Получить консультацию
Специалисты приемной комиссии расскажут про акции и ответят на ваши вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и получение сообщений от Среды обучения.
Онлайн-обучение в мастерской художественного критика, искусствоведа и главного редактора «Диалога искусств» Александры Рудык. Занятия проходят в реальном времени.

Старт Вводного модуля: июнь 2022 года.
Старт программы: сентябрь 2022 года.

Александра Рудык

мастерская

как проходит обучение
Обучение включает теорию и практику. На лекционной части студенты познакомятся с историей художественной критики, найдут ее место и значение в системе искусства и узнают больше о ее методах и связи с журналистикой.

На практической части студенты мастерской получат навыки создания структуры текста, научатся формулировать мысли в краткой и развернутой форме и работать с разными типами материалов. Так, участники напишут рецензию, возьмут интервью у известного художника или художницы (встречу организует преподаватель), поучаствуют в письменной дискуссии и выполнят заказ «из жизни» — напишут о новой выставке, о которой еще не успели написать другие критики. Преподаватель внимательно проверит каждое задание, оставит комментарии и поможет доработать материал.
Александра Рудык
Художественный критик, искусствовед, главный редактор журнала «Диалог искусств». Ранее занимала должности старшего редактора культуры, а затем заместителя главного редактора в журнале Interview Russia (2011-2017); редактора печатного издания «Артгид» (2009-2010); обозревателя выставок в журнале «Афиша» (2007-2009). Автор публикаций в изданиях: «Артхроника», «Большой город», «Проект Россия», «Сноб», The Blueprint, Esquire, Forbes, Vogue и др.

Редактор-составитель каталогов «Сальвадор Дали и медиа» (2014), «Андрей Бартенев» (2015); юбилейной книги ЦСИ «Винзавод» «Краткая история российской культуры 2007–2017»; каталога павильона России на Венецианской биеннале Theatrum Orbis MMXVII (2017) и других печатных изданий.

В разные годы работала в галереях Лизы Плавинской (2004-2005), «Арт-стрелка» (2005-2006), GMG gallery (2010-2011).

