Набор закрыт
Онлайн-обучение в мастерской художественного критика, искусствоведа и главного редактора «Диалога искусств» Александры Рудык. Занятия проходят в реальном времени.

Старт программы: октябрь 2022 года.

Александра Рудык

мастерская

как проходит обучение
Обучение включает теорию и практику. На лекционной части студенты познакомятся с историей художественной критики, найдут ее место и значение в системе искусства и узнают больше о ее методах и связи с журналистикой.

На практической части студенты мастерской получат навыки создания структуры текста, научатся формулировать мысли в краткой и развернутой форме и работать с разными типами материалов. Так, участники напишут рецензию, возьмут интервью у известного художника или художницы (встречу организует преподаватель), поучаствуют в письменной дискуссии и выполнят заказ «из жизни» — напишут о новой выставке, о которой еще не успели написать другие критики. Преподаватель внимательно проверит каждое задание, оставит комментарии и поможет доработать материал.
Александра Рудык
Художественный критик, искусствовед, главный редактор журнала «Диалог искусств». Ранее занимала должности старшего редактора культуры, а затем заместителя главного редактора в журнале Interview Russia (2011-2017); редактора печатного издания «Артгид» (2009-2010); обозревателя выставок в журнале «Афиша» (2007-2009). Автор публикаций в изданиях: «Артхроника», «Большой город», «Проект Россия», «Сноб», The Blueprint, Esquire, Forbes, Vogue и др.

Редактор-составитель каталогов «Сальвадор Дали и медиа» (2014), «Андрей Бартенев» (2015); юбилейной книги ЦСИ «Винзавод» «Краткая история российской культуры 2007–2017»; каталога павильона России на Венецианской биеннале Theatrum Orbis MMXVII (2017) и других печатных изданий.

В разные годы работала в галереях Лизы Плавинской (2004-2005), «Арт-стрелка» (2005-2006), GMG gallery (2010-2011).

