Онлайн-обучение в мастерской художественной критики. Занятия проходят в реальном времени.

Ключи к новому настоящему

Мастерская Ивана Стрельцова и Егора Софронова

Ведущие о мастерской
«Мастерская посвящена исследованиям и письму в искусстве. Мы — Иван Стрельцов и Егор Софронов — не стремимся в очередной раз пересказать теорию, но хотим поделиться инструментами, помочь вам стать ловцами идей, находок и открытий. Вместе с вами мы будем изучать архивы, много читать, участвовать в издательской работе, редактировать, обсуждать не только искусство, но и тексты друг друга.

При этом мы не ставим своей целью научить вас писать исключительно рецензии, но постараемся помочь с применением различных методологий в своей практике: в беседе или интервью, художественном произведении, видеоэссе, исследовательской работе, выставке и в любой другой ситуации, которую только можно представить».
Кому подойдет программа
Мастерская подойдет тем, кто хочет научиться не только писать рецензии, курировать или создавать современное искусство, но и аргументированно излагать свою позицию и постоянно совершенствоваться как исследователь.
Как проходит обучение
Главный принцип мастерской — эксперимент по созданию и ведению медиа. Уже на первых встречах участники программы сформируют редакцию и на протяжении трех семестров будут ей руководить, редактировать и выпускать тексты, принимая все решения самостоятельно. Материалы будут публиковаться на специальной платформе Среды обучения и поддерживаться дружественными изданиями: aroundart.org, «Крапивой» и «Сигмой».

План минимум: один проект в месяц. Это могут быть публичные дискуссии, выставки или публикации, цитатники, подборки, подкасты, переводы, послания и другие форматы.

Также программа основывается на шести исследовательских «ключах», содержащих теорию и практику. Ведущие предлагают открывать в семестр по два исследовательских ключа, которые преломляются через три периода — современность, исторический авангард и истоки.
Принципы мастерской
1
Так как текст — основа любой практики, выставки, дебатов или выступлений, студенты будут работать в разных форматах.
2
Текст существует как некоторый итог совместного обсуждения, взаимопроникновения контекстов. Поэтому участники программы будут обращать внимание на то, чем занимаются другие мастерские факультета, и придумывать коллаборации.
4
Курс нацелен на то, чтобы каждый участник стал полностью самостоятельным исследователем. Поэтому студенты смогут публиковаться, участвовать в выставках, проводить мероприятия, устраивать дебаты и сами принимать решения по работе редакции.
Участники не просто будут обсуждать конкретные эпизоды современного искусства, но и учиться методологии исследования. Полученные навыки помогут сделать больше, чем просто обзор выставки — написать эссе, запустить подкаст, провести интервью или организовать дискуссию.
3
Мультимедийность
Коллаборативность
Исследовательская основа
Самостоятельность
Ведущие мастерской
Иван Стрельцов
Редактор и художественный критик, сооснователь и главный редактор вебзина о современном искусстве Spectate (с 2018 по 2021 год). Публиковался в «Художественном журнале», бюллетене художественной критики «Термит», в издании aroundart.org и журнале ЦЭМ (V-A-C press). Сооснователь подкаста «Не-текст», ведущий телеграм-канала «Печень Ги Дебора». Живет и работает в Москве.
Егор Софронов
Художественный критик. Редактор «Художественного журнала» с 2016 и портала aroundart.org с 2020 года. Преподаватель института «База» с 2017 года. В 2018–2020 годах — сооснователь и соведущий Лаборатории художественной критики в ЦСИ «Винзавод». В 2015–2017 годах научный сотрудник, координатор программы «Полевые исследования» выставочного отдела Музея современного искусства «Гараж». Окончил магистратуру по художественной критике и литературе в Школе изобразительных искусств (Нью-Йорк, 2014). Публиковался в печатных и онлайн-изданиях: aroundart.org, «Разногласия», «Искусство кино», «Художественный журнал» и других. Сооснователь междисциплинарного коллектива «Союз выздоравливающих» c 2014 года. Колониальный субальтерн, родившийся в 1989 году в Якутии. Живет в Москве.
Почему «новое настоящее»?
Одним из «вдохновений» для ведущих мастерской послужил исторический опыт советского авангардного журнала «Настоящее», который издавался в Новосибирске с 1928 по 1930 год и следовал повестке «литературы факта» — принципам изложения действительности без участия вымысла. Редакция «Настоящего» выстроила сеть корреспондентов, объединила выдающихся сибирских, а также известных советских авторов — Сергея Третьякова, Давида Бурлюка и других. «Настоященцы» отрицали явственную близость с выходившим в 1920-х журналом «Новый ЛЕФ» и развивали собственную интерпретацию «литературы факта» как программы, рассматривающей производство текста как силу, приближающую появление коммунистического устройства общественных отношений.