Окончила Российский государственный гуманитарный университет факультет истории искусства, отделение «Искусствоведения» (2002-2007). Стажировалась в университете Ca'Foscari в Венеции (Италия) (2006).
программа →
программа →
программа →
программа →
Первое занятие. Художественная критика. Введение
Изучение истории художественной критики и становления института современного искусства — знакомство с его устройством и местом, которое занимают в нем тексты. На этом занятии студенты попробуют найти свое место в этой системе и определить, для кого и для чего они пишут или собираются писать об искусстве.
Второе занятие. Отечественная критика
Знакомство с истоками отечественной художественной критики в XX веке — основными именами, трудами и позициями их авторов.
Третье занятие. Принципы журналистики, которые могут пригодиться критику
Несмотря на то, что тексты об искусстве — это непрерывно развивающаяся социальная форма без четкого шаблона, преподаватель предложит использовать журналистские принципы построения и преподнесения материала. Занятие будет посвящено правилам и инструментам журналистики, вариантам внутренней структуры и логике текста, а также разнице между фактами и вымыслом.
Четвертое занятие. Методология изучения искусства
Разбор фактического анализа, иконографии и иконологии как базовых исторических методов изучения искусства. На этом занятии студенты получат задание написать первую рецензию.
Пятое занятие. Практика: рецензия
Студенты вслух прочитают свои рецензии и обсудят тексты внутри группы — участники прокомментируют свои ощущения, расскажут, что им понятно, а что нет, и сумел ли автор, по их мнению, найти и передать свою мысль.
Шестое занятие. Метамодерн
Знакомство со стилями и направлениями второй половины XX века с подробным разбором мета/неомодернизма, который многие исследователи обосабливают в отдельное направление, наиболее актуальное сегодняшнему дню. Обсуждение, насколько такое обособление правомерно и насколько метамодерн можно трактовать как большой стиль или направление. Идентификация места явления в культуре рубежа веков и оптики, которую он дает современному критику и зрителю.
Седьмое занятие. Практика: интервью
На занятие к студентам придет современный художник, которому студенты по очереди будут задавать вопросы. Его имя студенты узнают заранее, чтобы как следует подготовиться. Результатом встречи станет текст — интервью, составленное из ответов на вопросы участников, или обзор творчества художника, построенное на цитатах, полученных студентами из прямой речи гостя.
Восьмое занятие. Практика: разбор текстов
Чтение и разбор текстов на основе интервью и рецензий, которые участники не успели разобрать к этому занятию.
Девятое занятие. Практика: дискуссия
Студенты получат задание прямо на занятии — посмотрят съемку спорного проекта и прочитают его пресс-релиз. Далее часть студентов встанет на сторону защиты проекта, а другая выступит обвинителем. За 30 минут участники найдут и раскроют один убедительный тезис в защиту своей позиции, затем тексты будут обсуждаться в группе. Цель занятия: научиться смотреть на искусство с разных сторон, чтобы в итоге выработать максимально объективную оценку.
Десятое занятие. Практика: итоговое задание
Студенты посмотрят видеозапись с выставки, которая только открылась и еще не обросла тонной текстов в сети. Также участники получат профайл с подробным описанием рассматриваемого проекта, биографией художников и их основными достижениями. Студенты должны будут написать небольшой текст, который расскажет о выставке и поместит участвующих в ней художников в один из рядов, например этический, геополитический или гендерный. На задачу будет отведено около часа — в это время преподаватель будет давать справки по запросу студентов. Столько же времени будет посвящено разбору получившихся текстов.
Первое занятие. Художественная критика. Введение
Изучение истории художественной критики и становления института современного искусства — знакомство с его устройством и местом, которое занимают в нем тексты. На этом занятии студенты попробуют найти свое место в этой системе и определить, для кого и для чего они пишут или собираются писать об искусстве.
Второе занятие. Отечественная критика
Знакомство с истоками отечественной художественной критики в XX веке — основными именами, трудами и позициями их авторов.
Третье занятие. Принципы журналистики, которые могут пригодиться критику
Несмотря на то, что тексты об искусстве — это непрерывно развивающаяся социальная форма без четкого шаблона, преподаватель предложит использовать журналистские принципы построения и преподнесения материала. Занятие будет посвящено правилам и инструментам журналистики, вариантам внутренней структуры и логике текста, а также разнице между фактами и вымыслом.
Четвертое занятие. Методология изучения искусства
Разбор фактического анализа, иконографии и иконологии как базовых исторических методов изучения искусства. На этом занятии студенты получат задание написать первую рецензию.
Пятое занятие. Практика: рецензия
Студенты вслух прочитают свои рецензии и обсудят тексты внутри группы — участники прокомментируют свои ощущения, расскажут, что им понятно, а что нет, и сумел ли автор, по их мнению, найти и передать свою мысль.
Шестое занятие. Метамодерн
Знакомство со стилями и направлениями второй половины XX века с подробным разбором мета/неомодернизма, который многие исследователи обосабливают в отдельное направление, наиболее актуальное сегодняшнему дню. Обсуждение, насколько такое обособление правомерно и насколько метамодерн можно трактовать как большой стиль или направление. Идентификация места явления в культуре рубежа веков и оптики, которую он дает современному критику и зрителю.
Седьмое занятие. Практика: интервью
На занятие к студентам придет современный художник, которому студенты по очереди будут задавать вопросы. Его имя студенты узнают заранее, чтобы как следует подготовиться. Результатом встречи станет текст — интервью, составленное из ответов на вопросы участников, или обзор творчества художника, построенное на цитатах, полученных студентами из прямой речи гостя.
Восьмое занятие. Практика: разбор текстов
Чтение и разбор текстов на основе интервью и рецензий, которые участники не успели разобрать к этому занятию.
Девятое занятие. Практика: дискуссия
Студенты получат задание прямо на занятии — посмотрят съемку спорного проекта и прочитают его пресс-релиз. Далее часть студентов встанет на сторону защиты проекта, а другая выступит обвинителем. За 30 минут участники найдут и раскроют один убедительный тезис в защиту своей позиции, затем тексты будут обсуждаться в группе. Цель занятия: научиться смотреть на искусство с разных сторон, чтобы в итоге выработать максимально объективную оценку.
Десятое занятие. Практика: итоговое задание
Студенты посмотрят видеозапись с выставки, которая только открылась и еще не обросла тонной текстов в сети. Также участники получат профайл с подробным описанием рассматриваемого проекта, биографией художников и их основными достижениями. Студенты должны будут написать небольшой текст, который расскажет о выставке и поместит участвующих в ней художников в один из рядов, например этический, геополитический или гендерный. На задачу будет отведено около часа — в это время преподаватель будет давать справки по запросу студентов. Столько же времени будет посвящено разбору получившихся текстов.
Дополнительные курсы
Вместе с мастерской студенты проходят несколько курсов от преподавателей — художников, кураторов и исследователей. Предметы помогут глубже погрузиться в контекст современного искусства, познакомят с подробностями его истории и актуальными практиками. Количество курсов в программе зависит от выбранной формы обучения.
История современного искусства с 1945 года до наших дней
Знакомство с направлениями искусства XX — начала XXI веков, развитие навыков анализа и интерпретации работ художников и взгляд на современное искусство как форму критического мышления.
Преподаватель: Екатерина Лазарева — художник, куратор, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ.
История российского современного искусства с 2000-х годов до наших дней
Обзор художественной сцены России с 2000 года по сегодняшний день и разбор ее актуальных тенденций. Особое внимание на курсе посвящено децентрализации искусства и изучению региональных сцен на примерах конкретных художников и институций.
Преподаватель: Николай Алексеев — художник, куратор, сооснователь Воронежского центра современного искусства.
Актуальное в классике. Новаторские предчувствия в искусстве XIV — XIX веков
Формирование целостной картины развития мирового искусства как единого ментального и языкового процесса и вырабатывание нетрадиционного взгляда на «классические» эпохи и их отдельных представителей.
Преподаватель: Ольга Холмогорова — научный сотрудник института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, автор книг и методик преподавания истории искусства детям.
(Пред)история современного искусства в СССР и России с конца 1940-х до начала 2000-х: проблемы и тенденции
Обзор ключевых событий и тенденций в истории современного искусства в России последних 50 лет XX века: выставок, возникновений объединений и движений, а также политических событий, повлиявших на культуру или непосредственно связанных с ней.
Преподаватель: Георгий Соколов — историк культуры, искусствовед, научный сотрудник Эрмитажа.
История медиумов и постмедиальное состояние искусства
Исследование различных средств выражения искусства, их истории и трансформации. Особое место занимает вопрос о междисциплинарности в современном искусстве, а также изучение момента, когда начали стираться границы между изобразительным искусством и наукой, философией, театром, музыкой, кино.
Преподаватель: уточняется
Факультатив. Блокчейн — технология и идеология
Основы блокчейна — разбор истории технологии, ее значения и возможных сценариев развития. Курс объяснит, почему еще недавно NFT и другие концепты на грани технологии и идеологии были невозможны, что они на самом деле собой представляют сейчас и на что они будут способны в будущем.
Преподаватель: Иван Пантуев — в прошлом программист, работает над проектами в области блокчейна. Читает общедоступные лекции на технологически сложные темы, имеющие важное социальное и культурное значение. Также работает с децентрализованными автономными организациями (DAO) как организатор. Живет и работает в США.
За пределами «белого куба»
Рассмотрение концептуальных и эстетических границ и пределов выставки.
Преподаватель: Николя Одюро — куратор, искусствовед, художественный критик, аспирант отделения истории искусства и художественной критики университета Ренн-2 (Франция).
Факультатив. Ридинг-группа: теория авангарда
Чтение и обсуждение ключевых текстов, связанных с художественным авангардом XX века.
Преподаватель: Екатерина Лазарева — художник, куратор, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ.
Факультатив. Ридинг-группа: введение в гендерные исследования
Изучение классических текстов по гендерным исследованиям и феминистской теории в их связи с искусством.
Преподаватель: Марина Винник — художница, режиссерка, соорганизаторка школы феминистских художниц «Кухня».
Занятия проходят онлайн
в реальном времени
Обучение рассчитано на практику
и включает написание текстов для портфолио
Преподаватель всегда на связи
— дает советы и комментарии
Записи занятий не удаляются
и хранятся на учебном сайте
кому подойдет мастерская
Занятия подойдут студентам с любым уровнем подготовки в области письма, интересующимся современным искусством. Знание истории искусства приветствуется.
как подготовиться
Специальной подготовки не требуется, но для поиска вдохновения и нужного настроя можно прочитать:

