Click to order
Cart
ВАШ ЗАКАЗ:
Total: 
ИСКУССТВО В СРЕДЕ мм 8 800 500 30 94
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»

Философия феминизма
и современное искусство

Эксперт курса: Алла Митрофанова

О ней: Алла Митрофанова, философиня, участница Киберфеминистского интернационала, куратор Петербургского философского кафе, соосновательница Галереи экспериментального звука.
Продолжительность курса: 6 лекций
Стоимость: 5'000 рублей

Курс исследования культуры ХХ-ХХI веков построен по методологии нового материализма и феминистской эпистемологии. Феминистсткий подход предполагает не столько исключительно историю женщин и возвращение их в культурный канон. Это подход построения другой карты культурной истории, в которой маргинальное может приобретать значимость, а канонические, большие фигуры пересматриваются через анализ канона и политических иерархий. Любой культурный период имеет сложную причинность, противоречивую повседневность, свои форматы телесности. Например, история авангарда это также история революции, построение нового быта и история нового формирования тел (сексуальная революция). А современное искусство — это также и философия технологии, полемика с научными исследованиями в сайнс-арте, активизме, исследование микрополитики сообществ, альтернативных выставочных инициатив и прочего.

Методологически курс читается из философской позиции нового материализма: произведения искусства ХХ и ХХI веков рассматриваются в пересечениях культурных, социальных, гендерных причинных связей.
Акцент будет сделан на феминистском искусстве и женском политическом и эпистемологическом вкладе.

В фокусе 3 периода:
1) авангард и его политические и эстетические теории;
2) феминистское искусство 70−90 годов и феминисткая критика науки и культурного канона;
3) возвращение онтологии в философию в различных вариантах от нового материализма до спекулятивного реализма и искусства сайнс-арта, перформанса и активизма.
Количество домашних заданий: 3 задания

 — историко-теоретическое эссе (1−3 страницы);
 — постер;
 — эскиз арт-проекта.

Программа курса
1. Почему важна гендерная история авангарда и революции 1917 г. Как политика гендерного равенства изменила символическую структуру мира и его повседневность? Как феминистская теория рассматривает проблему разделения существования и знания?
Фактография женского политического движения: образовательное движение, женское политическое правоведение (феминистское законодательство в первой Государственной Думе 1905−1906 годов, Женские конгрессы Второго интернационала), декреты гендерного равенства, новый быт и сексуальная революция (Коллонтай, Рейснер).
2. Женщины в авангарде: заумницы, футуристки, конструктивистки, производственницы Елена Гуро, Ольга Розанова, Любовь Попова, Варвара Степанова и другие
Эстетика и политика, переизобретения реальности. 20-е годы и политики гендерного равноправия, новый быт. Школы и студии новых тел.
3. Период антифеминистской реакции 30−60-х годов
Лидия Гинзбург, Симона Вейль, Ольга Фрайденберг, Бети Фридан, Кэйт Миллетт.
4. 60−70-е годы — феминистский психоанализ, политики пола
Подъем феминистского искусства: Женское письмо (Безумная на чердаке, Хохот Медузы). Смотрим феминистский перформанс: «Три недели в мае», Кэроли Шнееманн, «Герилья Герлз», диссидентский феминизм и журнал «Мария».
5. Феминистская эпистемология и критика эпистемологического дуализма (природа/культура), Манифест киборга, философия техники и неоматериализм, квир, кибер, интерсекциональность, неорационализм. Феминистское медиаискусство (VNSMatrix, сайнс-арт (Тагни Дафф, группа «Куда бегут собаки», Паула Ади и пр.)

6. Феминистское искусство и движения в России
Арт-проекты:
— 90-е: Антошина, ФНО, Анна Альчук «Границы гендера»;
— 2000-е: «ЖендАрт», Житлина, Голуб, журнал «Равноправка», театр «Верхотура» и Полина Заславская;
— 2010-е: «ШВЕМЫ», «Ф и И», «НИИЧЕГОДЕЛАТЬ», «Союз Выздоравливающих», группа «Родина», ф-письмо и киберфеминистское письмо и другие.
Книжная полка

►Алла Митрофанова, «Гендерная революция 1917 года НЛО №18»

►Ирина Юкина, «Российский феминизм как вызов современности»

►Ричард Стайтс, «Женское освободительное движение в России: феминистки, нигилистки, большевички»

►Райх, «Сексуальная революция»

►Вагинов, «Козлиная песня», фильм «Третья Мещанская»

►Гладков, «Цемент»

►Коллонтай, «Три возраста любви»

►Катаев пьеса, «Квадратура круга»

►Фридан, «Загадка женственности»

►Лидия Гинзбург, «Дневники»

►Торилл Мой, «Сексуальная / текстуальная политика»

►Люси Липпард в сб., «Гендерная теория искусства»