— Ну да, конечно, я говорил вчера, что все-таки искусство представляло собой в течение длительного времени попытку преодолеть смерть, но преодолеть смерть не спиритуальным образом, не через дух и не через душу, а через технологию.
Дело в том, что очень важно для нас, что мы принимаем гибель всего. Очень многие люди после Дюшана и его этого уринуара выставленного говорили, сейчас стерлась граница между искусством и неискусством, но это полная чушь, потому что уринуаров, вообще говоря, очень много. Они стоят в каждом туалете. Никто о них не заботится, и когда они приходят в негодность, их выкидывают. А пять уринуаров, которые подписаны Дюшаном, стоят в ведущих музеях. Их судьба отличается от судьбы всех остальных уринуаров, вот в чем дело, и отличается радикально.
В основе искусства традиционного лежало вот это вот различие между вещами, смерть которых мы принимаем, и вещами, смерть которых мы не готовы принять. Уничтожение какой-нибудь «Моны Лизы» воспринимается как варварство, мы не готовы его принять. И вот эта неготовность принять гибель объекта — довольно странная вещь.
В свое время меня привлекли к участию в обсуждении следующей темы. В Мекке должна была быть реконструкция системы транспорта, потому что много слишком паломников, и там люди гибли во время паломничества. И в процессе этой реконструкции они предполагали, и это и было сделано, уничтожить сад, в котором гулял пророк Мухаммед. Все музейное сообщество было возмущено, и специалисты мусульманской религии сказали, что это возмущение является следствием варварского сознания европейцев, которые считают, что один предмет лучше другого, один сад лучше другого. Оттого, что там прогуливался Мухаммед, это его лучше не делает. Так что я просто хочу сказать, что-то, что воспринимается варварством в одной парадигме, оказывается сильно отличным от того, что воспроизводится как варварство в другой.