  • «Под знаком Сатурна», Сьюзен Сонтаг;
  • «Мысль как страсть», Сьюзен Сонтаг;
  • «Весна Средневековья», Александр Тимофеевский;
  • «Исследуя визуальный мир», Джеймс Элкинс.
Обучение в числах
можно разбить оплату
На 6 частей
— длительность мастерской
6 месяцев
— стоимость обучения
От 60 000 рублей
дополнительно в программе
От 2 курсов
Формы обучения
Авторский курс рекомендуется проходить вместе с программой «Практики современного искусства». Если вам нужна только практика в мастерской, ее можно посещать отдельно.
10 000 руб. в месяц
60 000 рублей за программу
  • Мастерская
  • Курс «История современного искусства с 1945 года до наших дней»
  • Курс «История российского современного искусства с 2000-х годов до наших дней»
13 333 руб. в месяц
80 000 руб за программу
  • Мастерская
  • Курс «История современного искусства с 1945 года до наших дней»
  • Курс «История российского современного искусства с 2000-х годов до наших дней»
  • Курс «Актуальное в классике. Новаторские предчувствия в искусстве XIV — XIX веков»
  • Курс «(Пред)история современного искусства в СССР и России с конца 1940-х до начала 2000-х: проблемы и тенденции»
  • Курс «История медиумов и постмедиальное состояние искусства»
  • Курс «За пределами „белого куба“»
  • Факультатив. «Блокчейн — технология и идеология»
  • Факультатив. Ридинг-группа: теория авангарда
  • Факультатив. Ридинг-группа: введение в гендерные исследования
идет набор
Вы можете вернуть 13% через налоговый вычет. Спросите об этом специалиста приемной комиссии.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение сообщений от Среды обучения.
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРОГРАММУ →
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРОГРАММУ →