СРЕДА ОБУЧЕНИЯ
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение sms-, email-сообщений и сообщений в мессенджерах от Высшей школы «Среда обучения»

«ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ»
Персональная виртуальная выставка
Константина Байдакова

О виртуальной галерее «Среда»

VR-галерея «Среда» — это выставочное пространство Факультета современного искусства Среды обучения, в котором мы показываем работы студентов. Каждые несколько месяцев в «Среде» проходит новая выставка.

Пространство представляет собой интерактивный заброшенный пляж, где зрителю предстоит рассматривать арт-объекты, загорать под двумя солнцами, слушать интервью с участниками и смотреть в морскую даль.

13 апреля в «Среде» прошла экскурсия по персональной выставке Константина Байдакова — художника, участника самоорганизации «22» и выпускника мастерской Арсения Жиляева.

Экскурсию провели кураторы проекта Арсений Жиляев и Екатерина Гусева, а также автор Константин Байдаков.

О выставке

«Выставка Константина Байдакова предлагает зрителю довольно необычный экзистенциальный опыт. Методологически она отвечает принципам, которые с легкой руки Анатолия Осмоловского называются в российском контексте нон-спектакулярным искусством. В качестве работ Байдаков предъявляет едва заметные объекты. В основном это фрагменты электрической сети: розетки, кабель-каналы, крышки монтажных коробок. Вещи технические, относящиеся к экспозиционной машинерии, обычно остающейся незаметной для зрителя. Вещи обычно незаметные, едва ли дотягивающие до того, чтобы в принципе считаться "вещами". Здесь они (насколько в принципе об этом можно говорить в случае с нон-спектакулярным искусством) выходят на передний план...
Подробнее
Но демонстрация выставочной инфраструктуры лишь первый, самый общий слой работы. Из комментариев художника становится понятно, что за каждым объектом в экспозиции стоит своя, довольно личная история. Так, две немного выпуклых окружности, расположенные под потолком на расстоянии нескольких метров друг от друга, называются "Приступ удушья". Это реди-мейды. Историю их обнаружения художник описывает так: "Эти два объекта находились между подъездом и моей мастерской, между публичным пространством и местом, где принято создавать возвышенное. Я регулярно проходил мимо по своим делам, но никогда не обращал на них внимания. Однажды, быстро поднявшись на шестой этаж, остановившись, я увидел их. В этот момент ощутив приступ удушья". Или розетка. По легенде, она была найдена в больнице, где Байдаков месяцами лежал в детстве с астмой.

Большая часть, казалось бы, нейтральных фрагментов материального фона повседневной жизни становятся для Байдакова контейнерами для воспоминаний о болезни, разлуке, детстве. Само название выставки, "Второе дыхание", используется художником схожим образом. Заезженная фраза, общее место, чаще всего пропускаемое мимо ушей, приобретает в контексте истории лечения в больнице от астмы тайный смысл и становится носителем надежды. Но, пожалуй, самая необычная особенность выставки заключается в том, что все представленные в экспозиции вещи являются лишь виртуальными аватарами. "Второе дыхание" не только прячет личные воспоминания о болезни, невозможность "первого дыхания", но и дает этим воспоминаниям шанс начать вечную жизнь в пространстве VR-галереи»

О художнике

Константин Байдаков
Художник, родился в 1980 году в Северодвинске Архангельской области. В 2006–2009 гг. проходил обучение в нескольких художественных студиях региона. Участник российских и международных выставок, с 2010 года член Союза Художников России. Выпускник художественной мастерской Арсения Жиляева (2020 год). Входит в состав независимой самоорганизации художников «22». Работает в различных медиа — таких, как скульптура, инсталляция, перформанс, видео. В своей практике фокусируется на вопросах, связанных со столкновением личного и социального. Живет и работает в Северодвинске.

Кураторы

Екатерина Гусева и Арсений Жиляев

VR-дизайн

VRTIM TEAM (Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева, Артемий Врубель)
Константин Байдаков
Художник, родился в 1980 году в Северодвинске Архангельской области. В 2006–2009 гг. проходил обучение в нескольких художественных студиях региона. Участник российских и международных выставок, с 2010 года член Союза Художников России. Выпускник художественной мастерской Арсения Жиляева (2020 год). Входит в состав независимой самоорганизации художников «22». Работает в различных медиа — таких, как скульптура, инсталляция, перформанс, видео. В своей практике фокусируется на вопросах, связанных со столкновением личного и социального. Живет и работает в Северодвинске.
Инна Гришечкина
Художница, родилась в 1985 году в городе Дорогобуже Смоленской области. Выпускница художественно-графического факультета Смоленского государственного университета (2008 год) и художественной мастерской Арсения Жиляева (2020 год). Принимала участие в летней арт-резиденции «Магма тайн» Ивана Горшкова в 2019 году. Как художница работает с темой полезного/бесполезного труда, темой ошибки и дисфункции, исследует отношения между текстом и изображением. Часто использует орнаменты. Регулярно участвует в выставках молодых художников, живет и работает в Санкт-Петербурге.
Ирина Гулякина
Художница, родилась в 1980 году в городе Клинцы Брянской области. После окончания МГТУ им. Баумана изучала графический дизайн, теорию и практику визуальных коммуникаций в Британской Высшей Школе Дизайна. В августе 2020 года защитила диплом по курсу «Современное искусство» в Среде обучения, пройдя мастерские Егора Кошелева, Николая Алексеева и Екатерины Коваленко. Продолжает обучение в мастерской Анастасии Потёмкиной. Участвовала в летней арт-резиденции «Магма тайн» Ивана Горшкова (2019 год), в сайт-специфик-выставке «Альтернативная реальность» в рамках проекта «Гуманитарный театр» фонда «Четверг» (2020 год).