Участники мастерской же будут опираться не только на традиции и ценностные установки исторического авангарда, но и на конкретный архивный материал. Так, работники новосибирского центра культуры ЦК19, Ангелина Бурлюк и Петр Жеребцов, предоставили мастерской архив журнала «Настоящее» — студенты будут работать с ним на семинарах и использовать его в своих исследованиях. Также участники смогут предложить свои тексты для публикации на платформе «Настоящее», цель которой — углубить и разобрать круг тем одноименного издания и сделать проблемные высказывания доступными аудитории.
Программа
Программа состоит из блоков — «ключей», каждый из которых длится три месяца и содержит шесть занятий.
Ключ №1. Сообщность 90 лет спустя с основания журнала «Настоящее»
Группа займется исследованием того, как письмо об искусстве рождается из коллективных и сообщнических практик и чем отличается авангардная коллективность от современных сообществ — художественных, исследовательских или философских.
Ключ №2. Одиночество: письмо самости и автобиография как критика
Сегодня саморефлексивность самости после психоанализа возвращается как письмо травмы — критическое, политическое и эстетически новаторское. Группа постарается выяснить, какие ресурсы для художественной работы могут дать подобные источники.
Ключ №3. Блуждания вовне и внутри белого куба
Группа займется исследованием того, как пересекаются заметки путешественника с рецензией на выставку, как описывать места и замечать их различия.
Ключ №4. Глоссы: перевод, деконструкция, языки — филология и критика
Студенты обратятся к сравнительному литературоведению и сконцентрируются на задаче переводчика, затронут природу речи как рождающейся в переводе и обсудят тексты Эмили Аптер, Лоуренса Абу Хамдана, Эмиля Бенвениста, Дэниела Хеллера-Розена и других авторов.
Ключ №5. Ныряние в архив
Участники узнают, почему нужно работать с архивом, как этот инструмент меняет художественную практику и контекст современного искусства.
Ключ №6. Психея смотрит на абсолютное знание: душевное расстройство, Другой и толкование
Студенты будут искать ответы на вопросы: возможен ли универсальный критический инструментарий анализа через чуткость к движению души и к превратностям значения, через взгляд на Другого(ую)? Что будет значить метода, вбирающая основоположность раскола, вытеснения и амбивалентности?
Занятия проходят онлайн
Студенты общаются с преподавателями
Студенты постоянно практикуются
Участники управляют медиа и публикуют материалы
Занятия
не удаляются
Записи хранятся на учебном сайте
Проекты поддерживаются изданиями
Работу группы «подсвечивают» профильные медиа
Занятия не удаляются
Партнеры
Формы обучения
Мастерскую рекомендуется проходить вместе с программой «Практики современного искусства».
10 000 руб. в месяц
60 000 руб за семестр
Прохождение программы «Ключи к новому настоящему»
Мастерская
13 333 руб. в месяц
80 000 руб за семестр
Обучение, включающее работу в мастерской и прохождение нескольких десятков курсов о современном искусстве.
Мастерская + Практики современного искусства
идет набор
Вы можете вернуть 13% через налоговый вычет. Спросите об этом специалиста приемной комиссии.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение сообщений от Среды обучения.
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРОГРАММУ →
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРОГРАММУ →