Получить консультацию
Специалисты приемной комиссии расскажут про акции и ответят на ваши вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и получение сообщений от Среды обучения.
Старт обучения в марте 2022
Теория и практика от действующих лиц российского современного искусства. В конце — диплом и защита итогового проекта.
Практики современного искусства ←
Практики современного искусства →

Практики современного искусства

Время решиться: скидка 20% до конца ноября
Скидка действует при разовой оплате от семестра обучения и не суммируется с другими акциями
Кому подойдет программа
Программа подходит начинающим и практикующим:
• художникам;
• кураторам;
• художественным критикам;
• а также всем, кто хочет погрузиться в смыслы, контексты и новейшие практики искусства.
Программа
6 месяцев
длительность обучения
Первый модуль. История и теория
Погружение в историю становления современного искусства — от предтечей явления в XIX веке до актуальных тенденций. Внимание уделяется не только самим работам и трансформации медиумов, но и истории кураторства и коллекционерского дела.
Список предметов
Предыстория современного искусства: XIX и XX века
Обзор ключевых вех и персоналий, которые ознаменовали поворотные моменты в развитии искусства и способствовали появлению того, что мы называем современным искусством сегодня.
История современного искусства с 1945 года до наших дней
Знакомство с направлениями искусства XX – начала XXI веков, развитие навыков анализа и интерпретации работ художников и взгляд на современное искусство как форму критического мышления.
История российского современного искусства
Обзор художественной сцены России с 2000 года по сегодняшний день и ее актуальных тенденциях. Особое внимание посвящено децентрализации искусства и региональным сценам на примере конкретных художников и институций.
История медиумов и постмедиальное состояние искусства
Исследование различных средств выражения искусства, их истории и трансформации. Особое место занимает вопрос о междисциплинарности в современном искусстве, а также изучение момента, когда начали стираться границы между изобразительным искусством и наукой, философией, театром, музыкой, кино.
История выставок и кураторства
Ретроспектива развития института кураторства и выставок. В основе курса лежит архивный подход, позволяющий осмыслить наиболее значимые выставки XX и XXI веков.
Коллекционирование: от животного мира до NFT
Знакомство с этапами истории коллекционирования в XVI–XX веках, особенностями экспонирования коллекций в странах Европы, Америки и России, основными научными методами в изучении коллекционирования и рынка искусства.
Факультатив. Ридинг-группа: теория авангарда
Чтение и обсуждение ключевых текстов, связанных с художественным авангардом XX века.
Факультатив. Ридинг-группа: Критическая теория
Чтение и понимание теоретических текстов XX века для дальнейшего применения в художественной практике.
Факультатив. Введение в гендерные исследованиЯ
Изучение классических текстов по гендерным исследованиям и феминистской теории в их связи с искусством.
Факультатив. Эстетика космизма
История философской и научной мысли второй половины XIX — начала XX века и рассмотрение ее влияния на искусство.
6 месяцев
длительность обучения
Второй модуль. медиумы
Изучение средств выражения, которыми пользуется художник. В фокусе модуля новейшие медиа, включающие работу со звуком, видео и медиатехнологиями.
Смотреть предметы
Грамматики художественного произведения
Комбинаторика, цвет, свет, ассамбляж — изучение и практика основ поэтики произведения искусства.
Концептуализм и постконцептуализм в искусстве
Общие принципы и главные представители концептуального искусства, работа с объектами.
Видеоарт как дискурсивная практика
Обзор истории видеоарта от однокадровых видео до виртуальной реальности.
Искусство медиаарта
История и практика новых медиа в искусстве.
Искусство Art & Science
Специфика технологического искусства на примере важнейших представителей, работ и фестивалей.
Художественное исследование
Обзор этапов работы над исследованием, инструментов поиска и упорядочивания информации, технология создания концептов.
Основы Sound Art
Современные методы работы с аудио в искусстве: от саунд-дизайна до экспериментального звука.