Участница независимой самоорганизации художников «22». Совместно с художником Романом Коноваловым курировала первую выставку самоорганизации «Синтетические совпадения», а также участвовала в ней со своим художественным проектом. Провела сайт-специфичный перформанс «Захоронение», инициировала практику перформативных чтений.

В своих проектах художница обращается к текстам русской мысли начала ХХ века и современной постгуманистической теории; исследует тему еды, растений, тела человека. Ирина Гулякина работает с различными средствами художественного выражения: от формальных живописных до перформативных практик и создания инсталляций. Живет и работает в Москве.
Виктория Журавлёва
Художница, родилась, живет и работает в Воронеже. Академическое образование получила на кафедре архитектуры Воронежского архитектурно-строительного университета. В 2017-2018 гг. являлась слушательницей образовательной программы «Школа для художников» Воронежского центра современного искусства. В 2018–2020 гг. обучалась на Факультете современного искусства Среды обучения в мастерской Арсения Жиляева.

Участвовала в ряде выставок в Воронеже. Состоит в самоорганизации художников «22». В своих работах, прибегая к различным медиумам (скульптура, инсталляция, цифровая графика) проблематизирует антропоцентрическую оптику, поднимает вопросы идентичности, опосредованной симбиозом технологии и политики.
Роман Коновалов
Художник, работает в Москве. В процессе обучения на Факультете современного искусства в Среде обучения, выработал вектор художественной деятельности, обозначив его как «космо-футуризм». Концепция опирается на идеи философии русских космистов. Манифестируя свою деятельность, художник также планирует изучать биокосмизм за пределами поэзии биокосмистов начала XX века.

Был участником летней арт-резиденции «Магма тайн» Ивана Горшкова (2019 год), в 2018–2020 гг. обучался в художественной мастерской Арсения Жиляева. В 2020 году художественный проект Романа «На свету Пульсара» или «Космические уры и критика натуры» участвовал в групповой выставке в галерее «Ходынка» в Москве. Там же Роман прочитал лекцию на тему космо-футуризма. В конце 2020-го вместе с художниками сорганизовал в Москве независимую площадку современного искусства, мастерскую-галерею «22».
Ксения Рубан
Художница, родилась в 1995 году в городе Георгиевске Ставропольского края. Выпускница Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2017 год) и Факультета современного искусства Среды обучения (мастерские Егора Кошелева и Арсения Жиляева). Участвовала в летней арт-резиденции «Магма тайн» Ивана Горшкова (2019 год).

В своих работах исследует влечение к разрушающим явлениям: пластмассовые массы, стресс, бытовая химия, экологический кризис. Феномен патологического влечения и проживания. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Анастасия Сенозацкая
Критик, куратор. Участвует в кураторском проекте «Скрытый сад» (Hidden Garden). Выпускница ДПО РГГУ по направлению «Всеобщая история искусств» и Факультета современного искусства Среды обучения по направлениям «Кураторство» и «Арт-критика», работала в мастерских Валентина Дьяконова, Екатерины Лазаревой, Егора Софронова и Натальи Серковой.

Область исследования — российское современное искусство, в частности искусство нонконформистов, перформативное искусство и акционизм.
Алексей Фахрулин
Художник, родился в Ярославле. Выпускник художественной мастерской Арсения Жиляева (2020 год), участвовал в летней арт-резиденции «Магма тайн» Ивана Горшкова (2019 год).

В своих работах исследует деконструкцию человеческого через проявление пределов и пограничных состояний.
Светлана Шиланкова
Визуальный художник и психоаналитик из Москвы. Выпускница Санкт-Петербургскогоинститута кино и телевидения, Московского института психоанализа и Факультета современного искусства Среды обучения — работала в мастерских Арсения Жиляева, группировки ЗИП и Екатерины Коваленко.

Работает в смешанных медиа, объединяет тексты, цифровые изображения и объекты из керамики. Интересуется концептуальными стратегиями, которые имеют отношение к мифологии и утопическому мышлению, позволяющие выйти за пределы рациональности для формирования новых практик повседневности, жизни сообществ и производства пространств.
Елена Шмакова
Художница, родилась в Омске. Выпускница факультета искусств Омского государственного педагогического университета и факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. Также окончила школу современного искусства «Свободные мастерские» (2008–2013 гг.) и программу Факультета современного искусства Среды обучения в мастерских Егора Кошелева и Николая Алексеева в 2018–2020 гг. С октября 2020 года учится в художественной мастерской Арсения Жиляева.

Преподает в Art Modern School, ведет подкаст «Подкаст о вулканах», является резидентом самоорганизации художников «22». В своих проектах работает с наследием московского романтического концептуализма с особым вниманием к деятельности Дмитрия Александровича Пригова. Обращается к форме музейной коллекции, тематизации агентских отчетов, а также практикам изучения внеземных цивилизаций через массовую культуру и учения. Живет и работает в Переславле-Залесском.