СРЕДА ОБУЧЕНИЯ
«Принципы лучшего мира»: солидарность и опыт Manifesta 13
Онлайн-дискуссия с художниками, куратором и теоретиком
О дискуссии
2020 год был сложным для всех культурных институций, и за это время мы успели понять, что искусство — естественным образом остается жизненно важным полем высказывания и рефлексии, без которого локальные и мировые сообщества не могут двигаться дальше и справляться с последствиям иммунологического кризиса своих институтов и систем. Кризис, о котором речь, имеет глубокую связь с тревожными событиями последних десятилетий — климатическими изменениями, зоонозными инфекциями, войнами, тоталитарными режимами и протестами. Сегодня, находясь в состоянии «принуждения к дому», посещая выставки, создавая искусство и теории в условиях различных ограничений, мы вынуждены заново обживать привычные пространства и, сохраняя физическую и политическую дистанцию, переизобретать базовые принципы солидарности друг с другом, и, прежде всего, с другим — расово, этнически, гендерно, видово и т.д. В текущих условиях сам вопрос о будущем реактуализируется и требует новых историй о природе и культуре, а также иммунологической обусловленности всех форм жизни и организаций, наполняющих планету.
Вместе с куратором Катериной Чучалиной, художниками Арсением Жиляевым и Анастасией Потемкиной, теоретиком Екатериной Никитиной мы обсудили множественность концепций различных «будущих» в современном искусстве и поговорим об опыте номадической биеннале Manifesta 13 — одной из первых глобальных международных выставок, которая случилась после ослабления режима пандемии. В рамках дискуссии мы также попробовали проанализировать, почему нам нужны иные способы говорения и новые сценарии для проживания повседневного опыта в изменившемся мире.
2020 год был сложным для всех культурных институций, и за это время мы успели понять, что искусство — естественным образом остается жизненно важным полем высказывания и рефлексии, без которого локальные и мировые сообщества не могут двигаться дальше и справляться с последствиям иммунологического кризиса своих институтов и систем. Кризис, о котором речь, имеет глубокую связь с тревожными событиями последних десятилетий — климатическими изменениями, зоонозными инфекциями, войнами, тоталитарными режимами и протестами. Сегодня, находясь в состоянии «принуждения к дому», посещая выставки, создавая искусство и теории в условиях различных ограничений, мы вынуждены заново обживать привычные пространства и, сохраняя физическую и политическую дистанцию, переизобретать базовые принципы солидарности друг с другом, и, прежде всего, с другим — расово, этнически, гендерно, видово и т.д. В текущих условиях сам вопрос о будущем реактуализируется и требует новых историй о природе и культуре, а также иммунологической обусловленности всех форм жизни и организаций, наполняющих планету.
Вместе с куратором Катериной Чучалиной, художниками Арсением Жиляевым и Анастасией Потемкиной, теоретиком Екатериной Никитиной мы обсудили множественность концепций различных «будущих» в современном искусстве и поговорим об опыте номадической биеннале Manifesta 13 — одной из первых глобальных международных выставок, которая случилась после ослабления режима пандемии. В рамках дискуссии мы также попробовали проанализировать, почему нам нужны иные способы говорения и новые сценарии для проживания повседневного опыта в изменившемся мире.
Участники дискуссии
  • Арсений Жиляев
    Художник, лидер Факультета современного искусства Среды обучения и ведущий одной из художественных мастерских. В своих работах обращается к наследию советской музеологии и интерпретации музея в философии русского космизма. Работы Арсения Жиляева показывались на биеннале в Кванджу, Ливерпуле, Лионе и Люблянской триеннале, а также на выставках в Центре Помпиду в Париже, в «Де Аппель» в Амстердаме и в HKW в Берлине.
  • Анастасия Потёмкина
    Художница. Окончила МАРХИ (мастерская экспериментального архитектурного проектирования), Академию искусств в Вене. Совместно с Алексеем Булдаковым основала проект «Лаборатория городской фауны» (Urban Fauna Lab). Живет и работает в Москве и Бангкоке.
  • Катерина Чучалина
    Старший куратор фонда V-A-C. Сокуратор европейской биеннале современного искусства Manifesta 2020. Также курировала российские и зарубежные проекты: «Зелень внешняя» («Лаборатория городской фауны», ВДНХ, 2014), «Вне зоны видимости» (Михаил Толмачев, Центральный музей Вооруженных сил России, 2014), «Шоссе Энтузиастов» (Венеция, 2012), «ИК-00. Места заключения» (Международная архитектурная биеннале в Венеции, 2014). Соорганизатор Центра экспериментальной музеологии, специального проекта V-A-C.
  • Екатерина Никитина
    Доктор гуманитарных наук по литературоведению (PhD Силезский университет), участник открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель международной магистерской программы Art&Science в Университете ИТМО. Заместитель руководителя Факультета современного искусства «Среды обучения».
  • Арсений Жиляев
    Художник, лидер Факультета современного искусства Среды обучения и ведущий одной из художественных мастерских. В своих работах обращается к наследию советской музеологии и интерпретации музея в философии русского космизма. Работы Арсения Жиляева показывались на биеннале в Кванджу, Ливерпуле, Лионе и Люблянской триеннале, а также на выставках в Центре Помпиду в Париже, в «Де Аппель» в Амстердаме и в HKW в Берлине.
  • Анастасия Потёмкина
    Художница. Окончила МАРХИ (мастерская экспериментального архитектурного проектирования), Академию искусств в Вене. Совместно с Алексеем Булдаковым основала проект «Лаборатория городской фауны» (Urban Fauna Lab). Живет и работает в Москве и Бангкоке.
  • Катерина Чучалина
    Старший куратор фонда V-A-C. Сокуратор европейской биеннале современного искусства Manifesta 2020. Также курировала российские и зарубежные проекты: «Зелень внешняя» («Лаборатория городской фауны», ВДНХ, 2014), «Вне зоны видимости» (Михаил Толмачев, Центральный музей Вооруженных сил России, 2014), «Шоссе Энтузиастов» (Венеция, 2012), «ИК-00. Места заключения» (Международная архитектурная биеннале в Венеции, 2014). Соорганизатор Центра экспериментальной музеологии, специального проекта V-A-C.
  • Екатерина Никитина
    Доктор гуманитарных наук по литературоведению (PhD Силезский университет), участник открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель международной магистерской программы Art&Science в Университете ИТМО. Заместитель руководителя Факультета современного искусства «Среды обучения».