});
Онлайн-обучение в мастерской художественной критики. Занятия проходят в реальном времени.

Ключи к новому настоящему

Мастерская Ивана Стрельцова и Егора Софронова

Ведущие о мастерской
«Мастерская посвящена исследованиям и письму в искусстве. Мы — Иван Стрельцов и Егор Софронов — не стремимся в очередной раз пересказать теорию, но хотим поделиться инструментами, помочь вам стать ловцами идей, находок и открытий. Вместе с вами мы будем изучать архивы, много читать, участвовать в издательской работе, редактировать, обсуждать не только искусство, но и тексты друг друга.

При этом мы не ставим своей целью научить вас писать исключительно рецензии, но постараемся помочь с применением различных методологий в своей практике: в беседе или интервью, художественном произведении, видеоэссе, исследовательской работе, выставке и в любой другой ситуации, которую только можно представить».
Кому подойдет программа
Мастерская подойдет тем, кто хочет научиться не только писать рецензии, курировать или создавать современное искусство, но и аргументированно излагать свою позицию и постоянно совершенствоваться как исследователь.
Как проходит обучение
Главный принцип мастерской — эксперимент по созданию и ведению медиа. Уже на первых встречах участники программы сформируют редакцию и на протяжении трех семестров будут ей руководить, редактировать и выпускать тексты, принимая все решения самостоятельно. Материалы будут публиковаться на специальной платформе Среды обучения и поддерживаться дружественными изданиями: aroundart.org, «Крапивой» и «Сигмой».

План минимум: один проект в месяц. Это могут быть публичные дискуссии, выставки или публикации, цитатники, подборки, подкасты, переводы, послания и другие форматы.

Также программа основывается на шести исследовательских «ключах», содержащих теорию и практику. Ведущие предлагают открывать в семестр по два исследовательских ключа, которые преломляются через три периода — современность, исторический авангард и истоки.
Принципы мастерской
Так как текст — основа любой практики, выставки, дебатов или выступлений, студенты будут работать в разных форматах.
1
Текст существует как некоторый итог совместного обсуждения, взаимопроникновения контекстов. Поэтому участники программы будут обращать внимание на то, чем занимаются другие мастерские факультета, и придумывать коллаборации.
2
3
Участники не просто будут обсуждать конкретные эпизоды современного искусства, но и учиться методологии исследования. Полученные навыки помогут сделать больше, чем просто обзор выставки — написать эссе, запустить подкаст, провести интервью или организовать дискуссию.
Курс нацелен на то, чтобы каждый участник стал полностью самостоятельным исследователем. Поэтому студенты смогут публиковаться, участвовать в выставках, проводить мероприятия, устраивать дебаты и сами принимать решения по работе редакции.
4
Мультимедийность
Коллаборативность
Исследовательская основа
Самостоятельность
Ведущие мастерской
Иван Стрельцов
Редактор и художественный критик, сооснователь и главный редактор вебзина о современном искусстве Spectate (с 2018 по 2021 год). Публиковался в «Художественном журнале», бюллетене художественной критики «Термит», в издании aroundart.org и журнале ЦЭМ (V-A-C press). Сооснователь подкаста «Не-текст», ведущий телеграм-канала «Печень Ги Дебора». Живет и работает в Москве.
Егор Софронов
Художественный критик. Редактор «Художественного журнала» с 2016 и портала aroundart.org с 2020 года. Преподаватель института «База» с 2017 года. В 2018–2020 годах — сооснователь и соведущий Лаборатории художественной критики в ЦСИ «Винзавод». В 2015–2017 годах научный сотрудник, координатор программы «Полевые исследования» выставочного отдела Музея современного искусства «Гараж». Окончил магистратуру по художественной критике и литературе в Школе изобразительных искусств (Нью-Йорк, 2014). Публиковался в печатных и онлайн-изданиях: aroundart.org, «Разногласия», «Искусство кино», «Художественный журнал» и других. Сооснователь междисциплинарного коллектива «Союз выздоравливающих» c 2014 года. Колониальный субальтерн, родившийся в 1989 году в Якутии. Живет в Москве.
Почему «новое настоящее»?
Одним из «вдохновений» для ведущих мастерской послужил исторический опыт советского авангардного журнала «Настоящее», который издавался в Новосибирске с 1928 по 1930 год и следовал повестке «литературы факта» — принципам изложения действительности без участия вымысла. Редакция «Настоящего» выстроила сеть корреспондентов, объединила выдающихся сибирских, а также известных советских авторов — Сергея Третьякова, Давида Бурлюка и других. «Настоященцы» отрицали явственную близость с выходившим в 1920-х журналом «Новый ЛЕФ» и развивали собственную интерпретацию «литературы факта» как программы, рассматривающей производство текста как силу, приближающую появление коммунистического устройства общественных отношений.

