, что VR — идеальный инструмент для художника. Он позволяет полностью не то что раскрепостить фантазию, но и материализовать любую задумку. Это удивительный опыт, который имеет настоящий результат — художник может воплотить любую фантазию и поделиться ей с людьми, которые рассмотрят ее снаружи и изнутри, «походят» по ней. Этот коммуникационный момент, я уверен, и есть самое главное, что дают VR-технологии.
О теме, с которой работали студенты
В программу курса входила не только работа над проектами: также студенты знакомились с историей мирового искусства и прослеживали связи, которые существуют между его наследием и современными работами художников. Весь курс строился на изучении взаимодействий искусства с историей, политикой, актуальной эстетикой. Задание было таким — сделать VR-проект, переработав одно или несколько классических музейных произведений. Поэтому работы связаны, например, с Нефертити, «Ночным дозором» Рембрандта или работами Малевича.
О качестве работ
Когда студенты только рассказывали о своих идеях, я уже понял, что из этого могут получиться проекты совершенно музейного уровня. Когда работы были завершены, я «заходил» в них и убеждался, что так и получилось. Это настоящие произведения искусства. Часто считается, что студенческие работы не идут в копилку настоящих проектов художника, а отправляются, грубо говоря, на помойку, так вот это точно не тот случай.
О трансграничности медиума и его связи с современностью
На курсе учились студенты из Москвы, Питера, Уфы, Казани, Магнитогорска. И это важная особенность VR — он трансграничен. Людям не нужно приходить в музей, чтобы увидеть работу. Большинство из нас никогда не увидят все ключевые произведения мирового искусства, но VR позволяет сделать и это. Работая с ним, ты чувствуешь, что делаешь что-то важное. А еще VR — это передовые технологии, полностью адекватные самому понятию «современное искусство».
Альфия Шамсутдинова — художник-перформер, психолог-танцетерапевт. Студентка мастерских Алины Гуткиной и Ивана Новикова в Среде обучения. Психологическое образование получила в Казанском Университете, также прошла обучение в Институте интегративной психологии и психотерапии в Москве и Институте холистического танца в Австрии.

Область художественного интереса Альфии лежит в попытке соотнесения телесности и технологий. Основные медиумы — перформанс и видеоперформанс. Участвовала в TEDx в Казани, международном фестивале буто в Тайланде, ArtFanFest в Санкт-Петербурге и других мероприятиях и выставках.
Анастасия Марковская — художница, родилась в Норильске, живет и работает в Москве. Участница самоорганизации «22» и Творческого союза художников России. Обучается на Факультете современного искусства с 2019 года — в мастерских Ивана Новикова и Николая Алексеева. Основные направления в практике: реализм, абстракция, смешанные техники. Как художница интересуется телесностью, постгуманизмом, нечеловеческими агентами, границами между живым и неживым. Работает с живописью и фотографией, объектами, бетоном, VR-пространством. Принимает участие в персональных и групповых выставках в России и за рубежом.
Артем Тарханов — художник, преимущественно работающий с видео, технологическими медиа и экспериментальным кино. Окончил факультет Робототехники и комплексной автоматизации МГТУ им. Н. Э. Баумана. Учится в мастерской Алексея Шульгина «Медиа и технологическое искусство» в Школе Родченко Онлайн.

В своих работах использует автореферентные приемы — отражения и симметрии, которые показывают закрытую сторону знания и технологий. Визуальный язык произведений выражается в минималистичной и строгой форме. Участвовал в групповых выставках и фестивалях, в том числе в ЦТИ «Фабрика» и культурном центре ЗИЛ (Москва), галерее Nunnery (Лондон), пространстве Zuecca Projects (Венеция), Гонконгском институте дизайна и фестивале Chromatic (Монреаль, Канада).
Дарья Трубарова — художница, дизайнер, арт-директор. Получила образование в области социальных наук, в данный момент учится в мастерской «Медиа и технологическое искусство» в Школе Родченко Онлайн. Принимала участие в работе Штаба городского самовыражения «Гаража» в рамках Триеннале российского современного искусства. Участвовала в коллективных выставках в креативном пространстве «Угол», ЦТИ «Фабрика».

