Получить консультацию
Специалисты приемной комиссии расскажут про акции и ответят на ваши вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и получение сообщений от Среды обучения.
Vanadium Bloom
Галерея «Среда» (Cube.Moscow)

29 января – 11 марта
Выставка-эксперимент в рамках проекта «Нестабильные соединения»
Летом 2021 года платформа Posthuman Studies Lab, факультет современного искусства Среды обучения и РХТУ им. Д. И. Менделеева запустили исследовательский проект «Нестабильные соединения». Участники представили сценарий альтернативного будущего, в котором растения и машины участвуют в совместном строительстве связей, образуя «растительный интернет» — результатом работы стала коллективная инсталляция, созданная художниками совместно с исследователями и инженерами.
О выставке
Важным элементом сети, который поддерживал ее работу, стала проточная батарея с применением ванадия — альтернативного источника энергии, который аккумулируют в себе некоторые растения. Выставка Vanadium Bloom изучает возможность растений накапливать ванадий на примере таких видов, как овсяница красная, овес посевной и клевер ползучий. По завершении экспозиции растения будут использованы для выработки энергии.
«Без названия», Антон Крафтский. Фото: Вера Вишнёвая
Подробнее
Территории заброшенных заводов представляют собой не только останки бывших производств, но и места произрастания разнообразной растительности, захватывающей пространства, ранее занятые человеком. Применяемые ранее в сельском хозяйстве рейнутрия и борщевик Сосновского «сбежали» из культуры в дикость — на свалки, заброшенные территории, придорожные пустоши. Щавель, марь белая, лебеда, горец вьюнковый, тысячелистник — виды местной флоры, которые сопутствовали сельскому хозяйству, поскольку требовали открытых почв — и сейчас заселяют территории, оставшиеся без возделывания или производств.
Произрастая на загрязненных почвах, некоторые растения аккумулируют различные металлы в концентрациях, в сотни или даже тысячи раз превосходящих их содержание в окружающей среде. Эта особенность используется для очистки загрязненных территорий. Также сегодня открываются опытные растительные фермы по добыче — фитомайнингу — некоторых металлов для повторного использования.

Особый интерес представляет возможность фитомайнинга ванадия, который применяется при создании проточных батарей — сравнительно новой технологии, в которой электричество запасается в форме химической энергии жидких веществ. Ванадий почти не встречается в природе в чистом виде, однако в малых концентрациях присутствует в самых разных источниках, в том числе живых организмах.
В соединениях ванадий может существовать в четырех разных степенях окисления, в каждой из которых имеет свой характерный цвет. В проточной батарее есть две емкости с топливом, в одной соединения ванадия превращаются из желтого в синий, в другой — из сиреневого в зеленый. В зависимости от соединений, которые дополнительно присутствуют в растворе электролита, ванадий также может менять свой цвет на рыжий, серый, оранжевый, изумрудный. Окрашиваясь в разные оттенки, ванадий цветет — как живое растение.