Окончила Российский государственный гуманитарный университет факультет истории искусства, отделение «Искусствоведения» (2002-2007). Стажировалась в университете Ca'Foscari в Венеции (Италия) (2006).
программа →
программа →
программа →
программа →
Первое занятие. Художественная критика. Введение
Изучение истории художественной критики и становления института современного искусства — знакомство с его устройством и местом, которое занимают в нем тексты. На этом занятии студенты попробуют найти свое место в этой системе и определить, для кого и для чего они пишут или собираются писать об искусстве.
Второе занятие. Отечественная критика
Знакомство с истоками отечественной художественной критики в XX веке — основными именами, трудами и позициями их авторов.
Третье занятие. Принципы журналистики, которые могут пригодиться критику
Несмотря на то, что тексты об искусстве — это непрерывно развивающаяся социальная форма без четкого шаблона, преподаватель предложит использовать журналистские принципы построения и преподнесения материала. Занятие будет посвящено правилам и инструментам журналистики, вариантам внутренней структуры и логике текста, а также разнице между фактами и вымыслом.
Четвертое занятие. Методология изучения искусства
Разбор фактического анализа, иконографии и иконологии как базовых исторических методов изучения искусства. На этом занятии студенты получат задание написать первую рецензию.
Пятое занятие. Практика: рецензия
Студенты вслух прочитают свои рецензии и обсудят тексты внутри группы — участники прокомментируют свои ощущения, расскажут, что им понятно, а что нет, и сумел ли автор, по их мнению, найти и передать свою мысль.
Шестое занятие. Метамодерн
Знакомство со стилями и направлениями второй половины XX века с подробным разбором мета/неомодернизма, который многие исследователи обосабливают в отдельное направление, наиболее актуальное сегодняшнему дню. Обсуждение, насколько такое обособление правомерно и насколько метамодерн можно трактовать как большой стиль или направление. Идентификация места явления в культуре рубежа веков и оптики, которую он дает современному критику и зрителю.
Седьмое занятие. Практика: интервью
На занятие к студентам придет современный художник, которому студенты по очереди будут задавать вопросы. Его имя студенты узнают заранее, чтобы как следует подготовиться. Результатом встречи станет текст — интервью, составленное из ответов на вопросы участников, или обзор творчества художника, построенное на цитатах, полученных студентами из прямой речи гостя.
Восьмое занятие. Практика: разбор текстов
Чтение и разбор текстов на основе интервью и рецензий, которые участники не успели разобрать к этому занятию.
Девятое занятие. Практика: дискуссия
Студенты получат задание прямо на занятии — посмотрят съемку спорного проекта и прочитают его пресс-релиз. Далее часть студентов встанет на сторону защиты проекта, а другая выступит обвинителем. За 30 минут участники найдут и раскроют один убедительный тезис в защиту своей позиции, затем тексты будут обсуждаться в группе. Цель занятия: научиться смотреть на искусство с разных сторон, чтобы в итоге выработать максимально объективную оценку.
Десятое занятие. Практика: итоговое задание
Студенты посмотрят видеозапись с выставки, которая только открылась и еще не обросла тонной текстов в сети. Также участники получат профайл с подробным описанием рассматриваемого проекта, биографией художников и их основными достижениями. Студенты должны будут написать небольшой текст, который расскажет о выставке и поместит участвующих в ней художников в один из рядов, например этический, геополитический или гендерный. На задачу будет отведено около часа — в это время преподаватель будет давать справки по запросу студентов. Столько же времени будет посвящено разбору получившихся текстов.
Дополнительные курсы
Вместе с мастерской студенты проходят несколько курсов от преподавателей — художников, кураторов и исследователей. Предметы помогут глубже погрузиться в контекст современного искусства, познакомят с подробностями его истории и актуальными практиками. Количество курсов в программе зависит от выбранной формы обучения.
История современного искусства с 1945 года до наших дней
Знакомство с направлениями искусства XX — начала XXI веков, развитие навыков анализа и интерпретации работ художников и взгляд на современное искусство как форму критического мышления.
Преподаватель: Екатерина Лазарева — художник, куратор, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ.
Преподаватель: Иван Новиков — художник, куратор и преподаватель. Член редакционного совета «Художественного Журнала». Заведующий кафедрой живописи в Институте «База».
Историко-теоретическое и методологическое введение в практику artist research — исследований, предшествующих созданию художественной работы.
Введение в художественные исследования
Эстетика искусства новых медиа
Изучение истории технологичного искусства и рассмотрение основных теорий, концепций и подходов в изучении и интерпретации новых медиа.
Преподаватель: Янина Пруденко — кандидат философских наук, доцент культурологии. Куратор Открытого архива украинского медиаарта, преподаватель Школы Родченко. Экоактивистка и экоблогер.
Основы Sound Art
Современные методы работы с аудио в искусстве: от саунд-дизайна до экспериментального звука.
Преподаватель: Юлия Глухова — звукорежиссер, звуковая художница, саунд-дизайнер. Выпускница мастерской звукорежиссуры ВГИК. Резидент сообщества SoundArtist.ru. Саунд-директор проекта «Радио Arzamas».
Видеоарт как дискурсивная практика
Обзор истории видеоарта от однокадровых видео до виртуальной реальности.
Преподаватель: Александра Старусева-Першеева — кандидат искусствоведения, кинорежиссер, видеохудожник.
Перформативные практики и танец
Знакомство с перформансом и танцем — от истории и теории медиума до психологии телесности.
Преподаватель: Дарья Юрийчук — художница и исследовательница визуальной культуры. Соавторка спектаклей Locker Room Talk и «Кариес капитализма». Соосновательница медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое».
Art&Science: методология кураторского исследования
Осмысление целей, задач и результатов кураторской практики в области Art & Science. Разбор вопросов становления художника и куратора в условиях развития технологий — робототехники, IT и биомедицины.
Преподаватель: Дмитрий Булатов — художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал).
Преподаватель: Арсений Жиляев — художник. художник. Участвовал в «Манифесте», биеннале в Кванджу, Ливерпуле, Лионе, Риге и Люблянской триеннале, а также на выставках в Москве, Париже, Амстердаме, Берлине и других городах России и мира.
Знакомство с общими принципами и главными представителями концептуального искусства.
Концептуализм и постконцептуализм в искусстве
Факультатив. Искусство и эстетика постгуманизма
Проблематизация неантропоцентрической эстетики современного искусства.
Преподаватель: Екатерина Никитина — Ph.D. по литературоведению (Силезский университет), участница открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель Международной магистерской программы по Art&Science в университете ИТМО.
Факультатив. Зачем (искусству) философия?
Разбор базовых функций философской практики и погружение в историю взаимодействий художников и философов.
Преподаватель: Никита Сазонов — философ, участник исследовательской платформы Posthuman Studies Lab.
Занятия проходят онлайн
в реальном времени
Обучение рассчитано на практику
и включает написание текстов для портфолио
Преподаватель всегда на связи
— дает советы и комментарии
Записи занятий не удаляются
и хранятся на учебном сайте
кому подойдет мастерская
Занятия подойдут студентам с любым уровнем подготовки в области письма, интересующимся современным искусством. Знание истории искусства приветствуется.
как подготовиться
Специальной подготовки не требуется, но для поиска вдохновения и нужного настроя можно прочитать:

  • «Под знаком Сатурна», Сьюзен Сонтаг;
  • «Мысль как страсть», Сьюзен Сонтаг;
  • «Весна Средневековья», Александр Тимофеевский;
  • «Исследуя визуальный мир», Джеймс Элкинс.
Обучение в числах
можно разбить оплату
На 6 частей
— длительность мастерской
6 месяцев
— стоимость обучения
От 60 000 рублей
дополнительно в программе
От 2 курсов
Формы обучения
На программе доступны два формата обучения, включающие разное количество дополнительных курсов. Мы рекомендуем проходить более полную программу — предметы помогут глубже погрузиться как в историю и теорию современного искусства, так и в его актуальные практики.
  • Обучение в мастерской
  • Курс «История современного искусства с 1945 года до наших дней»
  • Курс «Введение в художественные исследования»
60 000 рублей за программу
10 000 руб. в месяц
  • Обучение в мастерской
  • Курс «История современного искусства с 1945 года до наших дней»
  • Курс «Введение в художественные исследования»
  • Курс «Эстетика искусства новых медиа»
  • Курс «Основы Sound Art»
  • Курс «Видеоарт как дискурсивная практика»
  • Курс «Перформативные практики и танец»
  • Курс «Art&Science. Методология кураторского исследования»
  • Курс «Концептуализм и постконцептуализм в искусстве»
  • Факультатив «Искусство и эстетика постгуманизма»
  • Факультатив «Зачем (искусству) философия?»
80 000 руб за программу
13 333 руб. в месяц