В своих художественных проектах деконструирует корпоративный язык и рекламные образы, используя опыт работы над коммерческими проектами. Область интересов художницы включает работу с информационным полем, человеческой памятью, историческим контекстом. Использует различные цифровые медиумы для рефлексии об отношениях человека и технологий, а также человека и окружающей среды.
Ксения Сидорова — художник, работающий с фотографией, видео и инсталляцией. Училась в «ФотоДепартаменте», Школе современной фотографии «Докдокдок», Институте современного искусства Иосифа Бакштейна (ИСИ). Учится в Среде обучения. Участница международных выставок и фестивалей, таких как Krakow Photomonth Festival, Kassel Dummy Award и Batumi Photodays. Автор работ, опубликованных в изданиях PHmuseum, FK Magazine, FishEye Magazine, Colta.ru, Bird In Flight.

В своей практике исследует темы социализации и ресоциализации человека в реальном и виртуальном пространстве, интересуется как персональными и межличностными отношениями людей в социальной среде, так и самой средой, которая формирует их поведение.
Павел Печёнкин — художник, фотограф. В фотографии работает в стиле уличной съемки, интересуется городскими сюжетами, обитателями мегаполиса. Использует различные камеры, от цифровых до «Полароидов» 60-х. В фокусе интересов: современное мультимедийное искусство, диджитал- и сайнс-арт. Студент Факультета современного искусства Среды обучения, также проходил онлайн-курсы нью-йоркского Музея современного искусства (Postwar Abstract Painting, Modern Art & Ideas, Seeing Through Photographs).
Андрей Крюк — художник, родился в 1976 году. Открыл для себя увлечение изобразительным искусством в 12 лет, посещал клуб юных искусствоведов при ГМИИ имени Пушкина в Москве. В перестроечный период начал работать в нефтегазовой отрасли. В 2013 году получил степень магистра по управлению проектами в Университете Ливерпуля. За эти годы не оставил истинной страсти к искусству: в 2008-м создал частную коллекцию произведений, а после — прошел программу мастерской Авдея Тер-Оганьяна в Среде обучения.

В своих работах Андрей часто экспериментирует с медиумами, не ограничиваясь холстом и бумагой. Материалы — масло, акрил или акварель — как правило, выбирает интуитивно. Андрей анализирует тему влияния изменений на человека и восприятия им этих изменений, а также передает свое отношение к ним, вовлекая зрителя задуматься и провести свой собственный анализ.
Ксения Кудасова — художница, родилась в Туле, живет и работает в Химках. Получила образование по специальности «Дизайн одежды и обуви» (Московский техникум легкой промышленности, РГУ им. А. Н. Косыгина). Работает с мифологией и мемологией, изображая как выдуманных, так и реальных персонажей и их истории. Для усиления рифмоформы использует разные медиумы: живопись, цифровую живопись, графику, стрит-арт, мелкую пластику, перформанс.

Принимала участие в итальянской онлайн-резиденции nocefresca (Сардиния), в рамках которой создала проект Sardinian rural, посвященный моде острова. Участвовала в выставках в ММОМА, КЦ ЗИЛ , Зверевском центре современного искусства и Новой Третьяковке.
Даниил Таюров — медиахудожник, живет и работает в Екатеринбурге и Москве. Получил академическое образование в области промышленного дизайна в Уральском государственном архитектурно-художественном университете, стажировался в университете Хаддерсфилда (Великобритания), в настоящее время обучается в мастерской Алексея Шульгина «Медиа и технологическое искусство» в Школе Родченко. Работает в жанрах инсталляции со смешанными медиа, видеоарта, аудиовизуального перформанса. Его инсталляции были показаны в рамках фестивалей «Первый Луч» и BYOB (Ельцин Центр, Екатеринбург), «Не темно» (организатор — фонд «Культурный Транзит»), выступал в качестве перформера в планетариях и консерваториях. Проект «Излучение» вошел в лонглист конкурса Nova Art 2021.
Ирина Федосеева — художник, оформитель, педагог, сценограф. Работает в разных медиумах, сочетая художественные и реабилитационные практики. Художественное образование получила на художественно-графическом факультете МПГУ, в художественно-промышленном колледже и в МАХУ, в Школе Родченко и в мастерских сценографии С. М. Бархина в ГИТИС и Д. С. Курского в МПКиМ. Принимала участие в перформансах и хеппенингах в 80-90-х, представляла работы на выставках в галерее «Новая искренность», ЦТИ «Фабрика», «Новой Третьяковке» и других институциях.