Гейм-дизайн в современном искусстве
Теория, эстетика и поэтика игрового искусства и их применение в современных художественных практиках.
Факультатив. Ридинг-группа: антиномии истории искусства
«Медленное чтение» и обсуждение текстов Алоиза Ригля, Генриха Вельфлина, Эрвина Панофского, Мейера Шапиро, Ролана Барта, Джонатана Крэри, Джеймса Элкинса.
Факультатив. Искусство и эстетика постгуманизма
Проблематизация неантропоцентрической эстетики современного искусства.
Факультатив. Зачем (искусству) философия?
Разбор базового функционала философской практики и история взаимодействий художников и философов.
6 месяцев
длительность обучения
Третий модуль. пространство
Продолжение погружения в актуальные медиумы, курсы по арт-менеджменту и организации выставок. После этого модуля студенты всех трех блоков защищают итоговую работу, включающую эссе, портфолио и заявку на опен колл, и получают дипломы.
Смотреть предметы
Теории пространства и планетарности
Обсуждение вопросов антропоцена, устойчивости, Земли, геологии и искусства.
Опыты (пространственного) поэтического письма
Работа с «пограничными» и экспериментальными текстуальными и пространственными практиками, изучение актуальных способов взаимодействия литературы и современного искусства.
Перформативные практики и танец
От истории и теории перформанса до пространственной телесности.
Искусство инсталляции
Пространственные экспозиции, реди-мейды и другие объекты современного искусства.
Выставка своими (и не только) руками
Практическое пособие, которое поможет организовать свою выставку.
Постколониальность и искусство
Современное искусство в контексте постколониальной теории, образности и идентичности.
Становление художественных институций и музеев
Рассмотрение музея как социального и культурного явления, история музейного дела в России и за рубежом, а также прогнозирование будущего галерейного и музейного дела.
Факультатив. Организационные теории и арт-менеджмент
Менеджмент проекта в современном искусстве — от объекта искусства до выставки.
Факультатив. Культурная дипломатия и этикет в арт-среде
Особенности коммуникации и переговоров в российской и зарубежной творческой среде.
Защита итогового проекта
Защита исследовательского эссе и портфолио, наработанного за время обучения в мастерской.
6 месяцев
длительность обучения
Выставочный семестр. Границы искусства
Дополнительный модуль: набор краткосрочных курсов и работа над выставочным проектом. На семестр будут зачислены студенты всех направлений: художники, кураторы и художественные критики, успешно освоившие полуторагодовую программу обучения.
Смотреть предметы
Портфолио-ревю
Серия публичных портфолио-ревю студентов.
Менеджмент и продюсирование проектов
Курс рассказывает, как планировать работу над проектом, искать финансирование, участвовать в коллаборациях, ярмарках и резиденциях, подавать заявки на гранты и опен коллы, а также оценивать успех проекта и эффективность его продвижения.
PR в сфере современного искусства
Рассмотрение аспектов продвижения собственного проекта в современном искусстве.
Институциональная критика и институциональный конструктивизм
Имманентный взгляд на художественные процессы в искусстве и возможности выхода за границы институциональности.
Искусство взаимодействия
Искусство на местности, в коллективе и художественных центрах. Особенности взаимодействия со зрителем и направления комьюнити-арта.
Авангардная музеология
Рассмотрение возможности выхода музея за собственные границы, его трансформации и предельных состояниях музеефикации объектов.
Социология искусства
Как искусство функционирует в обществе — какую социальную роль выполняет зритель и деятель искусства.
Мировые вызовы
Цикл встреч, посвященных актуальным проблемам современности: глобализации, автоматизации и труду, работе искусства и искусству работы, цифровому тоталитаризму, капиталоцену и посткапитализму, вопросам экологии, искусственному интеллекту и проблеме творчества.
Юридические аспекты современного искусства
Практическое руководство для профессионалов арт-индустрии: авторское право, налогообложение, транспортировка культурных ценностей.
