Набор закрыт
Онлайн-обучение в мастерской Елены Яичниковой — куратора выставочного отдела фонда V-A-C и Дома культуры «ГЭС-2». Занятия проходят в реальном времени.

Маршруты в пространстве

Кураторская мастерская Елены Яичниковой

Выставка «Взаимодействие: взгляд современных художников на коллекцию ММОМА», ММОМА. Куратор: Елена Яичникова
Елена Яичникова о мастерской
Мастерская будет посвящена рассмотрению выставки как публичного пространства, в котором индивидуальные голоса образуют многообразный хор, субъективный опыт резонирует с социальным, а личные позиции обретают коллективное присутствие.

Каждая выставка создает особое пространство, основанное на взаимодействии произведений искусства со зрителями. Это взаимодействие происходит на разных уровнях — смысловом, визуальном, тактильном, чувственном, социальном и этическом — и выходит за физические границы выставки и рамки строго эстетического поля. Пространство выставки может стать местом, в котором рождается трансформирующий опыт, указать на еще не исследованные территории и дать возможность появлению кардинально нового. Как пространство, пронизанное связями и отношениями, оно оставляет место для спонтанного, случайного и непредсказуемого.
В то же время выставка функционирует по своим законам, полагается на дисциплинарные операции экспертизы, выбора и исключения, вписывается в существующую институциональную систему и подчиняется устоявшимся регламентациям.

Как найти свободу действий в этой ригидной структуре? Как построить кураторскую работу так, чтобы высказывание было наполнено смыслом и не допускало манипуляций и одновременно проявляло гибкость и открытость по отношению к художнику, зрителю и своему окружению? Какими средствами располагает куратор, чтобы дать возможность зрителю стать соучастником разговора и вести его на равных?

Занятия в мастерской будут посвящены поиску ответов на эти вопросы и другим аспектам кураторской деятельности — знакомству с работами разных кураторов, чтению текстов, практическим вопросам реализации выставок, а также разработке и обсуждению собственных проектов участников.
Ведущая мастерской
Елена Яичникова
Куратор, искусствовед, художественный критик. Куратор выставочного отдела фонда V-A-C и Дома культуры «ГЭС-2» (с 2020 года). Ранее куратор и сотрудник образовательного отдела ММОМА (2013−2017), куратор площадки «Старт» в ЦСИ «Винзавод» (2011−2012), руководитель программы Practicum в ГЦСИ (2010−2011), редактор раздела «Искусство» в журнале Black Square (2009−2010). Член экспертного совета премии «Инновация» (2011, 2014), премии Кандинского (2016), Московской международной биеннале молодого искусства (2014, 2016) и грантовой программы музея «Гараж» для молодых художников (2016, 2017). Номинант премии «Инновация» в категории «Кураторский проект» (2017).

Подробнее о преподавателе
программа →
программа →
программа →
программа →
Первый семестр
Основы истории и теории кураторства, знакомство с ключевыми историческими выставками и кураторами, разбор главных понятий и узловых вопросов.
Второй семестр
Анализ текущих выставок и кураторских проектов, рассмотрение и анализ практических аспектов кураторства.
Третий семестр
Работа над собственным кураторским проектом — разработка идеи, формирование списка художников и их произведений, работа с пространством, написание кураторского текста и экспликаций, работа со зрителями.
Дополнительные курсы
Вместе с мастерской студенты проходят несколько курсов от преподавателей — художников, кураторов и исследователей. Предметы помогут глубже погрузиться в контекст современного искусства, познакомят с подробностями его истории и актуальными практиками. Каждый семестр в мастерской включает прохождение двух курсов.
За пределами «белого куба»
Рассмотрение концептуальных и эстетических границ и пределов выставки.
Преподаватель: Николя Одюро — куратор, искусствовед, художественный критик, аспирант отделения истории искусства и художественной критики университета Ренн-2 (Франция).
Преподаватель: Екатерина Лазарева — художник, куратор, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ.
Знакомство с направлениями искусства XX — начала XXI веков, развитие навыков анализа и интерпретации работ художников и взгляд на современное искусство как форму критического мышления.
История современного искусства с 1945 года до наших дней
Введение в художественные исследования
Историко-теоретическое и методологическое введение в практику artist research — исследований, предшествующих созданию художественной работы.
Преподаватель: Иван Новиков — художник, куратор и преподаватель. Член редакционного совета «Художественного Журнала». Заведующий кафедрой живописи в Институте «База».
Преподаватель: Николай Смирнов — географ, художник, куратор проектов «Метагеография» и «Вечная мерзлота» (Нулевая Арктическая биеннале, Якутск, 2016).
Теория и практика работы с пространством на территории искусства — от изучения истории отношений к пространству художников и теоретиков до освоения актуальных навыков.
Пространство и искусство: теории, исследования и практики
Art&Science: методология кураторского исследования
Осмысление целей, задач и результатов кураторской практики в области Art & Science. Разбор вопросов становления художника и куратора в условиях развития технологий — робототехники, IT и биомедицины.
Преподаватель: Дмитрий Булатов — художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал).
Преподаватель: Арсений Жиляев — художник. художник. Участвовал в «Манифесте», биеннале в Кванджу, Ливерпуле, Лионе, Риге и Люблянской триеннале, а также на выставках в Москве, Париже, Амстердаме, Берлине и других городах России и мира.
Знакомство с общими принципами и главными представителями концептуального искусства.
Концептуализм и постконцептуализм в искусстве
Занятия проходят онлайн
в реальном времени
Обучение включает практику
— участники готовят кураторские проекты
и комментирует проекты участников
Записи встреч не удаляются
их можно пересмотреть на учебном сайте
Вебинары не удаляются
Ведущая мастерской дает обратную связь
кому подойдет мастерская
Мастерская рассчитана на студентов с базовыми знаниями о современном искусстве, стремящихся связать свою профессиональную деятельность с кураторством.
как подготовиться
Для подготовки ведущая рекомендует ознакомиться с книжной полкой факультета, обратив особое внимание на книги о кураторстве, а также изучить рубрики с обзором актуальных выставок в «Диалоге искусств», The Art Newspaper Russia, ArtReview и других журналах о современном искусстве.
Формы обучения
Мастерскую рекомендуется проходить вместе с программой «Практики современного искусства», включающей более 30 курсов, — обучение поможет глубоко погрузиться в историю, теорию, темы, направления и техники современного искусства. В конце программы участники программы защитят итоговые работы и получат дипломы о дополнительном профессиональном образовании.

Если вам нужна только практика в мастерской, ее можно посещать отдельно.
Мастерская
  • Обучение в мастерской Елены Яичниковой «Маршруты в пространстве»
  • Курс «За пределами „белого куба“»
  • Курс «История современного искусства с 1945 года до наших дней»
  • Курс «Введение в художественные исследования»
  • Курс «Пространство и искусство: теории, исследования и практики»
  • Курс «Art&Science: методология кураторского исследования»
  • Курс «Концептуализм и постконцептуализм в искусстве»
60 000 руб за семестр
10 000 руб. в месяц
Мастерская + программа «Практики современного искусства»
  • Обучение в мастерской Елены Яичниковой «Маршруты в пространстве»
  • Более 30 курсов в программе «Практики современного искусства»
  • Защита итоговой работы и получение диплома о дополнительном профессиональном образовании
80 000 руб за семестр
13 333 руб. в месяц