Участники мастерской же будут опираться не только на традиции и ценностные установки исторического авангарда, но и на конкретный архивный материал. Так, работники новосибирского центра культуры ЦК19, Ангелина Бурлюк и Петр Жеребцов, предоставили мастерской архив журнала «Настоящее» — студенты будут работать с ним на семинарах и использовать его в своих исследованиях. Также участники смогут предложить свои тексты для публикации на платформе «Настоящее», цель которой — углубить и разобрать круг тем одноименного издания и сделать проблемные высказывания доступными аудитории.
Программа
Программа состоит из блоков — «ключей», каждый из которых длится три месяца и содержит шесть занятий.
Ключ №1. Сообщность 90 лет спустя с основания журнала «Настоящее»
Группа займется исследованием того, как письмо об искусстве рождается из коллективных и сообщнических практик и чем отличается авангардная коллективность от современных сообществ — художественных, исследовательских или философских.
Ключ №2. Одиночество: письмо самости и автобиография как критика
Сегодня саморефлексивность самости после психоанализа возвращается как письмо травмы — критическое, политическое и эстетически новаторское. Группа постарается выяснить, какие ресурсы для художественной работы могут дать подобные источники.
Ключ №3. Блуждания вовне и внутри белого куба
Группа займется исследованием того, как пересекаются заметки путешественника с рецензией на выставку, как описывать места и замечать их различия.
Ключ №4. Глоссы: перевод, деконструкция, языки — филология и критика
Студенты обратятся к сравнительному литературоведению и сконцентрируются на задаче переводчика, затронут природу речи как рождающейся в переводе и обсудят тексты Эмили Аптер, Лоуренса Абу Хамдана, Эмиля Бенвениста, Дэниела Хеллера-Розена и других авторов.
Ключ №5. Ныряние в архив
Участники узнают, почему нужно работать с архивом, как этот инструмент меняет художественную практику и контекст современного искусства.
Ключ №6. Психея смотрит на абсолютное знание: душевное расстройство, Другой и толкование
Студенты будут искать ответы на вопросы: возможен ли универсальный критический инструментарий анализа через чуткость к движению души и к превратностям значения, через взгляд на Другого(ую)? Что будет значить метода, вбирающая основоположность раскола, вытеснения и амбивалентности?
Студенты общаются с преподавателями
Занятия проходят онлайн
Участники управляют медиа и публикуют материалы
Студенты постоянно практикуются
Записи хранятся на учебном сайте
Занятия
не удаляются
Работу группы «подсвечивают» профильные медиа
Проекты поддерживаются изданиями
Занятия не удаляются
Партнеры
Формы обучения
Мастерскую рекомендуется проходить вместе с программой «Практики современного искусства».
10 000 руб. в месяц
60 000 руб за семестр
Прохождение программы «Ключи к новому настоящему»
Мастерская
13 333 руб. в месяц
80 000 руб за семестр
Обучение, включающее работу в мастерской и прохождение нескольких десятков курсов о современном искусстве.
Мастерская + Практики современного искусства
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРОГРАММУ →
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРОГРАММУ →
идет набор
Вы можете вернуть 13% через налоговый вычет. Спросите об этом специалиста приемной комиссии.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение сообщений от Среды обучения.