итог программы ←
итог программы ←
итог программы ←
Выставка
Работы выпускников будут представлены на известной российской арт-площадке
Выставка «Среда обитания» (ЦСИ «Винзавод», 2021). Фото: hiddengarden.art
Мастерские
Мастерские художников
Мастерские кураторов
Мастерские художественных критиков
Теория и практика встраивания традиционных медиа — живописи и скульптуры — в контексты нового, ускоряющегося мира.
Мастерская Николая Алексеева «Традиционные медиумы искусства в различных средах»
Программа соосновательницы «Лаборатории городской фауны» для художников, работающих с нетрадиционными медиумами.
Художественная мастерская Анастасии Потёмкиной
Мастерская современной живописи Таисии Коротковой
Теория и практика цвета и пространства в живописи, освоение инструментов художника-живописца и прохождение мастер-классов по конкретным техникам.
Мастерская перформанса Алины Гуткиной
Изучение телесных практик и терапевтических аспектов перформанса на курсе создательницы проекта «Васябеги».
Мастерская скульптуры Екатерины Коваленко
Изучение скульптурных техник и партнерская работа в мастерской с индивидуальным подходом к участникам.
Набор закрыт
Мастерская для начинающих и практикующих скульпторов, работающих с современными концепциями.
Художественная мастерская Александра Повзнера
Виртуальная лаборатория по переизобретению истории искусства, открытая для представителей всех творческих специализаций.
«Эпиметей» — VR-мастерская Арсения Жиляева и Валентина Дьяконова
Мастерская для тех, кто хочет попробовать себя в новых медиумах, реализует междисциплинарный проект или только определяется с направлением.
Интермедиальная мастерская — шесть мастеров и направлений
Курс, посвященный созданию творческих экспериментов, без ограничений в медиумах и направлениях.
Мастерская Арсения Жиляева «Пусть расцветают сто цветов»
Набор закрыт
Мастерская технологического искусства, затрагивающая все аспекты деятельности художника — от разработки концепций до коммуникации с галереями.
Мастерская Дмитрия Морозова (::vtol::) Feedbacks, flashbacks and oscillations
Набор закрыт
Мастерская Владимира Абиха «Город как медиум»
Мастерская стрит-арта — изучение специфики, подходов и техник уличного искусства и проработка проектов в городском пространстве.
Мастерская Ивана Новикова «Атемпоральные медиа и контекстуальная живопись»
Исследование современных практик атемпоральных медиа и работа над долгосрочными проектами: от ресерча до реализации.
Кураторская мастерская Марины Бобылевой
Кураторская мастерская Алексея Масляева
Мастерская для действующих и начинающих кураторов с фокусом на развитии насмотренности и разработкой выставки в конце курса.
Изучение кураторских практик и направлений развития молодого художника в мастерской шеф-куратора галереи «Триумф».
Набор закрыт
Набор закрыт
Набор закрыт
Авторский курс работника искусства Саши Певака (Париж) о проблемах кураторства и его предназначении в системе художественного производства.
Мастерская Саши Певака «Курировать искренне — от нового к неизвестному»
Мастерская руководителя арт-галереи Ельцин Центра Ильи Шипиловских, посвященная разработке кураторских проектов и изучению того, что остается вне поле зрения зрителя в выставочных пространствах.
Мастерская Ильи Шипиловских «Видимое невидимое»
Мастерская художественной критики Ивана Стрельцова
Мастерская художественной критики Бориса Клюшникова
Изучение истории критики в контексте парижской, российской и немецкой критической сцены XIX века и практика современного письма об искусстве.
Мастерская редактор, художественного критика и сооснователя вебзина о современном искусстве Spectate.
Набор закрыт
Набор закрыт
Набор закрыт
Мастерская главного редактора «Диалога искусств» с акцентом на постоянной практике и написании текстов.
Мастерская художественной критики Александры Рудык
«Ключи к новому настоящему» — мастерская Егора Софронова и Ивана Стрельцова
Мастерская художественной критики — теория в блоках-«ключах», работа с архивами журнала «Настоящее» и практика по ведению собственной редакции.
