СРЕДА ОБУЧЕНИЯ
Неудачная беллетристика: зачем учиться художественной критике?
24 февраля
в 19:00 (МСК)
Онлайн-дискуссия
24 февраля в 19:00 по московскому времени на Факультете современного искусства пройдет онлайн-дискуссия с художественными критиками, редакторами и искусствоведами: Иваном Стрельцовым, Егором Софроновым, Виктором Мизиано, Екатериной Лазаревой, Марией Чехонадских и Глебом Напреенко. Промодерируют встречу художник Арсений Жиляев и руководитель факультета Екатерина Никитина.
Участники поговорят о значении критического письма об искусстве и его месте в системе художественного производства. Остановятся на методологиях и инструментах современной критики, которая — в условиях практической неприменимости и невозможности оценки — вынуждена работать с распознанием исключений, противоречий и нереализованностей. Оторванные от прикладного смысла тексты об искусстве часто продолжают использовать академический язык, но на деле выходят из наукообразной теории в роль художественного средства или элемента вкуса. В этих обстоятельствах вопросы о целях и ценности критического письма встают особенно остро — ответы на них попробуют дать участники дискуссии.


Дискуссия будет интересна всем, кто пишет или хотел бы писать об искусстве, а также будущим абитуриентам мастерской Ивана Стрельцова и Егора Софронова «Ключи к новому настоящему».
Участники дискуссии
Иван Стрельцов
Редактор и художественный критик, сооснователь и главный редактор вебзина о современном искусстве Spectate (с 2018 по 2021 год). Публиковался в «Художественном журнале», бюллетене художественной критики «Термит», в издании aroundart.org и журнале ЦЭМ (V-A-C press). Сооснователь подкаста «Не-текст», ведущий телеграм-канала «Печень Ги Дебора».
Егор Софронов
Художественный критик. Редактор «Художественного журнала» и портала aroundart.org. Преподаватель института «База». В 2018–2020 годах — сооснователь и соведущий Лаборатории художественной критики в ЦСИ «Винзавод». В 2015–2017 годах научный сотрудник, координатор программы «Полевые исследования» выставочного отдела Музея современного искусства «Гараж». Окончил магистратуру по художественной критике и литературе в Школе изобразительных искусств (Нью-Йорк, 2014). Публиковался в печатных и онлайн-изданиях: aroundart.org, «Разногласия», «Искусство кино», «Художественный журнал» и других.
Виктор Мизиано
Кандидат искусствоведения. Основатель и главный редактор «Художественного журнала» и Manifesta Journal. Journal of Contemporary Curatorship (издается в Амстердаме). Куратор проектов на международных биеннале в Стамбуле (1992), Роттердаме (1996), Валенсии (2001), Сан-Паулу (2002, 2004), Венеции (1995, 1997, 2003, 2005, 2007, 2015). В 2007 году осуществил проект «Прогрессивная ностальгия. Искусство стран бывшего СССР» — выставка показывалась в Таллинне, Прато, Афинах, Хельсинки. Сейчас работает над многоэтапным проектом «Удел человеческий». Автор статей, каталогов и книг «”Другой” и разные», «Пять лекций о кураторстве» и других. Почетный профессор Университета им. Алвара Аалто (Хельсинки).
Екатерина Лазарева
Кандидат искусствоведения, художник, куратор, исследователь русского и зарубежного искусства ХХ–XXI веков. Доцент кафедры Теории и истории искусства РГГУ. Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Главный редактор сайта Futurism.ru.
Мария Чехонадских
Философ, автор текстов о современном искусстве, советском теоретическом и художественном наследии. С 2018 года преподает теорию и философию в Центральном колледже искусства и дизайна имени Святого Мартина (Лондон). В 2019–2021 гг. — старший научный сотрудник и стипендиат Макса Хейворда в Колледже Святого Антония Оксфордского университета. В рамках стипендии Макса Хейворда работала над своей книгой «Советские эпистемологии и Александр Богданов: трансформация знания после Октябрьской революции» (выходит в издательстве Palgrave Macmillan в 2023-м). Защитила диссертацию (PhD) в Центре исследований современной европейской философии (Кингстонский университет под руководством Питера Озборна) в 2017 году. Ее тексты публиковались в «Художественном журнале», e-flux, Radical Philosophy и ряде академических изданий.
Глеб Напреенко
Психоаналитик, член психоаналитических сообществ NLS и AMP. Историк искусства, автор текстов и редактор, лектор. В 2017 году был главным редактором журнала «Разногласия», а в 2018-м — соавтором книги «Эпизоды модернизма. От истоков до кризиса». В качестве автора сотрудничал с Colta, «Артхроникой» «Художественным журналом», «Диалогом искусств» и другими изданиями.
Арсений Жиляев
Художник. В своих проектах обращается к наследию советской музеологии, а также интерпретации музея в философии русского космизма. Работы Арсения Жиляева показывались на биеннале в Кванджу, Ливерпуле, Лионе, Марселе и Люблянской триеннале, а также на выставках в Центре Помпиду в Париже, де Аппель в Амстердаме; HKW в Берлине. Редактор антологии «Авангардная музеология», лауреат российских премий в области современного искусства. Выступал с лекциями и мастер-классами в MoMA, Brooklyn Museum, Bard Graduate Center, CUNY (Нью Йорк), Tate Modern, Whitechapel (Лондон), Princeton University (Нью-Джерси), МГУ, РГГУ, ВШЭ (Москва).
Екатерина Никитина
Руководитель Факультета современного искусства в Среде обучения. Ph.D. по литературоведению (Силезский университет), участник исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель международной магистерской программы по Art&Science Университета ИТМО.
О мастерской
«Ключи к новому настоящему»

Мастерская — эксперимент по созданию и управлению редакцией издания об искусстве. Участники не скованы жанрами и конкретными заданиями от ведущих: вместо этого они сами пишут, редактируют, заказывают тексты — так, как в настоящих медиа. Также программа включает шесть исследовательских «ключей» — блоков с теорией и практикой. Обучение начнется весной, но подать заявку и приступить к вводной программе можно уже сейчас.
Как присоединиться к дискуссии
Зарегистрируйтесь, и мы пришлем ссылку на трансляцию и напоминание перед встречей.