— Я думаю, что нет. У меня ощущение, что я это говорил в основном в контексте обсуждения фильма и видео, о том, что все время происходит замедление движения в фильме, движения в видео. Здесь происходит сдвиг в сторону от, скажем, демонстрации какого-то действия, которое происходит на экране, в качестве имеющего четкие начало и конец, к его процессуальной интерпретации, то есть все движется настолько медленно, что ты забываешь о начале, уже не ждешь конца, а просто следишь за самим движением. Вот эта вот процессуальность искусства — это то, что я имел в виду.
Картину, напротив, можно охватить одним взглядом, а скульптуру — быстро обойти вокруг. Конечно, вы можете потом пуститься во всякие интерпретации, но это уже не визуальная деятельность, а интеллектуальная. Когда я говорил о замедлении искусства, я имел в виду как раз переключение на длительные, процессуальные формы искусства, какие-то проекты, которые, может быть, длятся годами, какие-то очень медленные формы функционирования того, что мы называем пространством искусства. Например, Риркрит Тиравания завел какую-то экологическую ферму, и это очень длительный проект, потому что все долго растет. Такие вещи я скорее имел в виду, нежели традиционное искусство. Оно как раз быстро схватывается. И в этом ответ на ваш второй вопрос. Традиционные формы будут всегда присутствовать, потому что мы живем в мире, в котором хотим быстро что-то увидеть, и увидеть с начала до конца. Чем хороша традиционная выставка? Тем, что вы можете пройти ее очень быстро, вы очень быстро схватываете, что на ней находится. Обычно взгляд задерживается только на видео, если оно интегрируется в современное выставочное пространство.