мастера и преподаватели ←
мастера и преподаватели ←
Влад Софронов
Кандидат философских наук, независимый исследователь.
Александра Старусева-Паршеева
Кандидат искусствоведения, кинорежиссер, видеохудожник.
Дмитрий Булатов
Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал).
Саша Талавер
Докторантка факультета гендерных исследований Центрально-Европейского университета (Будапешт / Вена).
Больше преподавателей
Группировка Дины Жук и Николая Спесивцева
С 2013 года работает с эмоциональными эффектами новых режимов экономики, материальностью чувств, аффектами креативных индустрий, трениями между пользовательскими интерфейсами и протоколами.
Янина Пруденко
Кандидат философских наук, доцент культурологии. Куратор Открытого архива украинского медиаарта, преподаватель Школы Родченко. Экоактивистка и экоблогер, соавтор манифеста Art Footprint Manifesto и соорганизатор Art Footprint Conference.
Ольга Чучадеева
Независимый PR-консультант, продюсер, музыкальный менеджер.
Мария Домрачева
Ассистент куратора и генеральный координатор основного проекта IV и V Уральской биеннале.
Юлия Фиш
Искусствовед, куратор, продюсер, сотрудник отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Анастасия Гачева
Филолог, историк русской литературы и философии, исследователь наследия философов-космистов.
Дарья Юрийчук
Художница и исследовательница визуальной культуры. Соавторка спектаклей Locker Room Talk и «Кариес капитализма» (Центр имени Мейерхольда). Соосновательница медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое».
Евгений Кучинов
Философ, историк, исследователь странных анархизмов, языков космического общения и неопознанных технических объектов.
Екатерина Никитина
Ph.D. по литературоведению (Силезский университет), участница открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель Международной магистерской программы по Art&Science в университете ИТМО.
Артём Бондаревский
Юрист фонда V-A-C.
Георгий Мамедов
Левый и ЛГБТ-активист, куратор и исследователь.
Алиса Багдонайте
Куратор, преподаватель, галерист.
Андрей Ковалев
Художественный критик, писатель, преподаватель факультета истории искусства МГУ.
Валерия Олейник
Основатель студии Spasibo Studio, занимающейся поддержкой и продвижением российских художников.
Кирилл Костеев
Архитектор с опытом создания и реализации скульптур и паблик-арт-объектов.
Максим Мирошниченко
Кандидат философских наук, исследователь культуры, сотрудник Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ ВШЭ.
Дмитрий Булатов
Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал). Подробнее
Александра Старусева-Паршеева
Кандидат искусствоведения, кинорежиссер, видеохудожник.
Арсений Жиляев
Художник, куратор, теоретик современного искусства. Подробнее
Влад Софронов
Кандидат философских наук, независимый исследователь.
Группировка Дины Жук и Николая Спесивцева
С 2013 года работает с эмоциональными эффектами новых режимов экономики, материальностью чувств, аффектами креативных индустрий, трениями между пользовательскими интерфейсами и протоколами
Николай Алексеев
Художник, куратор, соучредитель Воронежского центра современного искусства. Подробнее
Саша Талавер
Докторантка факультета гендерных исследований Центрально-Европейского университета (Будапешт / Вена).
Марина Бобылева
Шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф». Подробнее
Янина Пруденко
Кандидат философских наук, доцент культурологии. Куратор Открытого архива украинского медиаарта, преподаватель Школы Родченко. Экоактивистка и экоблогер, соавтор манифеста Art Footprint Manifesto и соорганизатор Art Footprint Conference.
Николай Смирнов
Географ, художник, куратор проектов «Метагеография». Подробнее
Егор Софронов
Художественный критик, редактор «Художественного журнала». Подробнее
Наталья Серкова
Философ, теоретик искусства, соосновательница проекта TZVETNIK. Подробнее
Евгений Кучинов
Философ, историк, исследователь странных анархизмов, языков космического общения и неопознанных технических объектов.