Совместно с исследователями из РХТУ им. Д. И. Менделеева художники проводят эксперимент по фитомайнингу ванадия. В пространстве галереи размещены экспериментальные образцы некоторых видов растений — овсяницы красной, овса посевного и клевера ползучего. Эти травы могут применяться для восстановления растительного покрова на загрязненных почвах.
В пространстве галереи овсяница, овес и клевер растут в почве с разной концентрацией соединения ванадия — метаванадата аммония (​​NH4VO3). По окончании выставки растения будут собраны и высушены, затем озолены, а полученные соединения будут использованы для создания ванадиевого электролита с последующим помещением его в проточную батарею.
Отправной точкой исследования, проведенного совместно с РХТУ им Д. И. Менделеева, стало предположение, что растения, растущие в местах бывших производств, могут накапливать целый спектр редких элементов. А виды, применявшиеся в сельском хозяйстве, продолжают «трудиться» на территориях, оставленных людьми, выступая нечеловеческими хозяйствующими агентами. Участники использовали результаты этого труда для создания экономической системы, в которой циркулирует реальный и виртуальный ванадий — с одной стороны, будучи ресурсом проточной батареи, питающей всю систему, с другой — криптовалютой, курсирующей через цифровые протоколы. Сеть включила 15 элементов, интегрированных через художественные объекты и реальные растения — от гринделии с территории Джанкойского машиностроительного завода до посевного пастернака с пространства Омской ТЭЦ-5. Сеть разместилась на пересечении Выксунского металлургического завода, реки Железницы и озера Карьер.
О летней школе «Нестабильные соединения»
Участники выставки
Posthuman Studies Lab — платформа, которая объединяет исследователей, художников и теоретиков в работе над осмыслением экологического наследия постсоветских территорий.
Кураторы проекта — Posthuman Studies Lab
Художница, композитор, в своих работах и выступлениях использует самодельные оптические и звуковые устройства, полевые записи, графику.
Мария Молокова
PhD по литературоведению (Силезский университет), теоретик, исследовательница в области critical animal studies.
Екатерина Никитина
Философ, куратор постдисциплинарных проектов ferations.world и GAKhN displaced.
Никита Сазонов
Кандидат биологических наук, (выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова), художник, основатель сайнс-арт-группы 18 Apples. В своих проектах использует и разрабатывает нейробиологические и биоинженерные технологические системы.
Ипполит Маркелов
Фото: Вера Вишнёвая
Художники и исследователи
Наталья Алаторцева
Маша Александрова
Евгения Безгинова
Алина Бровина
Ирина Гулякина
Антон Крафтский
Наталья Кузьмина
Алтын Мустафина
Тимофей Носов
Михаил Петров
Ксения Рубан
Роман Солодков
Дарья Трубарова
Наталья Алаторцева
Ботаник, художник, сотрудник АНО «Прозрачный мир», автор иллюстраций к ботаническим атласам. Выпускница кафедры геоботаники биологического факультета МГУ. Изучала динамику восстановления лесов после вырубок. Работает с космическими снимками для природоохранных нужд.
Маша Александрова
Художница, участница арт-групп «Наденька» и «Никаких оправданий». Преимущественно работает с текстилем и керамикой. Сфера интересов: наблюдение за растениями, архитектура животных, человеческие и нечеловеческие языки, психогеография, теория звука, практики коллективности. Участница российских и международных проектов. Работы Маши хранятся в собрании музея Ludwig Forum (Аахен, Германия) и частных коллекциях. Живет и работает в Омске.
Евгения Безгинова
Специалист по теории вычислительных машин и систем, разработчик и медиахудожник. Работает в различных областях, таких как дополненная реальность, видеоигровое и интерактивное искусство, визуализация и звук.
Алина Бровина
Художница. Связывает художественную практику с распутыванием пересечений теории антропоцена и семейных историй. Занимается исследованиями «близких» мест: городского двора, рабочего коллектива, художественного сообщества, семейного архива. Работает со скульптурой, объектами, фотографией, растениями и лабораторными данными.
Ирина Гулякина
Художница, участница самоорганизации «22». Родилась в городе Клинцы Брянской области, живет и работает в Москве. Обучалась в мастерских Егора Кошелева, Николая Алексеева, Екатерины Коваленко, Анастасии Потёмкиной и Алины Гуткиной в Среде обучения. Работает с различными средствами художественного выражения: от живописи до перформанса. В своих проектах обращается к текстам русской мысли начала ХХ века и современной критической теории; исследует тему еды, растений, тела человека.
Антон Крафтский
Художник. С помощью разных медиумов исследует новые формы отношений объектов и явлений. Ведет постоянный поиск методов и приемов остранения пространства и плоскости, ухода от антропоморфных факторов, создания эстетики киборганической жизни.
Наталья Кузьмина
Художница. Работает с процессом утраты значимого, фокусируется на следах отсутствующего: материалах, документах, архивах, объектах, а также воспоминаниях и памятных ритуалах. Концептуально осмысляет происхождение значений в следах, их возможность становления носителями данных и архивами, способы репрезентации памяти и воспоминаний. Основные медиумы: живопись, инсталляция, видеоарт и партиципаторные практики.
Алтын Мустафина
Исследователь, геоэколог, специалист по геоинформационным системам и дистанционному зондированию Земли. Интересуется изучением пространственной организации растительных сообществ в пределах антропогенных ландшафтов и спектральных характеристик растений, системами экологического мониторинга, энвайронментальной философией, а также вопросами экопросвещения в условиях глобальной повестки XXI века.
Тимофей Носов
Инженер, исследователь, преподаватель. Работает над системами мониторинга окружающей среды, платформами анализа данных для городского планирования, исследует роль отходов в планетарном метаболизме.
Михаил Петров
Кандидат физико-математических наук, заместитель заведующего научно-образовательной лаборатории электроактивных материалов и химических источников энергии в РХТУ им. Д.И. Менделеева.
Ксения Рубан
Художница. В своих работах изучает феномен патологического влечения к разрушающим явлениям — пластмассовые массы, стресс, поглощение бытовой химии.
Роман Солодков
Медиахудожник с бэкграундом в биологии и нейронауке. Работает с 3D-графикой и анимацией, видеоиграми, creative coding’ом и электроникой. Интересуется темой сотрансформации тела и технологий, альтернативными интерфейсами как инструментами для изменения отношений с технологией, биомедиа.
Дарья Трубарова
Художница, дизайнер, арт-директор. Получила образование в области социальных наук, сейчас изучает медиаискусство в Школе Родченко онлайн. В своих проектах деконструирует корпоративный язык и рекламные образы, используя опыт работы в коммерции и рекламе. Работает с информационным полем, человеческой памятью, историческим контекстом. Использует различные цифровые медиумы для рефлексии отношений человека и технологии, а также человека и окружающей среды.
Как посетить выставку
Выставка проходит с 29 января по 11 марта в галерее «Среда», расположенной в пространстве Cube. Moscow на парковке The Ritz-Carlton на ул. Тверской, 3.

Стоимость посещения — 200 рублей (единый вход на все экспозиции Cube. Moscow). Галерея работает со вторника по воскресенье с 12:00 до 21:00. Из-за пандемийных ограничений требуется предварительная запись на посещение в выбранное время.