Дарья Юрийчук
Художница и исследовательница визуальной культуры. Соавторка спектаклей Locker Room Talk и «Кариес капитализма» (Центр имени Мейерхольда). Соосновательница медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое».
Екатерина Лазарева
Кандидат искусствоведения, художник, куратор Музея современного искусства «Гараж». Доцент кафедры Теории и истории искусства РГГУ. Подробнее
Юлия Фиш
Искусствовед, куратор, продюсер, сотрудник отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Артём Бондаревский
Юрист фонда V-A-C.
Александра Цибуля
Поэт, художественный и литературный критик, постоянный автор Официальной газеты Эрмитажа. Подробнее
Мария Домрачева
Ассистент куратора и генеральный координатор основного проекта IV и V Уральской биеннале.
Георгий Мамедов
Левый и ЛГБТ-активист, куратор и исследователь.
Вита Шахнович
Графический дизайнер, медиахудожница.
Анастасия Гачева
Филолог, историк русской литературы и философии, исследователь наследия философов-космистов.
Андрей Ковалев
Художественный критик, писатель, преподаватель факультета истории искусства МГУ.
Мария Молокова
Художник, композитор, преподаватель. Выпускница Университета искусств в Белграде и Школы им. Родченко. Подробнее
Екатерина Никитина
Ph.D. по литературоведению (Силезский университет), участница открытой исследовательской платформы Posthuman Studies Lab, преподаватель Международной магистерской программы по Art&Science в университете ИТМО.
Анна Буали
Куратор отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина, арт-директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб». Подробнее
Ольга Чучадеева
Независимый PR-консультант, продюсер, музыкальный менеджер.
Павел Митенко
Художник-акционист, участник трансдисциплинарной перформативной группы «Союз выздоравливающих», куратор, исследователь. Подробнее
Алиса Багдонайте
Куратор, преподаватель, галерист.
Иоэль Регев
Философ, доктор наук (PhD) (Еврейский университет в Иерусалиме), доцент Европейского университета (Санкт-Петербург). Подробнее
Михаил Куртов
Кандидат философских наук, исследователь медиа и метамедиа, специалист по технотеологии. Подробнее
Валерия Олейник
Основатель студии Spasibo Studio, занимающейся поддержкой и продвижением российских художников.
Кирилл Костеев
Архитектор с опытом создания и реализации скульптур и паблик-арт-объектов.
Максим Мирошниченко
Кандидат философских наук, исследователь культуры, сотрудник Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ ВШЭ.
Екатерина Крылова
Независимый куратор, исследователь, историк искусства. Сотрудничала с Еврейским музеем и центром толерантности, Музеем «Гараж» и другими институциями. Подробнее
Галина Рымбу
Поэтесса, критикесса, переводчица, кураторка литературных проектов. Подробнее
Вводный модуль
подготовка к обучению
До начала обучения мы предлагаем пройти бесплатный вводный модуль. Он также содержит лекции и воркшопы, но обучение на нем не так интенсивно — щадящие темпы помогают подготовиться к прохождению основного курса.
Слушатели модуля учатся организовывать процесс обучения, начинают погружаться в историю и актуальное состояние современного искусства, намечают траекторию развития и проходят первые мастер-классы от ведущих художников, критиков, кураторов и арт-менеджеров.
При поступлении до конца октября — скидка 30%
Скидка действует при разовой оплате от семестра обучения и не суммируется с другими акциями
стоимость
70 000 рублей
один модуль
80 000 рублей
модуль и мастерская
60 000 рублей
семестр в мастерской
идет набор
Вы можете вернуть 13% через налоговый вычет. Спросите об этом специалиста приемной комиссии.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение сообщений от Среды обучения.
-20%
до конца ноября
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРОГРАММУ →
ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРОГРАММУ →
Среда обучения сотрудничает с программами рассрочки российских банков. Выбрать подходящие условия поможет специалист приемной комиссии.
Показать банки